DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Суровый холодный край

Фортитьюд / Fortitude (1 сезон)

Великобритания, 2015

Жанр: хоррор, триллер, детектив

Режиссеры: Сэм Миллер, Ричард Лэкстон, Хэтти Макдональд, Ник Харран

Сценаристы: Саймон Дональд и другие

В ролях: Стэнли Туччи, Ричард Дормер, Майкл Гэмбон, Софи Гробёль.

Похожие сериалы:

  • «Фарго» (2014–…)
  • «Секретные материалы» (1993–…)

Фортитьюд 

Что заставляет человека бросить все и отправиться за полярный круг в местечко Фортитьюд, местечко настолько холодное, что там даже законодательно запрещено умирать (мертвецы просто отказываются разлагаться)? Для кого-то это преступное прошлое, для кого-то – личные демоны, кто-то испытывает себя на прочность, кто-то приехал ради карьеры или денег. Не важно, кто ты и откуда, если ты не нарушаешь законы Фортитьюда, ты член большой и дружной семьи. На первый взгляд, идиллическое местечко, если присмотреться – бал лицемеров с таким количеством скелетов в шкафах, что промерзшая северная земля превращается в пороховую бочку, которой не хватает только спички, или лавину, которая готова сойти в любой момент.

Что подожжет фитиль человеческих страстей? Что вытащит на поверхность до поры спящую человеческую жестокость? Может, британский ученый, якобы разорванный медведями на окраине Фортитьюда? Может, идеально сохранившаяся туша мамонта, которая ставит крест на планах губернатора возвести здесь ледовый отель? Животные уже начинают сходить с ума, пожирая друг друга. Очередь за людьми?

«Фортитьюд» – это дотошная британская стилизация под морозные скандинавские детективы, приправленная не то, что щепоткой, а доброй ложкой ужасов. Сериал, который захватит вас с первой серии или заставит выключить ноутбук/телевизор и забыть о нем навсегда, причем, по сути, за одни и те же вещи. Кто-то будет загипнотизирован суровой красотой Севера (ландшафтных кадров настолько много, и сняты они настолько «вкусно», что работают не хуже кондиционера даже в летнюю жару) и медленным, подробным препарированием отношений между жителями Фортитьюда. Кто-то начнет зевать на 10-ой минуте, а на 30-ой уже заснет.

Фортитьюд 

«Фортитьюд» – в первую очередь, «характерный» сериал, причем это относится и к его детективной, и к «хоррорной» составляющим. Его главная тема – противостояние. Противостояние человека и природы, жадности и альтруизма, жестокости и любви, разума и чувств. Причем эти противоположности, зачастую, встречаются в одном и том же персонаже. По уровню дотошной проработки всех психологических «винтиков» и «шестеренок», которые заставляют «тикать» жителей Фортитьюда, сериал наголову выше 95% собратьев на ТВ. За эволюцией каждого образа смотреть безумно интересно. Авторы умело манипулируют зрительскими эмоциями, показывая всех персонажей с разных сторон. Вот, например, Фрэнк Саттер, пилот спасательного вертолета, надежный коллега и неверный муж. По ходу повествования мы чувствуем к нему симпатию, которая поочередно трансформируется в сочувствие, презрение, и даже ненависть. При этом эволюция персонажа происходит логично, своим ходом, мы понимаем, что толкает Фрэнка на те или иные действия. Это превращает его из картонной выкройки в настоящего, живого человека. И так можно сказать практически про каждого героя, а их здесь очень-очень много. Это сотрудники полицейского участка (с абсолютно очаровательными офицерами Ингрид и Петрой), это губернатор Хильдур Одегард (стойкая и нордическая) и доктор Аллердайс (циничная и резкая), это учитель Маркус (тот еще извращенец) и профессор Чарли Стоддарт (забавный и неуклюжий), это его коллеги с исследовательской станции и местные шахтеры, которые останутся без работы, когда шахты неминуемо закроют, это умирающий от рака фотограф Генри Тайсон и вертящая мужчинами владелица гостиницы Елена. Каждый из них получает свои пять минут славы, свой звездный час, раскрывающие их лучшие и худшие стороны.

Для того, чтобы вытащить сериал, настолько «завязанный» на персонажах, необходимы неординарные актеры. И, за очень-очень редким исключением, каждый исполнитель идеально попадает в образ. Создатели умудрились собрать невероятно талантливых актеров из Англии, Скандинавии, Испании и Америки, причем малоизвестные лицедеи ничем не уступают своим маститым коллегам, вроде Майкла Гэмбона (Дамблдор из «Гарри Поттера», Ван Тассел из «Сонной Лощины») и Кристофера Экклстона (военный из «28 дней спустя» и, конечно, Девятый Доктор из «Доктора Кто»). Приятно снова увидеть на экране Сиенну Гиллори (единственное светлое пятно второй «Обители зла»). За скандинавскую аутентичность отвечает Софи Гробёль из оригинального «Убийства». Достойно справляются со сложными ролями Николас Пиннок и Вероника Эчеги.

Фортитьюд 

Но, если уж мы затронули тему противостояния, то главными звездами сериала становятся шериф Дэн Андерссен в исполнении Ричарда Дормера и лондонский детектив Юджин Мортон, блистательно сыгранный Стэнли Туччи. Более непохожих персонажей представить себе невозможно. Шериф – человек, вызывающий одновременно симпатию и страх. Он – бомба, готовая взорваться в любую секунду. Жестокость и агрессия уживаются со стоицизмом и неподдельной заботой о каждом жителе Фортитьюда. Дормер выдает, возможно, лучшую роль в своей карьере. За его улыбкой скрывается столько животной свирепости, что невольно начинаешь отодвигаться от экрана, начиная переживать за людей, находящихся поблизости от шерифа, который может слететь с катушек в любую секунду. Детектив Мортон же – чужак изначально, американец, но работает в британской полиции. Для жителей Фортитьюда, куда он прибывает помочь в расследовании (по крайней мере, по его словам), сыщик – неизвестная величина. Он вежлив, обаятелен и умен. А еще Мортон опытный манипулятор, способный заставить плясать под свою дудку практически любого человека. Общаться с ним – опасно: один нервный взгляд, одна случайная оговорка – и он вынет из вас душу, докопавшись до каждого секрета, который вы хотели скрыть.

Мортон и Андерссен вынуждены работать вместе, чтобы остановить эпидемию загадочных убийств в Фортитьюде. При этом, оба полицейских находятся на курсе, ведущем к катастрофе, ведь на самом деле американец прибыл за полярный круг расследовать смерть геолога Билли Петтигрю, а шериф либо сам поучаствовал в этом преступлении, либо покрывает того, кто это сделал. Оба персонажа неоднозначны, но при этом оба вызывают интерес, граничащий с восхищением. Переживаешь за обоих – Дэн, в своем стремлении сохранить тайну, может потерять работу и жизнь, а Мортон, при всей своей проницательности, не Шерлок Холмс и вполне может зайти в своих психологических играх слишком далеко, загнав подозреваемого в угол, ведь, как известно, в такой ситуации человек способен на непредсказуемые поступки. Тем более, сценаристы прилежно конспектировали семинары Джорджа Мартина, а значит, никто не может чувствовать себя в безопасности, играет ли тебя именитый актер или твой персонаж успел полюбиться зрителям.

Фортитьюд 

Сам «хоррор» подается небольшими дозами, аккуратно и размеренно. Минимум «скримеров», максимум атмосферы и саспенса. Одна сцена, где две героини возвращаются домой, а зрители, в отличие от них, знают, что тут только что произошло убийство, причем безумец все еще может быть где-то рядом. Чистая хичкоковская школа. Сценаристы вполне успешно придумывают все новые и новые повороты сюжета, акцентируя внимание то на полицейских процедурах, то на медленном схождении с ума населения Фортитьюда. Оговорки, брошенные вскользь фразы – все работает на атмосферу. Сходящие с ума белые медведи-каннибалы, подозрительные девиации, запрет на похороны в Фортитьюде становятся не просто средством экспозиции, а чеховскими ружьями, которые выстрелят в нужный момент, к удовольствию внимательного зрителя.

Может показаться, что минусов у «Фортитьюда» нет. Это, конечно, не так. Во-первых, чем дальше, тем больше становится понятно, что детективная линия с расследованием смерти геолога, и «хоррорная», с таинственными убийствами и древней заразой, по сути, не особо-то и связаны между собой, пересекаясь пару раз по ходу повествования и в самом конце. Во-вторых, темп у сериала ближе ко второй половине становится довольно неровным. Отчасти, это можно списать на довольно своеобразный монтаж, но не полностью. Финальные две-три серии вообще срываются в бешеный галоп, пытаясь вместить больше событий, чем предыдущее повествование. Это решение не особо понятно, ведь зритель либо уже успел привыкнуть к неспешному темпу «Фортитьюда», либо давно выключил сериал. В-третьих, само объяснение для «сверхъестественной» половины вышло пусть и вполне логичным, но довольно заезженным. Подобное мы видели в эпизоде «Лед» из «Секретных материалов» и трешаке «Оттепель» с Вэлом Килмером. Перевешивают ли эти минусы положительные стороны? Нет, но общее впечатление подпортить им удается, к сожалению.

Итого: если вы любите неторопливые и нетривиальные сериалы, эффективно смешивающие ужасы и детективную интригу, с холодной полярной атмосферой и фантастическими актерскими работами, «Фортитьюд» к просмотру обязателен. Если для вас важнее эффектность и динамика – лучше не стоит.

P.S. Во многих рецензиях появлялись отсылки к «Твин Пиксу», так вот, это не совсем так. «Фортитьюд» с творением Линча роднит, разве что, внимание к повседневной жизни обитателей городка, но этот сериал ближе к британскому же «Броудчёрч/Убийство на пляже». Только больше трупов, холода и жуууути. Вас предупредили!

Фортитьюд

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)