Под землей / Beneath
США, 2013
Жанр: ужасы
Режиссер: Бен Кетаи
Сценарий: Патрик Дуди, Крис Валенциано
В ролях: Джефф Фейи, Келли Нунан
Похожие фильмы:
- «Спуск» (2005)
- «Пещера» (2005)
Шахтер — одна из самых опасных профессий в мире. Каждый день спускаясь под землю, он никогда не знает наверняка, вернется ли назад. Волею судьбы горняки могут быть похоронены заживо вследствие внезапного обвала или в мгновение ока сгореть из-за взрыва газа. Эти люди достойны уважения за их тяжкий труд, и об их работе стоит снимать фильмы, страшно-героические, но не смехотворно-идиотические. В случае с лентой «Под землей» режиссеру Бену Кетаи удалось соблюсти некий художественный баланс между производственным триллером и мистикой, но все же с уклоном в низкопробное кино.
Лента начинается с проводов на пенсию заслуженного ветерана Джорджа Марша, отдавшего работе в забое тридцать пять лет. Его взрослая дочь Саманта в знак уважения к профессии отца хочет спуститься вместе с ним под землю в один из его последних рабочих дней. Не всем коллегам Марша спуск Саманты в составе команды кажется хорошей идеей, поскольку у шахтеров, как и у моряков, существует нехорошее поверье о женщине в шахте. Но девушка все же идет вместе с суровыми мужчинами на смену, не представляя, каким ужасом обернется спуск…
Надо отдать должное Бену Кетаи — он попытался снять незаурядный фильм, как по выбранной теме, так и по сюжетной двусмысленности. Пусть картину и открывает сюжетный штамп с «последним днем/заданием перед уходом на покой», но далее история могла повернуться как в сторону реалистичной катастрофы-выживания, так и в область ужасов про тварей, живущих в темноте. По факту лента движется в обоих направлениях, вот только не доходит до мощного развития ни на одном из путей. Хотя со скидкой на малый бюджет, эпизод обвала в шахте смотрится впечатляюще, как и дальнейшие 10—15 минут, что с позиции интриги «спасут/не спасут», что и с точки зрения жутковатой загадки — «А что там в темноте?!» Из всех персонажей по живому восприятию реально выделяется только Джордж Марш, в силу того, что его играет узнаваемый актер Джефф Фэйи, и Саманта — просто потому, что она является единственной женщиной. Остальные герои — ходячие стереотипы из разряда «трус, балбес, бывалый», которым сложно переживать. Сложно и сожалеть об их гибели в силу скудно прописанных характеров.
С этой позиции, как и по другим параметрам, «Под землей» однозначно проигрывает схожему по атмосфере «Спуску» Нила Маршалла, где каждая героиня была личностью, и ужас безвыходной пещеры действительно пробирал до костей. А в фильме Бена Кетаи вроде как и темноты с неизвестностью хоть отбавляй, но почему-то они не вызывают ни напряжения, ни дрожи. Безликие статисты борются с не пойми чем, то ли сходя с ума от безысходности ситуации, то ли действительно встретив злобных и мстительных призраков давно погибших шахтеров. Подобная двуполярность трактовки событий некоторое время вызывает интерес, но потом начинает раздражать в силу полной сумбурности происходящего на экране. Режиссер так для себя и не определил, снимает он реалистичный триллер о безумии на грани неизбежной гибели или же паранормальный хоррор о кровожадных привидениях. А прием «о чем кино — решайте сами!» здесь не работает в силу скудости драматургии, слабости драматического накала и невыразительной художественности подачи материала. Поэтому даже «шокирующий финал» воспринимается как несуразица и демонстрация бессмысленности рассказанной истории.
В сухом остатке мы имеем поначалу интригующий, но полностью сдувающийся к концу проходной жутик категории В, главная ценность которого в поднятой теме опасной работы шахтеров, но абсолютно не развитой хоть до какой-то занятной идеи, хоть драматичной, хоть фантастичной. Второго «Спуска», как и впечатляющей производственной драмы, не получилось.
Комментариев: 0 RSS