Крик / Scream
США, 2022
Жанр: ужасы, триллер, детектив
Режиссер: Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт
Сценарий: Джеймс Вандербилт, Гай Бусик
В ролях: Мелисса Баррера, Джек Куэйд, Дженна Ортега, Нив Кэмпбелл, Дэвид Аркетт, Дилан Миннетт
Похожие фильмы:
- Франшиза «Крик» (1996 — 2011)
Уже не одно десятилетие Голливуд переснимает собственную жанровую классику, иногда удачно, но чаще — нет. А в последнее время появились, как бы это помягче сказать, весьма вольные переосмысления оной, например «Черное Рождество» (2019) и «Кэндимен» (2020). Некоторые из этих новых версий собрали немало денег в мировом прокате, однако студии-производители, вынужденные заранее просчитывать риски для будущих постановок, поняли, что ветер дует отнюдь не в их сторону. Фанаты недовольны и требуют большего уважения к оригиналу.
Поэтому появление таких продолжений, как «Хэллоуин» и «Крик», чьи сюжеты развивают линию классики, вполне закономерно. Эти слешеры — своего рода must see жанра. Посреди леса мало отличимых друг от друга молодежных ужастиков эти франшизы предстают своего рода концентрацией приемов и тем своего времени. Если «Хэллоуин» — вполне серьезный хоррор, целиком построенный на саспенсе, где зло предстает неотвратимым роком, нависшим над маленьким городом Хеддонфилд, то «Крик» — это уже продукт постмодернистской эпохи.
В 1990-е гг. не слишком широкий для маневрирования жанр слешера пребывал в кризисе. После бума 1980-х, вызванного большим успехом «Хэллоуина» и «Пятницы 13-е», зрители потеряли интерес к маньякам, истребляющим молодежь. Однако оригинальный подход был найден сразу несколькими постановщиками, которые друг за другом выпустили «Крик» (1996), «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (1997) и «Городские легенды» (1998). Режиссером четырех частей «Крика» был Уэс Крэйвен, проложивший мост между классическими хоррорами прошлого и нынешним постмодернизмом, когда никто уже и не пытается скрыть, что это лишь кино.
К пятой части ни Крэйвен, ни Кевин Уильямсон, сценарист первой, второй и четвертой частей, уже не имели отношения. Да и вышел пятый «Крик» спустя почти одиннадцать лет и даже без цифры в названии, в результате чего кто-то мог принять этот фильм за ремейк.
Два друга-режиссера Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт, большие поклонники хоррора, не сотворили чуда, но бережно перенесли концепцию первой части в новое время, в мир высоких технологий и циничного отношения к человеческой смерти. Сейчас убийство шокирует не более, чем гибель очередного героя в фильме или игре. Люди привыкли к смерти, она стала такой же привычной, как айфон или макбук. Подражать убийцам даже модно — главное, не быть такими, как все.
Франшиза «Крик» пусть в духе «черной» пародии, но с разных сторон обыгрывает представление людей о том, что насилие в кино влияет на насилие в жизни. Подростки, привыкнув к смерти на экране, могут уже не отделять реальное насилие от постановочного. Ведь это так же весело. Неслучайно все части «Крика» связаны со СМИ и медиа, которые, стремясь беспристрастно рассказать о произошедших ужасах в Вудсборо, поневоле мифологизируют преступников. Зло тоже может быть обаятельным, неокрепшие умы мечтают подражать убийцам, переступившим порог нравственности. В их руках самые лакомые игрушки — человеческие жизни.
Парадокс нашего времени заключается в том, что СМИ редко преподносят положительные примеры. Людям нравится насилие, и индустрия развлечений дает его, как заявлял профессор Кастро в умном дебюте Алехандро Аменабара «Дипломная работа». Выход из этого порочного круга был явлен в финале — Гейл решила не писать про очередных Призраков, а запечатлеть жизнь своего друга Дьюи. Она осознала, что всеми убийцами двигала прежде всего жажда славы. Растиражированные благодаря СМИ маньяки манили подражателей, словно огонь свечи, влекущий мотылька.
Молодым режиссерам сложно превзойти оригинальную трилогию, тем более созданную опытным мастером Уэсом Крэйвеном. Однако им удалось продемонстрировать новый поворот сюжета и даже свежую идею: может быть, трагические события стоит предавать забвению, не превращать их в индустрию из фильмов и книг, дабы неокрепшие умы не жаждали их повторить и таким образом прославиться — словно Герострат, который сжег античный храм.
В то же время нельзя не заметить, что положительные персонажи прошлых частей, обильно появляющиеся в пятой части, явно затмевают не слишком колоритных новых героев. Пример с них не возьмешь, многие повторяют второстепенные образы из частей-предшественниц, разве что Саманта — более сложный, даже драматический персонаж. Но раскрывать ее тайну было бы преждевременно для тех, кто пока не смотрел.
Что касается слешер-составляющей, то лента Беттинелли и Джиллетта создана в традициях слешеров 1990-х, так что поклонники «старой школы» наверняка будут довольны. Разве что героиня-лесбиянка может напомнить о нынешней моде на политкорректность, но и этот персонаж сценаристы связали с предшествовавшими событиями, сотворив своеобразную сагу о жителях маленького и когда-то тихого городка Вудсборо, который оказался в центре внимания прессы лишь благодаря совершенным в нем убийствам, позднее легшим в основу книги Гейл Уэзерс и серии слешеров «Удар ножом».
В заключение нельзя не заметить, что, по сравнению с рядом других франшиз, например популярной «Пилы», все сиквелы «Крика» созданы на довольно высоком уровне. Режиссеры удачно используют эффект «бу» или jumpscare, вполне типичный для хоррора всех направлений, но умело переработанный Уэсом Крэйвеном. У него все нападения маньяка построены на долгой прелюдии, своеобразной игре с жертвой, где последняя столь же осведомлена в хоррорах, как и злодей. Брутальность, свойственную с некоторых пор голливудским хоррорам, режиссеры практически не используют — маньяки едва ли более жестоки, чем их предшественники из первых четырех частей.
Однако игра на нервах, пусть и с поправкой на давно известные правила слешеров, по-прежнему работает в умелых руках. Беттинелли и Джиллетт, которые начинали с малобюджетных хорроров, в очередной раз подтвердили свой профессионализм и способность предложить поклонникам фактически тот же сюжет, что был в оригинальном «Крике», но с новым поворотом. А не этого ли, по мнению харизматичной парочки убийц из пятой части, так не хватает современным продолжениям?
Комментариев: 0 RSS