DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Старый конь франшизу не испортит

80-летний Джордж Миллер – один из законодателей современного мейнстрима, настоящий Мистер Блокбастер, выпускающий один удачный эксперимент за другим, будь то семейный фильм о поросенке «Бейб: Четвероногий друг» (1995), где он выступил одним из сценаристов, байопик о больном ребенке «Масло Лоренцо» (1992), мультфильм про пингвинов «Делай ноги» (2006), документалка «Сорок тысяч лет сновидений» (1997) и масса других. Миллер, не будучи киношником по образованию, каждый раз показывает мастер-класс владения самыми разными жанрами.

Феминизм в творчестве Миллера был прочно заявлен как раз с «Безумного Макса: Дорога ярости» (2015), далее еще больше он повысил его градус в «Три тысячи лет желаний» (2022), где все мужчины кроме одного (да и то вымышленного существа) были отодвинуты на второй план, сделавшись антагонистами. В «Фуриосе» градус как ни странно не выкручен, как ожидалось. Ведь как было показано в «Дороге ярости», героиня происходила из племени постапокалиптических амазонок. Ты сидел и думал, вот в следующей части мы увидим племя вувалини во всей красе, разгуливающее в райских лесных землях. Однако заявленное длится пару минут в завязке, когда рейдеры из племени злодея Дементуса незаметно проникают в лесную чащу и выкрадывают Фуриосу. Обставлена сцена с отсылками к мифам, все как любит Милиотис (настоящая фамилия Миллера). Ведь он собаку съел на изучении и современном воплощении мономифа и знает назубок всего Владимира Проппа вкупе с Джозефом Кемпбеллом и Кристофером Воглером.

Начинается фильм с марафона новостей про энергетический кризис, повергший мир в ядерную войну, после чего нас переносят в единственный оставшийся зеленым уголок Австралии, где Фуриоса срывает красное яблоко, забравшись на огромное дерево вместе с подругой. Аналогия с библейской Евой настолько явная, что почти неловко. Да к тому же яблоко красное, что как бы говорит нам, дескать, покров невинности сорван и грядут трагические перемены. Хотя кого мы обманываем? Современный зритель в массе своей мало знаком с мифами и преданиями, разве что на уровне некой генетической памяти и слухов. Это и дает кинематографисту возможность сделать столь неприкрытую аллюзию.

Рассматривая корни сюжета, мы можем предположить, что на этот раз на Миллера оказала влияние книга «Бегущая с волками» Клариссы Пинколы Эстес с ее подробным исследованием женского архетипа в мифах народов мира (в «Дороге ярости» консультантом выступала автор книги «Монологи вагины» Ив Энслер). К слову, бестселлер Эстес вместе с трудами Воглера и Кемпбелла побудил Марию Татар написать «Тысячеликую героиню», а Мэттью и Марин Мердок – «Путешествие героини». Фуриоса имеет арку развития персонажа с настолько широким диапазоном прообразов, что диву даешься, как Миллер смог все совместить воедино.

В принципе Фуриоса от этого не превратилась в некое Чудовище Франкенштейна, время действия в фильме растянуто лет на пятнадцать и в каждом промежутке мы видим определенный архетип героини. Начиная с Евы, срывающей яблоко, имени Фуриоса, отсылающего к древнеримским мифическим воительницам, и продолжая Мулан (или любой другой сюжет, где женщина/девочка переодевается мужчиной). Чуть выйдя из подросткового возраста, Фуриоса встречает себе достойную пару в лице преторианца Джека и вступает в законную должность архетипа «боевая подруга». А после и вовсе превращается в настоящую мстительную фурию, под конец истории став полноценной девой-воительницей.

Имеются и другие мифические и библейские мотивы: это и распятие, и то, что героиня жертвует рукой, чтобы спастись и отомстить злодею. Плащ-парашют злодея Дементуса, корчащего из себя пустынного мессию, из белого цвета постепенно окрашивается в красный, а затем и чернеет, что как бы отсылает нас к лжепророкам и антихристу.

Перейдем к главному злодею данного фильма – Дементусу. Его сыграл Крис Хэмсворт с накладным силиконовым носом, настолько нереалистично сделанным, что возникает вопрос: почему в столь дорогом фильме, с классными трюками, гримом, постановкой, костюмами, нос злодея выглядит как не самая лучшая бутафория? Но да ладно, на это можно закрыть глаза.

Не обошлось и без мета-отсылки к роли Тора, сыгранной Хемсвортом в кинофраншизе Marvel. Это колесница. Да не простая, а состоящая из боевой повозки, запряженной тройным мотоциклом. По ходу, отсылки становятся традицией Криса, раз в прошлый раз в «Людях в черном: Интернэшнл» (2019) он метал молоток.

Дементус (читай, «слабоумный») получился настолько карикатурно тупым злодеем, насколько это возможно. Понемногу зритель все же понимает, что это стеб над киноштампами, гиперболизированный донельзя, ибо Миллер любит подтрунивать над шаблонами неожиданным образом. Но нельзя сказать, что персонаж нереалистичен: что это мы, ни разу не наблюдали в мировой истории харизматично-энергичных, но при этом слабоумных маньяков и тиранов-самодуров? Данная карикатурность не вызывает неловкости и фейспалма в восприятии, а наоборот – разбавляет смешными ситуациями пафосный сюжет эпических масштабов. И если у Ани-Тейлор Джой всего-то штук тридцать реплик, то Хемсворт жжет напалмом словесного поноса буффонады от начала до конца. Причем серьезные разговоры злодея неразделимо смешаны с дурацкими, что хочется, смеясь, прокричать: «Какой же ты сукин сын, Дементус!» Неизвестно, видел ли Миллер киножурнал «Каламбур», но Дементус как будто вдохновлен такими персонажами, как Мужик из Деревни дураков, байкером из «Бара «Каламбур» и Командором из «Крутого пике». Так и хочется кроссовер между Безумным Максом и «Каламбуром».

Можно предположить, что прообразом Дементуса служит и Тулса Дум из «Конана-варвара» со Шварценеггером. И тот и другой в концовке говорят, что не будь их, протагонисту не видать достигнутого величия.

Закономерный конец злодея невыразимо эпичен и нереалистичен. Ну и ладно, магия кино все-таки позволяет закрутить некоторые сцены до полного сюра. Будто Миллер сам долго метался, придумывая как бы замысловато наказать злодея, да еще чтобы было оригинально. В итоге специфическая казнь зацикливает сюжет с его началом. Как именно, рассказывать не будем, чтобы не спойлерить. Скажем лишь, что это не хуже, а в чем-то даже лучше, чем было в концовке «Аватар: легенда об Аанге» (2004-2008), когда Аанг наказал Озая.

Помимо Дементуса мы лицезреем и злодея прошлой части – Несмертного Джо. Эти два тирана настоящие гниды, за действиями которых интересно наблюдать, настолько они хорошо прописаны. Качественная история должна иметь хорошего злодея, а тут их аж двое основных и куча более мелких. Дементус и Джо идеально сбалансированы между собой, их отношения развиваются от врагов до вынужденных союзников, а потом снова делают поворот. Джо в этот раз играет Лейчи Халм, заменивший ветерана саги о Максе, австралийского актера Хью Кияс-Бьорна, друга Миллера и частого гостя в его фильмах.

В дуэте конкурирующих злодеев Джо и Дементуса чувствуется тонкая отсылка к скандинавской мифологии Одина и Тора (опять же идеология Джо про Вальгаллу), или же вывернутые наизнанку сюжеты про Бога и Сатану. Вывернутым наизнанку Максом можно назвать и Дементуса, у которого так же, как у Макса, умерла семья. Но вместо отшельничества Дементус выбрал иной путь – главаря банды байкеров. В свою очередь, это явная отсылка к злодею самой первой части «Безумного Макса», сыгранного тогда Хью Кияс-Бьорном (самоповторы частое явление у Миллера). К сожалению, Хью умер в 2020 году и не смог поучаствовать в новой части.

«Фуриоса» расширяет лор франшизы, показывая внутрянку устройства сообществ рейдеров и городов. Но при этом присутствуют анахронизмы. Будто катастрофа произошла не лет 30 назад, а 300: многие даже очень взрослые персонажи не особо помнят, что жили и в эпоху до ядерной войны. Почему такая нестыковка просочилась в сценарий, не совсем понятно.

Наконец мы добрались и до главной героини в исполнении Алилы Браун (Фуриоса-девочка) и Ани Тейлор-Джой (более взрослая Фуриоса). Игру актрис можно похвалить, с задачами и вызовами они справились на ура. Единственное, что смущает, это то, что концовка фильма – начало «Дороги ярости», а нам по-прежнему показывают щупленькую Тейлор-Джой вместо подтянутой и сильной Шарлиз Терон. Несостыковка явно играет не на руку постановщику.

Стоит также отметить: неожиданным оказалось то, как мало уделили внимания общению героини с женщинами из гарема Несмертного Джо. После «Дороги ярости» все ожидали, что в приквеле будет хорошая сюжетная линия химии Фуриосы с наложницами злодея. А тут они присутствуют всего в паре сцен для галочки. В общем, не раскрыли момент как следует. Хотелось бы думать, что фильм выпустят в виде мини-сериала, где недостающие звенья добавят в сюжет.

Многие киноведы и критики отмечают, что героиня является центральной ключевой фигурой, но не протагонистом в полном смысле. В большинстве случаев Фуриоса – ведомая девочка, окруженная харизматичными персонажами. Даже у Дементуса арка развития опережает героиню. Но если вдуматься, мы наблюдаем за злоключениями девочки и подростка, которой и так сложно выжить в жестоком мире, в основном наполненном подонками. И если бы девочка проявляла инициативу больше, чем показали в сюжете, то получилась бы маленькая Мэри Сью, каким-то образом побеждающая здоровых сильных мужиков. Сюжетных дыр и не мотивируемых действий стало бы очень много. Так что рисунок изменения персонажа вполне плавный.

Вероятно, единственное качество, в котором «Фуриоса» опережает «Дорогу ярости», – это более натуралистичное насилие. Распятие человека, выстрел гарпуном в голову, оторванные части тела, уж не говоря о зрелище в норах каннибалов, от которых будет воротить даже доктора Лектера. Убийство положительных персонажей – настоящая трагедия для зрителя, а смерть злодеев – заслуженная кара.

Темной лошадкой и серым кардиналом не только франшизы, но и большинства фильмов Миллера является его жена, режиссер монтажа и гениальный визионер Маргарет Сиксел. Кто не знает, по-настоящему фильм рождается на монтажном столе, когда воедино соединяются снятые сцены с звуковым рядом, корректируется цвет, светотень и много еще каких производится манипуляций. А до того заснятый фильм – лишь черновик. Сиксел оказала очевидное влияние на образ Фуриосы как минимум на постпродакшене (скорее всего, и при создании библии персонажа тоже).

Что касается постановки трюков, то Маргарет хоть и не переплюнула «Дорогу ярости», но планку не опустила. Фестиваль фееричных взрывов и изощренного душегубства мы будем наблюдать весь фильм. Радуют и инженерные изыскания в плане недвижимости (Цитадель, город бензака, палаточные городки) и мобильные средства (мотоколесница Дементуса, боевая фура преторианца, летающий осьминожный мотоцикл-воздушный змей Окто-Босса и многое другое). Как и остальные аспекты фильма, декорации, транспортные средства, костюмы и трюки выполнены с дотошностью и совершенством.

В целом «Фуриоса» больше напоминает сериал-ответвление, чем некий полнометражный мидквел. О серийности говорит еще и разделение на главы, транслируемое черным экраном с титрами. Каждая глава – это небольшие сюжеты из определенного периода жизни героини, объединенные магистральной темой мести и взросления. Очевидно, в этом кроется главная причина кассового провала. Ведь «Дорога ярости» – это зубодробительный безостановочный боевик, не дающий зрителю времени для отдыха. Вообще у тех, кто посмотрел «Фуриосу» раньше, чем «Дорогу», как правило, складывается впечатление, что она лучше, и это неудивительно. Приквел напоминает семейную размеренную сагу, больше времени уделяет глубине персонажей. И если «Дорога ярости» – это гигантское полотно Айвазовского, то «Фуриоса» – это выставка плеяды взаимосвязанных картин.

Несмотря на недостатки, франшиза про мир Безумного Макса сдуется еще не скоро. И дело не только в том, что крупные студии хотят еще «подоить корову», но и в том, что она подчинена своему творцу Джорджу Миллеру, яркому и влиятельному деятелю искусств со своим сильным авторским видением. «7 из 10» Фуриоса срывает вполне заслуженно.

P. S.: Стоп! Фильм называется «Фуриоса: Хроники Безумного Макса». Но самого Макса там почти нет: он лишь мелькает со спины в одной из сцен, где наблюдает за очередной погоней. Играет его Джейкоб Томури, дублер Тома Харди по «Дороге ярости». Данный эпизод знаменателен тем, что показывает Макса как некое божество этого мира, наблюдателя, лучше всего приспособившегося к жесточайшим реалиям. В заявленной следующей части «Безумный Макс: Пустоши» Том Харди вернется к своей роли.

Напоследок заметки по аналогиям:

  • Звездная карта-татуировка, ведущая к райскому оазису, сильно напоминает нечто схожее в «Водном мире» (впрочем, как и героиня местами);
  • Сюжетных тропов, роднящих с «Конаном-варваром», не так мало: от образа злодеев и распятия до тропа «враги сожгли родную хату и угнали в полон» (список можно продолжать);
  • С «Дюной» роднит не только пустынный сеттинг, к слову, обе франшизы друг на друга оказывали взаимное влияние, самое важное из которых – ближневосточные истоки сюжета. И если в «Дюне» это показано в гиперболизированной фантастической форме, то в «Безумном Максе» прямо отсылается на нефтяной кризис после блокады Ирана в 1979 году. Сам «Безумный Макс», вышедший в том же году, явился кинофантазией о мрачном, но не состоявшимся плохом прогнозе аналитиков о начале Третьей мировой войны.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)