DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Спасите наши души

Земля будет вам прахом / Bad Things (роман)

Автор: Майкл Маршалл [Смит]

Жанр: мистика, триллер

Издательство: Эксмо, Домино

Серия: Misterium

Год: 2011

Похожие произведения:

  • Майкл Маршалл «Те, кто приходят из темноты» (роман)
  • Йон Айвиде Линдквист «Человеческая гавань» (роман)
  • Саймон Магинн «Овцы» (роман)
Земля будет вам прахом
С тех пор я не видел ни ее, ни Тайлера. Наверное, можно было попытаться что-то предпринять, но я чувствовал себя подавленным. В благополучные времена мы казались неплохой парой, но понятия не имели, как ужиться друг с другом, когда времена переменились. Мы обращались к психоаналитику, но проблема в том, что брак — это язык, у которого нет алфавита. Как только вы начинаете приводить его в систему, он умирает. В отношениях между людьми слишком много мелких уловок, и не надо раскрывать карты — чертовски велик риск, что, зная секреты всех фокусов, вы не захотите дальше смотреть представление.

Эта книга любит удивлять – и начинает с первых же абзацев.

История Джона Хендерсона стартует, не размениваясь на приветствия и вежливости. Пожалуй, подобная техника чаще всего используется в синематографе, когда режиссер буквально оглушает зрителей неким событием, намертво приковывая их внимание. И с годами прием не растерял своей эффективности.

Вот мирный лесной пейзаж с уютным домом, на этом фоне – будни обычной американской семьи; но идиллия обрывается так же резко, как преображается жизнь главного героя. Какая-то пара страниц, и читатель становится свидетелем гибели старшего сына Джона Хендерсона – отнюдь не рядовой и даже странной. И автор, не пролив ни капли крови, манит нас в глубину книги, чтобы раскрыть все секреты этой смерти.

Эдакий флешбэк сменяется довольно унылой картиной: прошло несколько лет, главный герой влачит бесцельное существование. Джон, едва не угробив свою жизнь беспробудным пьянством, развелся с женой. Второй сын живет с ней же. И герой, стараясь быть честным с самим собой, осознает, что ему не очень-то хочется общаться с бывшей и принимать участие в воспитании сына, которого он видел после развода считанное число раз.

Это лишь один из примеров того, как автор на протяжении всего романа стремится отойти от неких стереотипов, выбраться за узкие рамки, сколоченные его коллегами по цеху. Подобные примеры встречаются в тексте с похвальным постоянством и поддерживают интерес к чтению не меньше, чем собственно сюжет. И это замечательно: не для того ли мы читаем книги, чтобы ощутить нечто необычное, целостное и новое?

Джон Хендерсон появляется перед нами, хозяйничая за барной стойкой в заведении «Пеликан», что в штате Орегон. Спокойный и невеселый, поначалу он прекрасно вписывается в типаж «маленького человека» – существующего ради чего-то, чего он и сам понять толком не может. Он заполняет время тихими прогулками, глазеет на прибрежные волны, потягивает вечерами пиво или колу на заднем дворе дома, в котором ему посчастливилось жить. Да и дом-то – не его; Хендерсон лишь присматривает за ним, и от этого образ главного героя делается еще более печальным – ведь у него нет даже собственного угла в жизни, не говоря уже о причинах искать ее смысл…

Именно тогда нам открывается еще одна грань авторской манеры: Маршалл использует настоящие лирические отступления, столь редкие в мистическом жанре. Следует уточнить, что это не просто разговор с самим собой, когда персонаж (типичный прием) осмысливает какую-либо дилемму, присматриваясь к ней со всех сторон. Нет, Маршалл как бы абстрагирует целый кусок от тела текста, посвящая его раздумьям на жизненные темы. В таких отрывках герой служит передатчиком его мыслей, и это вдвойне интересно, поскольку авторской речи в тексте нет, все повествование ведется от имени Джона Хендерсона. Эти фрагменты заставляют с новой силой поверить в то, что книга написана главным героем, пусть под его личиной и скрывается некто иной.

Стоит сказать, что рассуждения Маршалла весьма интересны и не производят тягостного впечатления чего-то назидательного и поучительного. Автор не тычет нас носом в текст, как в священное писание, понуждая зубрить и веровать, а как бы вскользь набрасывает свою позицию по конкретным вопросам, и соглашаться с ним или нет – это наше с вами дело.

Где-то к середине книги герой окончательно «оттаивает» и предстает перед нами как полноценная личность, способная на более глубокие переживания, чем тоска и грусть.

По электронной почте Хендерсону приходит письмо, состоящее из четырех слов: «Я знаю, что случилось». Завязка предъявлена читателю, и повествование набирает обороты.

Герой отправляется в городок Блэк-Ридж, чтобы встретиться со своим прошлым и вызнать у таинственной незнакомки, что ей известно о гибели его сына. Звучит как приевшийся штамп, но это лишь видимость: книга стоит прочтения, и раскрывать подробности сюжета не в наших правилах.

Постепенно роман заманивает нас в свой тихий омут, который лишь выглядит тоскливо, но мы-то знаем, кто в нем водится. Так и оказывается на самом деле: ситуация принимает нешуточный оборот, и автор упорно наращивает темп повествования, в концовке сбиваясь на стремительный бег. События происходят с головокружительной быстротой, заставляя читателя все быстрее и быстрее проглатывать строчки.

Маршаллу удалось выстроить гармоничный текст, основанный на классической композиции со всеми ее обязательными элементами – начиная с завязки (гибель сына) и заканчивая своеобразным эпилогом, который подводит случившемуся итог.

«Земля будет вам прахом» – если и не превосходный, то очень хороший роман. Особенно он придется по вкусу любителям колоритных персонажей. Книга на удивление социальна и многообразна в плане представленных в ней личностей. Параллельно с линией Хендерсона развиваются мелкие темы второстепенных персонажей. У каждого своя история, свои скелеты в шкафу и свои аргументы для помощи или противодействия главному герою. В «Земле…» у Маршалла замечательно получилось передать взаимоотношения между людьми, и связи эти получились такими же разносторонними, как и сами люди, как сам роман.

Как бы то ни было, книгу надо искать, находить и читать. Только готовьтесь пожертвовать ради нее вечерком-другим своей жизни… и не говорите, что мы вас не предупреждали, когда вынырнете обратно на этот свет.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 22-12-2011 22:57

    Хорошая рецензия, но книга все равно не заинтересовала. Почему-то представляется немного унылой, хоть и написано, что "автор упорно наращивает темп повествования".

    Учитываю...