DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Супергерои: массовый приход

Дикие карты / Wild Cards (антология; первая из одноимённой серии)

Составитель: Джордж Р. Р. Мартин

Жанр: фантастика

Издательство: Эксмо

Год издания: 2005, 2013 (в оригинале — 1987)

Перевод: Н. Ибрагимова, Е. Монахова, И. Тетерина

Похожие произведения:

  • произведения о Людях Икс

1946 год. Человеческая цивилизация только-только начала оправляться после самой разрушительной войны, как вдруг новая катастрофа: подлые токисианцы (в сущности, те же люди, только умнее и развитее) решают испытать на землянах сверхмощное бактериологическое оружие — вирус, чье воздействие никто не в силах предсказать. Он может убить вас, может наделить сверхспособностями, а может изуродовать до такой степени, что лучше бы он все-таки вас убил.

После того, как вирус, с чьей-то легкой руки прозванный «Дикими картами», распыляют над Манхэттеном, десятки тысяч жителей Нью-Йорка погибают, а несколько сотен претерпевают жуткие или не очень метаморфозы: счастливчики становятся тузами — аки супермены они спасают всех нуждающихся, купаются в славе и пьют шампанское на светских раутах; бедолаги же превращаются в джокеров — ужасных мутантов, которые прозябают в грязном коррумпированном Джокертауне и пробуют бороться за свои права меньшинств. Без особого, в общем-то, успеха.

На страницах книги разворачивается напряженное противостояние (социальное, политическое, но пока еще не военное) между старым добрым человечеством и теми, кто опередил или же вовсе отклонился от естественного биологического развития. Все, как говорил Дарвин — слабые падут от рук (лап, щупалец) сильных.

«Дикие карты» являют собою ни много ни мало роман-мозаику: разные авторы писали разные истории, но при этом соблюдали заданные правила и логику конкретного художественного мира, придерживались единого хронотопа, иногда использовали одних и тех же персонажей. По сути, это сборник тесно переплетенных рассказов, стремящихся как можно более широко, глобально изобразить картину нашего печального альтернативного прошлого.

Однако, учитывая, что тексты по качеству вышли крайне разнокалиберными, то и впечатления от данной вселенной остались двоякие — и не грустное «ох», и не радостное «ух», а скорее задумчивое «хм».

Действительно хороших историй в книге немного. Это, например, «Тридцать минут над Бродвеем!» Говарда Уолдропа. Несколько наивный, тяготеющий к комиксоидности, рассказ о молодом летчике Джетбое, что пытается ценой своей жизни спасти несчастных горожан. Трогательно и в то же время лихо, динамично, но не бестолково.

В подобном же ключе движутся «Черепашьи игры» самого Р. Р. Мартина — о становлении туза Томаса Тадбери, обладающего телепатическими способностями. С их помощью он поднимает в воздух обшитый металлическими пластинами фольксваген и, черной молнией летая над крышами домов Нью-Йорка и Джокертауна, наводит собственные закон и порядок.

Одна из лучших вещей «Диких карт» — это «Свидетель» Уолтера Джона Уильямса. Трогательная исповедь бывшего участника «Четырех тузов», суперразведки Соединенных Штатов, сражавшейся с коммунистическим режимом в самых разных уголках земного шара. Фантастический элемент так гармонично сочетается с американскими (и мировыми) реалиями той поры, что, кажется, по этому рассказу можно учить историю, стоит лишь заменить X на Y. Образно говоря.

Несколько ниже по уровню идут: невыразительный «Спящий» Роджера Желязны — о школьнике, который, засыпая обычным человеком, просыпается сверхчеловеком, а засыпая сверхчеловеком, просыпается монстром; скучноватые «Преображения» Виктора Милана — о студенте-ботанике, ставшем своеобразным суперхиппи, что протестует против правительственных войск; очень простой, как боевик со Стивенном Сигалом, «Охотник» Джона Дж. Миллера — о ветеране вьетнамской войны, пытающемся отомстить собственному генералу-предателю.

Совсем никудышный рассказ получился у Эдварта Брайанта и Лианны С. Харпер. Их «Подземка» вобрала в себя все, что можно и что не можно: тут и итальянская мафия, устраивающая криминальные разборки, и аллигатор, ползающий по туннелям метро, и призрак, вселяющийся в вагон поезда (!), и бомжиха, общающаяся с кошками посредством телепатии — гремучая смесь «Котов-воителей», «Крестного отца» и городских легенд. Утомительно смешно.

Иными словами, первая книга «Диких карт» — вещь довольно дикая. Рядом с достойными образцами массовой беллетристики соседствует вялая не то поденщина, не то просто неудача. Впрочем, такова могла быть задумка составителя. Этакая неоднородная мозаичность — и нашим, и вашим, чтобы издание, с одной стороны, не скатилось в сплошной политический памфлет, с другой, было слегка посерьезнее какой-нибудь детской супергероики с прозрачной и чистой моралью.

Прочитать начало эпопеи «Диких карт» все же стоит — во-первых, ради непосредственного знакомства с необычной структурой произведения, а во-вторых, ради пролога, эпилога и пяти интерлюдий, созданных, надо полагать вездесущим Р. Р. Мартином — вот они, подлинные козыри этой карточной колоды.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)