DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Тайна, похороненная на дне

Темные воды / Dark Water (роман)

Автор: Роберт Брындза

Жанр: детектив, триллер

Издательство: АСТ

Цикл: Детектив Эрика Фостер

Год издания: 2018 (в оригинале — 2016)

Перевод: И. Новоселецкая

Похожие произведения:

  • Агата Кристи «Нелепый домишко» (роман)
  • «Темные воды» — третья книга популярного британского автора детективов и любовных романов об Эрике Фостер, женщине-полицейском, которая всегда раскрывает преступления. Название роману подарила вода затопленного Хейзского карьера, в котором некий наркоделец схоронил свой товар. Эрика, как раз переведенная из родного «убойного отдела» и занятая борьбой с наркотиками, ведет расследование. Водолазы осматривают карьер и находят на дне припрятанную дурь, а заодно — пластиковый мешок с детским скелетом. Выясняется, что это останки Джессики Коллинз, маленькой девочки, пропавшей двадцать шесть лет назад. Эрика, хотя и не способна построить карьеру из-за своей прямолинейности и неуживчивого характера, успешно употребляет все доступные ей рычаги воздействия, чтобы заполучить команду толковых копов и возглавить новое расследование по делу Джессики.

    Сам автор скромно объясняет свою популярность тем, что ниша детективов в наши дни относительно свободна. Если это так, то дела с детективной литературой на родине Шерлока Холмса плохи. У книг Брындзы миллионы поклонников; конечно, их возмутит столь резкое определение, но «Темные воды» — блестящий образец того, как нужно писать, чтобы уничтожить этот жанр.

    Постараемся избегать вкусовщины, то есть разговора о стиле Брындзы. И отметим, справедливости ради, что обманные ходы и неожиданные повороты ему порой удаются. А концовка по-своему даже хороша в своей депрессивной безысходной трагичности. Но при этом у «Темных вод» большие проблемы с самым главным элементом детектива — собственно расследованием.

    Беда в том, что на протяжении всей книги оно практически не развивается. Эрика Фостер, которую автор навязывает нам в качестве сыщика, способного раскрыть самое запутанное преступление, вроде бы совершает множество действий, но не продвигается вперед ни на йоту. Все, чем она занята большую часть сюжета, это изучение материалов старого расследования. Причем читателю перепадает очень мало информации, так что строить собственные догадки просто не из чего.

    Остается наблюдать за тем, как вроде бы с головой погруженная в работу Эрика страдает от неудяриц в личной жизни. Вот эта линия прочерчена куда отчетливее. Героиня возится с нежданно приехавшей сестрой и племянниками, крутит служебный роман, вспоминает поворотные вехи своей нелегкой судьбы — и периодически думает о том, что убийца Джессики Коллинз все еще ходит на свободе (хотя и не совсем понято, почему она так уверена, что за двадцать шесть лет мерзавец не отдал душу на высший суд). Вот, собственно, почти все, что можно сказать о расследовании Эрики Фостер.

    Конечно, она проверяет старую версию. На той же улице, где жила Джессика, располагалось закрытое учреждение — реабилитационный центр для отбывших срок преступников-педофилов. Естественно, его «постояльцы» в свое время попали под подозрение полиции… Впрочем, правильнее сказать — один из «постояльцев», Тревор Марксмэн. Строго говоря, он вообще был единственным подозреваемым, но улик против него оказалось недостаточно. Эрика набредает на второго — избегая спойлера, намекнем только, что и двадцать шесть лет назад этот человек обязательно должен был попасть под подозрение. Однако, как нам неоднократно сообщают разные персонажи, первое расследование было проведено с грубыми ошибками. К сожалению, новое расследование оказалось ничуть не лучше.

    Детективы Брындзы хвалят за точность в описании работы полиции, однако он допускает серьезные логические проколы. Например, очевидно, что прежде чем заниматься самими педофилами, полицейские — что в прошлом, что теперь — обязаны были связаться с работниками реабилитационного центра. Но эти работники даже не упомянуты. Создается впечатление, что педофилы попросту жили там сами по себе, без администрации, без психологов — без всех, кто мог бы дать их психологический портрет, указать на их связи. Ничего подобного в «Темных водах» нет. Есть коловращение Эрики вокруг одной и той же версии, в которой она запирается, как в раковине, не находя ни подтверждения, ни опровержения, а потом происходят события, из-за которых тайна… раскрывается сама собой.

    Это главная ошибка автора: расследование оказывается бессмысленным. Якобы талантливая Эрика не придвигается к разгадке преступления ни на шаг. Некоторого успеха добивается Аманда Беккер — женщина-полицейский в отставке, которая искала Джессику двадцать шесть лет назад. Но скажем откровенно: даже ее озарение не принесло бы никакого результата, если бы вдруг не начались плохо мотивированные убийства, дающие понять, что кто-то очень не хочет, чтобы дело Джессики было раскрыто. По большому счету, только эти новые преступления и помогают полиции завершить расследование. Перевернув последнюю страницу и мысленно оглянувшись на сюжет, понимаешь: если бы тот, кто больше всех боялся раскрытия тайны, не запаниковал, Эрика провалила бы дело…

    Таким образом, объяснить успех Брындзы мастерством в построении детективного сюжета невозможно. Думается, причина его популярности в другом. Его книги — просто эталон в отражении современных тенденций толерантности, как, впрочем, и сам автор, счастливый в гомосексуальном браке. Все ключевые позиции у него отданы женщинам, неграм, мигрантам (Эрика Фостер, например, мигрировала в Великобританию из Словакии). Мужские персонажи смазанны и бесхребетны, традиционная семья показана в самом нравственно уродливом виде — в отличие от светлых, чистых и полных душевной чуткости однополых отношений, которые связывают двух, по счастью, третьестепенных персонажей.

    Вероятно, именно такой нарратив и нужен современной культуре, а мелочи вроде внятного сюжета и характерных персонажей уже не востребованы.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)