DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ССК: лики Зла в проекте одержимых

Самая страшная книга (антология)

Составитель: таргет-группа читателей

Жанр: ужасы

Издательство: АСТ, Астрель-СПб

Год издания: 2014

Похожие произведения:

  • «Пазл» (антология, составитель М. С. Парфенов)
  • «999» (антология, составитель Эл Саррантонио)

Самая Страшная Книга 

Вначале была Самая Странная Книга.

Пожалуй, за всю историю российского книгоиздания ничего подобного проекту «Антология» не случалось: несколько фанатов жанра во главе с одержимым Парфеновым М. С. (все, кто интересуются хоррором в России, знают, кто это) организовали в сети специальный сайт с целью создать наконец Совершенно Свою — или Свою Совершенную — Книгу ужастиков по-русски.

Среди читателей отобрали таргет-группу и пригласили авторов присылать тексты. Не какие-то тайные умы в неведомых недрах издательства, полагаясь на капризы редакторского чутья, собирали эту книгу — а сами читатели на глазах у изумленной сетевой публики. Так сказать, всем миром. Ну, на самом деле не всем, а наиболее заинтересованной его частью: те, кто любят писать ужасы, писали для тех, кто любит ужасы читать. А те, кто любят читать — отобрали лучшее. Получился сборник, объединяющий под своей обложкой рассказы от 17 авторов разного возраста, уровня известности и мастерства. Но одинаково увлеченных ужасами.

Если кто-то пожелает кинуть камень в подобный подход к изданию книг, то наверняка первым будет обвинение в дилетантизме. Однако пусть швыряется тот, кто не умеет читать.

А мы лучше откроем свежеиспеченную книжку, прочитаем и сами увидим: такая ли уж она Самая? Страшная ли?..

Сборник довольно символично предваряется рассказом Дмитрия Тихонова «Сквозь занавес». Нас приглашают приподнять завесу реальности и взглянуть на таящиеся под нею лики Зла. Они таинственны, переменчивы и разнообразны.

Зло, царящее в рассказе Дмитрия Тихонова, мистично и необъяснимо. Автор показывает убедительно и жестко неустроенность беспризорной жизни детдомовских детей. Мальчик по прозвищу Хвощ побывал в психушке и странным образом изменился. Приятели не понимают, что с ним творится: он говорит во сне и безумно боится какого-то «Короля гнили», который однажды напугал его в театре кукол. Приятели смеются над ним, но вскоре одному из них предстоит познакомиться с тем, что держит в страхе несчастного Хвоща, поближе. И узнать, что «весь мир — театр, люди все актеры»… Только в его мире это сказал не Шекспир. И, кроме того — хотя об этом никто обычно не задумывается, — у любого театра имеется Хозяин. Именно от него и будет зависеть судьба запуганных мальчишек.

Зло, направляющее события в рассказе Михаила Павлова «Фарш», кажется не имеющим лица. Но от этого оно не делается менее страшным, скорее — наоборот. При внешне неярком, почти бытописательском повествовании ужас пробирает до ледяных мурашек, когда сюжетная линия вычерчивает тайные причины происходящего.

Рассказ о буднях следователя, замороченного работой и сильно испортившимися отношениями с женой, прямо на глазах преображается, приобретая новую оболочку: нечто мистически-фантастическое. А вскоре вырастает до вершин библейского символизма, вызывая к жизни образ огромного города, в котором мерзости и кошмары плодятся в грехах людей. Но кто виноват? Город ли, как особая живая субстанция, порождает чудовищ и демонов, или люди, впадая в безумие, совершая ужасные поступки, делаются чудовищами сами? Бр-р-р! Если даже вы не зададите себе этот вопрос, вас все равно передернет от испуга и отвращения.

Вообще говоря, от ужасов и страшилок никто не ждет поэтичности или глубины, но в сборнике мы обнаружили и такие рассказы, которые даже самый чувствительный в литературном плане дегустатор наверняка отметит для себя.

Причем таких не мало: трогательный и жуткий рассказ о детских страхах «где живет Кракен» Олега Кожина — фанаты жанра наверняка знают его по публикации в DARKER; «Никта» Дмитрия Костюкевича и Алексея Жаркова — исключительно красивый по языку рассказ-стилизация с довольно простым сюжетом, но сделанный изобретательно, умно и мастерски. Но в особенности хочется отметить атмосферную мистическую новеллу Владимира Кузнецова — «Навек исчезнув в бездне под Мессиной».

Она о войне. О западных союзниках, которые в Бельгии под Мессиной воевали в тоннелях и шахтах, взрывая диверсионные подкопы нацистов. Однако внизу против этих солдат ополчились не только гитлеровцы. Но что же еще? Земля, случающиеся то и дело обвалы? Темнота и собственный страх? Или неведомое Нечто, заставляющее людей исчезать без следа… Единственное, что поддерживает дух главного героя, лейтенанта Виккерса — его далекая невеста. Ей он пишет трогательные письма, полные грусти и надежды. И пытается разгадать зловещие тайны подземной преисподней, в которую угодил не по своей воле. Разгадает ли?

«Навек исчезнув в бездне под Мессиной» — рассказ литературно безупречный, яркий, с благородным и горьким послевкусием трагедии.

Новелла Игоря Кременцова «10 фунтов» приводит нас в туманный Лондон викторианской эпохи, заставляя вспомнить о прародителях жанра, английских готических рассказах и уже традиционных персонажах. Тень Джека Потрошителя беспокойно нависает над нами, пока мы читаем историю молодого человека, недавно выбравшегося из низов общества и нашедшего работу. В кругу нищих на вокзале он встречает странную женщину, которая выпрашивает у прохожих деньги на лечение дочери. Некий «Настоящий джентльмен» твердо пообещал, что вылечит ребенка всего лишь за 10 фунтов.

Встреча с нищенкой затягивает юношу в темный водоворот инфернальных событий, мистических совпадений и пугающих открытий. Оказывается, несчастье заразно. Милость, проявленная к чужому безумию, принесет ужасные плоды: в конце новеллы призрак Потрошителя все настойчивее, все ближе подбирается к нам. Тягучий, атмосферный, неспешный стиль автора подобен блеску черной болотной воды. Он коварно затягивает неосторожного читателя все дальше, в мрачные глубины ССК.

Текст, идущий в сборнике под чертовым «тринадцатым номером» — возможно, самый страшный во всем сборнике.

«Свое место» М. С. Парфенова — своеобразный триллер о маньяке, отличающийся от остальных предельно жестким реализмом. Подобно скальпелю хирурга, нечувствительно приступающего к делу, он просто и без прикрас раскрывает безупречную логику мира серийных убийц — это мир арктического холода, пустоты и черной, бессветной бездны. Рассказ пугает своей кажущейся невыразительностью — отсутствием эмоциональных оценок в языке. Все жестко и просто: маньяки убивают и мучают потому, что им это нравится. И эта простота пробирает до дрожи.

Место действия — ограниченный кусок пространства вблизи камеры смертников. Резкий, с глубокими тенями, свет и столь же резкая темнота. Разговаривают двое — серийный убийца, приговоренный к смерти, и некий писатель-документалист, который берет у заключенного последнее интервью, записывает на диктофон послание к миру Жнеца, который видит свою миссию в том, чтобы отнимать чужие жизни.

С удовольствием вспоминая о «посмертных сувенирах», отобранных у своих жертв, ни маньяк Савушка, ни писатель не догадываются, какой удар поджидает всех в конце интервью и в конце рассказа.

Внешне неброский текст задевает целый пласт глубоких социальных вопросов, пробираясь до самого дна человеческой души. Можно не сомневаться: он застрянет у вас в голове — как гвоздь в черепе.

Ах, вы не хотите?

Да пожалуйста. Авторы припасли много вкусненького на прихотливый зубок: приготовьтесь! Нас будут пугать много и разнообразно. В книге есть все: от людоедов на экзотическом острове до призраков, от упырей до нацистов-садистов и жестокосердных могущественных шаманов, приверженцев странных культов, проклятий и духов, не подчиняющихся законам материального мира («Волки да вороны» Альберта Гумерова, «Старик Чебильген» Максима Маскаля, «Буря» Вадима Волобуева, «Под знаком Пи» Андрея Буторина, «Мин Бол» Олега Кожина, «Дом на болоте» Михаила Павлова — угадайте, что откуда!).

Весьма любопытны инфернальные ужасы в исполнении Ольги Дорофеевой. Начинаясь как банальный полицейский детектив, рассказ «Верлиока» неожиданно для читателя переходит в мистический триллер, а заканчивается подобно кошмарному сну — чем-то непостижимым в духе Лавкрафта.

Хотите отвлечься от кошмаров? Не вопрос. Вот вам простой и легкий подростково-юношеский хоррор — рассказ «По ту сторону» Ольги Зинченко. Узнайте, к чему может привести традиционное зеркальное гадание, выполненное не совсем традиционным способом.

Если желаете, можете опасно помечтать о богатстве и роскоши с автором «Перевертышей» Викторией Земсковой. Заглянуть в «Храм червей» Александра Ульянова вместе с двумя подростками. Прокатиться на Мальдивы в гости к олигарху для поисков опасного маньяка («Чик-Чик» Александра Юдина) или ощутить гибельный аромат безумия от появления «Черной дамы» Ирины Скидневской. Или…

Впрочем, вы уже, наверное, поняли: выбор есть, и он большой. Целый ворох всяческих ликов Зла приготовлен для читательских смотрин, так что каждый найдет что-то для себя. Самое интересное. Самое таинственное. Самое зловещее. Самое-самое… свое, которое пугает и развлекает больше других.

И пусть в сборнике нет пресловутого «Стивена Кинга», самого знаменитого хоррор-писателя, ставшего эталоном, мерилом и в какой-то мере чучелом жанра (простите, любимый и уважаемый писатель, Стивен Кинг!). Ах, скольких российских авторов сурово отбрасывало от дверей издательства ваше грозное пугало или даже только призрак этого величественного имени, суровый приговор: «Вы — не Стивен Кинг! А у нас читают и покупают только его!».

Неправда! У нас есть свой, отечественный хоррор. И хоть не стивены кинги, но свои авторы хоррора имеются. Их много и будет еще больше. У них свои, симпатичные и смышленые лица. Они с удовольствием нагонят на вас приятного страха, заставив стада мурашек бегать по вашей коже.

Последнее, что стоит отметить: благодаря богатству предоставленного читателю выбора Самая Страшная Книга может стать и Самой Семейной Книгой в жанре ужасов. Поскольку в ней, как в Греции до кризиса, есть все и для всех: для взрослых и детей, школьников и студентов, домохозяек и суровых ветеранов, для М и Ж… Короче говоря — для каждого, кто любит побояться, читая интересную книжку.

P. S. Верить этой рецензии на слово не рекомендуется. Проверяйте!

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Caspian 01-04-2014 02:26

    Маша, спасибо за безупречную и объективную рецензию. Жаль, что она не смогла привлечь к себе побольше внимания тех посетителей ДАРКЕРа, которые ещё не слышали(!) об антологии хоррора или же благополучно успели подзабыть о ней.

    Я надеялся увидеть здесь больше заинтересованности от других читателей. Хотя..., может все убежали в магазины за книжкой, вместо того, чтобы тут отзывы писать?smile

    Учитываю...
  • 2 Caspian 01-04-2014 01:56

    Лёша, удалось дождаться или благополучно забыл о выходе книги в продажу?smile

    Учитываю...
  • 3 Мельник 22-01-2014 00:15

    Обязательно проверим ) Поскорее бы дождаться выхода книги. Давно меня не пугали рассказы.

    Учитываю...