Advertisement

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тактика и стратегия «Железной девы»

Исполнитель: Iron Maiden

Название альбома: Senjutsu

Жанр: Heavy Metal

Страна: Великобритания

Лейбл: Parlophone

Дата выхода: 3 сентября 2021

Дословный перевод японского термина «сендзюцу» значит «техника мудреца», или «техника отшельника», вольный — «тактика и стратегия». Первый вариант обозначает особые навыки, позволяющие ощущать, накапливать и генерировать энергию природы, — эти навыки практиковали многие азиатские народы. Второй вариант больше подходит для тех, кто посвятил свою жизнь военному ремеслу и неустанно развивает свой разум в попытках превзойти соперника.

Легендарные британцы Iron Maiden мало походят на блаженных отшельников, ведь, несмотря на солидный возраст, они не перестают колесить по миру со своими масштабными шоу, где щедро наделяют своей энергетикой всех желающих. За более чем сорокалетнюю карьеру они сумели сохранить аутентичность и самодостаточность, верность своим идеалам и редкое упорство, которые гордо пронесли через года (или «через все времена»?). Они находятся на том возрастном этапе, когда не нужно никому ничего доказывать, и делают ровно то, что считают правильным и важным для самих себя. До сих пор мало кто может сравниться с ними в харизме.

Так или иначе интерес к творчеству «Железной девы» нисколько не утихает, несмотря на то, что паузы между альбомами стали достаточно длинными и выход нового откровения приравнивается к чему-то эпохальному. Но в этом-то и состоит вся интрига. Выход семнадцатого по счету студийного альбома британцев, получившего броское и эффектное название «Senjutsu», просто не мог пройти незамеченным для тех, кто хоть каким-то образом причастен к жанру тяжелого метала. В этот раз музыканты вдохновились японской и китайской историей и философией, но при этом «Senjutsu» не является концептуальной работой в прямом смысле слова. Впрочем, это вполне традиционно для «Мейден» и тянется еще с начала восьмидесятых. Единственная негласная концепция, которая красной нитью прошивает все десять композиций, — это тема войны, смерти и разрушений, что неотступно преследуют человеческий род.

Стоит подчеркнуть, что данный двойной лонгплей — это всесторонне творение позднего периода истории Iron Maiden с присущими ему масштабностью, строгостью и склонностью к прогрессиву. Не следует ждать от группы возвращения к былым формам, они не пытаются быть теми, кем уже не являются, и создают материал, наиболее отвечающий их современному мировоззрению. «Senjutsu» соблюдает все основные традиции, но при этом преподносит несколько кардинальных новшеств, демонстрируя планомерное развитие характерного звучания группы.

Прослушивание его можно сравнить с чтением исторического романа-эпопеи Джеймса Клавелла: ты медленно и сосредоточенно погружаешься в сюжет, а сотни страниц спустя тебе уже не хочется покидать мир, созданный писателем. Пластинка получилась достаточно тяжелой, на ней преобладают плотные мрачные оттенки, навевающие воспоминания о релизах 1995 и 1998 годов с Блейзом Бейли на вокале. Саунд четко обнажает «скелет» композиций со «скрежетом» и «лязгом» суставов «Железной девы».

Инструментальная составляющая, как всегда, на высоте — будь то многослойные гитарные линии троицы Мюррей-Смит-Герс, рождающиеся из студийного джема, уверенная ударная техника Нико Мак-Брейна или рельефная жесткая линия бас-гитары Стива Харриса, которая, словно стальной стержень, образует хребет песен и держит ситуацию под контролем. К слову, партии клавишных тоже принадлежат ему и звучат гораздо чаще, чем раньше, придавая композициям особый антураж. Как всегда, Брюс Дикинсон проделал достойную работу, в этот раз его вокал не подвергли чрезмерной обработке. Где-то он усилен дублирующей дорожкой, где-то подчеркнут гитарной линией и бэк-вокалом. В целом старина Брюс звучит на свой возраст и благоразумно не пытается покорить небеса — благо это ему удается в качестве пилота. В совокупности партии образуют единый стальной механизм, чьи детали очень индивидуальны, но служат одному делу.

А вот по эмоциональности новый альбом даже превосходит «Book Of Souls» (2015), при этом он на порядок разнообразнее. Вступительная титульная композиция посвящена историческому противоборству китайских воинов и кочевников. Она монолитна, драматична и отличается особой напряженностью. Этакий массивный пролог, где пересекаются узнаваемый «железный» гитарный строй, восточные мелодии, а также приятное разнообразие вокализов Дикинсона, от среднего регистра до пронзительно-отчаянных верхов, которых мы от него не ждали даже на предыдущем полноформате.

Следующий номер, «Stratego», вышел из-под пера Яника Герса и Стива Харриса. Это гимновый и энергичный галопирующий боевик в типичных традициях Iron Maiden, один из немногих настоящих хитов этой пластинки, который, несомненно, надолго поселится в концертном плейлисте группы. Появись он ранее, вполне мог бы войти в треклист «Brave New World» (2000). Но: многие согласятся с тем, что самым нетривиальным произведением в альбоме выступает сингл «The Writing On The Wall» от заводного дуэта Смита и Дикинсона — монументальный будоражащий номер, отсылающий к библейской притче о Валтасаровом пире. Основной рифф выполнен в стиле «пустынного» кантри-блюза. Мелодика вдохновляет, строение отличается приятным бесхитростным грувом, а лид-соло — безупречной чистотой.

«Lost In A Lost World» всем своим естеством тяготеет к проговой импровизации, которая не терпит привычных песенных рамок. Это повествование от Стива Харриса, в котором вдумчивая меланхолия перетекает в металлический напор, а простота граничит с непредсказуемостью. Гитарные партии здесь разбиты на три равные доли, отдельные фигуры и клавишные пассажи напоминают о прог-роке семидесятых, а Дикинсон выступает в роли рассказчика, то появляясь на сцене, то временно отступая в тень. Вслед за этим Эдриан и Брюс снова возвращаются с крепким и живым хитом «Days Of Future Past», который разительно выделяется своими забористыми бесхитростными риффами и отчаянным волнительным припевом. И, кстати, именно здесь Дикинсон звучит максимально схоже с «воздушной сиреной», с которой его сравнивали в лучшие годы.

Эпохи и столетия, написанные человеческой кровью, пролетают перед глазами, когда звучит «The Time Machine» — еще одно витиеватое, многоступенчатое произведение Герса и Харриса, к которому можно применить термин «арт-рок». Динамичное, непредсказуемое, с «парящим» вокалом и просто бесподобной гитарной «джигой» в середине — возможно, лучшей со времен «Dance Of Death». Одна из тех песен, которые можно слушать бесконечно. Не обошлось и без баллады — минорной «Darkest Hour», посвященной событиям Второй мировой войны. Это произведение можно отнести к наиболее лиричным и трогательным в альбоме, его трагедийности невозможно не сопереживать, а великолепные мелодии говорят сами за себя без лишних слов.

Завершают пластинку три главных эпических произведения авторства мастермайнда и лидера «Железной девы» Харриса общей продолжительностью в тридцать с лишним минут. Первое из них, «Death Of The Celts», — захватывающее эпическое полотно, где плавное развитие типичных для «Мейден» гармоний и сложноструктурированных переходов сочетается с закольцованными околофолковыми мелодиями и клавишными декорациями. Дикинсон снова выступает здесь в роли непредвзятого повествователя, но, будь это произведение полностью инструментальным, оно ничуть не утратило бы своей прелести.

В удивительный и волнительный вояж по местам жесточайших сражений прошлого вместе со своим создателем предлагает отправиться созерцательный и вселяющий тихую тревогу «Parchment», наиболее продолжительная глава «Senjutsu». Ее басовые переборы и поджарый риффинг живо напомнят о «To Tame A Land» c «Piece Of Mind» (1983), который, как мы знаем, является одним из любимых альбомов Харриса. Здесь также присутствуют элементы винтажного прога, Дикинсон особо торжественен, а венчает эту сагу грандиозное в своей мощи соло всех трех гитаристов, которые мастерски дополняют партии друг друга без малейшей паузы.

Особой воинственностью и отчаянностью отличается «Hell On Earth» — еще один гимн войне, ее ужасам и безумию, состоящий из нескольких частей. Здесь много искусно вплетенных мелодий, динамичных частей, но еще больше опустошающих пассажей, и все то немалое время, что звучит трек, слушатель примеряет на себя холодные одежды безысходности и сближения со смертью.

«Senjutsu» достаточно сложен для восприятия и одновременно прост. Он не столь хитовый, как его предшественник, но при этом умудряется не выпускать слушателя из своих объятий благодаря хитроумно разбросанным тут и там острым «крючкам». Чтобы постигнуть его одухотворенную эстетику, нужно обладать чуткостью и самодисциплиной. Как только все сегменты займут свое место, как элементы самурайских доспехов монстра-талисмана Эдди с обложки альбома, слушатель сможет оценить задумку музыкантов в целом. Альбом продуман и проработан до мелочей, но при всей своей разноплановости и прогрессивности наделен выверенной гармонией, и именно это позволяет не замечать продолжительности песен и просто получать наслаждение от качественной музыки.

Споры и рассуждения о месте «Senjutsu» в дискографии «железнодевцев», как это часто бывает, затянутся вплоть до выхода их следующего лонгплея. Но не стоит забывать о самом главном — перед нами не просто очередной студийник метал-группы с мировым именем, напичканный сиюминутными идеями и выпущенный только потому, что подошло время. Это серьезное, интеллектуальное и глубокое музыкальное произведение, которое завораживает и рисует целый мир.

А это значит, что музыканты вовсе не утратили свой композиторский талант. Им все еще есть что сказать. Разумеется, они давно уже не юноши, которыми движет желание заполучить вселенское признание. Но с Iron Maiden по-прежнему стоит брать пример, как стареть с достоинством и продолжать делать отличную музыку. Разумеется, для тех, в чьей душе она найдет отклик. И, если случится такое, что «Senjutsu» станет их последним творением (во что верится слабо), стыдиться за него им точно не придется.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)