DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Там, где кончается фильм

«Там, где кончается фильм, настоящий кошмар еще только начинается…»

Промо-ролик The Thing

Тридцать лет прошло с конца восьмидесятых.

За это время произошло многое: некоторые страны исчезли с географической карты, а некоторые только-только установили свои границы. Даже идеологии успели смениться, и не раз, что в свою очередь привело к самым глобальным последствиям.

Те, кто родился в девяностые и двухтысячные, также испытали и продолжают испытывать на себе влияние 80-ых, подаривших знаменитые серии кинофильмов в жанре ужасов: «Чужой», «Нечто», «Пятница 13» и другие. Некоторые из фильмов тех лет сразу же получили статус культовых, некоторым пришлось ждать признания, однако это не помешало ни тем, ни другим к началу нулевых обзавестись крупными сообществами фанатов. Такой успех не мог не способствовать расширению киновселенных с помощью иных творческих ресурсов – через комиксы, книги и, как ни странно, видеоигры. Ряд проектов успел увидеть свет почти сразу же после выхода оригинальных картин, и начать хотелось бы именно с них, чтобы проследить путь в индустрии, а заодно ответить на вопрос: смогли ли видеоигры по культовым кинофильмам приобрести не менее культовый статус, оправдав яркий слоган под заголовком статьи?

В 1979 году на киноэкраны выходят «Чужой» Ридли Скотта и «Носферату: Призрак ночи» Вернера Херцога. И если первый режиссер в представлении не нуждается, то о фильмографии второго следовало бы… Так, стоп! Это статья о видеоиграх, а обзор киноиндустрии в другой рубрике. «Носферату» хоть и не выстрелил столь же успешно, как «Чужой», но все равно занял свое место в истории кино, вдохновив Idol FX на создание ставшей классикой «Nosferatu: The Wrath of Malachi». Однако это случилось далеко не сразу…

Одной из первых видеоигр по фильмам стала «Alien», вышедшая в 1982-ом на легендарной игровой приставке Atari 2600. По внешнему виду она напоминала видоизменный «Pac-man», где главной задачей игрока было уничтожить яйца ксеноморфов (читай: съесть точки в лабиринте). Как понятно уже из описания, по сути от «Чужого» здесь одно название. А что поделать, если разработчикам не хватает фантазии... В том же году и для той же приставки выходит еще одна киноигра — «The Texas Chainsaw Massacre». На этот раз создатели подошли к процессу с бо́льшим размахом и выдали что-то оригинальное. Игрок брал на себя роль маньяка, известного зрителю как «Кожаное лицо», и главной его задачей было догнать убегающих девушек, избегая при этом препятствий, чтобы показать им свою, кхм, бензопилу. Несмотря на это, чего-то особо примечательного в игре не было.

Уже более весомым и интересным является «A Nightmare On Elm Street». Это не один, а целых два проекта, выпущенные в 1989-ом году на DOS и NES и представлявшие собой прямую адаптацию серии фильмов «Кошмар на улице Вязов». Спустя семь лет после выхода наивных «Alien» и «The Texas Chainsaw Massacre» видеоигры преобразились до неузнаваемости, превратившись из самых примитивных структур в нечто более уникальное. Нельзя сказать, что «A Nightmare On Elm Street» была страшной или страшно интересной. Тем не менее она воплощала в себе интересные игровые механики и вполне могла угодить поклонникам оригинальных фильмов, подкупая знакомыми персонажами, пиксельными арт-вставками и, конечно, самим Фредди Крюгером.

Начиная с девяностых годов вся игровая индустрия начала резко видоизменяться. Этому способствовало общее развитие технологий, их распространение среди населения и, собственно, непосредственный успех подобных проектов. В это же время появляются и первые кроссоверы, например «Aliens vs Predator», детище для аркадных автоматов от Capcom, вышедшее в 1994-ом. Появляться-то появляются, но до двухтысячных годов не выходит чего-либо принципиально значимого для нашей статьи. Зато после, наоборот, — слишком много всего.

Закончив с ретроспективой, перейдём к рассказу о наиболее значимых и успешных проектах по всеми любимыми киновселенным. А рассказать, поверьте, есть о чем!

«The Thing»

Дата выпуска: 21 августа 2002

Страна: Великобритания

Жанр: шутер от третьего лица

Издатель: Universal Interactive

Платформы: PlayStation 2, Xbox, ПК

Фильмы Джона Карпентера давно можно считать как отдельным видом киноискусства, но даже среди его золотых работ есть та, что выделяется на общем фоне и со временем получила статус культовой — «Нечто» (1982 г).

Многие раньше воспринимали этот фильм как достойный ответ «Чужому», что породило немало споров среди фанатов. Мы, в свою очередь, одинаково любим оба этих произведения, а потому вышедшую в 2002 году «The Thing» пропустить просто не могли. Итак, вернёмся к вопросу, заданному в начале статьи: «Смогли ли видеоигры по культовым кинофильмам приобрести не менее культовый статус?» Так вот, одной только «The Thing» достаточно, чтобы ответить утвердительно.

Не редкость для игр по кинофильмам, когда их сюжет не является прямой адаптацией самого фильма, а либо показывает альтернативное развитие событий после его концовки, либо продолжает развивать оригинальную идею. История «The Thing» идёт как раз по второму пути, давая нам возможность воочию увидеть последствия распространения инопланетной заразы.

Спустя восемнадцать лет искушенный игрок посмотрит на неё с большим изумлением и воскликнет что-то вроде: «А можно мне ремейк вот этого?» И это не преувеличение. Уникальная система психологического воздействия на отряд, необходимость следить за своими подчиненными, с трудом выбирая, кому из них можно довериться, — вот что «The Thing» принесла в индустрию, опередив тем самым многие другие проекты. Органично вписанные новые игровые механики, большое количество интерактивных объектов: вам предстоит не только стрелять, но и лечить раненых соратников, вычислять скрытых противников и даже использовать огнетушитель для предотвращения пожаров на станции. Прекрасная сценарная работа, удивительно красивый визуал как окружения, так и монстров — всё это органично сплелось в единый организм, в нечто прекрасное, просто в… «Нечто».

«Nosferatu: The Wrath of Malachi»

Дата выпуска: 21 октября 2003

Страна: Швеция

Жанр: шутер от первого лица

Издатель: iGames Publishing

Платформы: ПК

Уже упомянутая ранее «Nosferatu: The Wrath of Malachi» увидела свет и обожглась в 2003 году. Ожог не был смертельным, и, несмотря на большое количество критики со стороны различных игровых рецензентов, она сумела завоевать сердца многих игроков по всему миру.

Отличительной особенностью «Nosferatu: The Wrath of Malachi» было интерактивное окружение и музыкальное сопровождение, что делало каждое новое прохождение абсолютно уникальным. Несмотря на относительно примитивную сюжетную линию, в ходе которой игрокам предстояло попытаться спасти своих родных, у игры легко получалось увлечь начинающего охотника на вампиров. Большое количество разнообразного оружия — от меча и распятия до пулемёта; готическая атмосфера замка, обаятельные НПС и пугающие противники — а большего и не требовалось.

Справедливости ради стоит сказать, что, несмотря на тёплый прием со стороны игроков, критика также была небезосновательна. Как оказалось, «Nosferatu: The Wrath of Malachi» попала в релиз весьма урезанной, а многие геймплейные элементы и механики покоились мертвым сном где-то в ресурсах самой игры. В будущем поклонники смогли пробудить их, выпустив небольшой проект с приставкой к оригинальному названию – Uncut.

Итак, Idol FX создали мрачный, напряженный экшн от первого лица с разнообразными противниками и способами их умерщвления, вплетя в игру уникальные на тот момент механики, среди которых были случайная генерация замка и предметов в нём и полная свобода перемещения. Мрачный антураж, вампиры и прочая нечисть — всё это определенно придётся по вкусу ценителям оригинального фильма «Носферату: Призрак ночи», которым была вдохновлена игра.

Даже несмотря на то, что основной сюжет отличается, параллель очевидна: здесь мы в лице героя также прибываем в загадочный замок, видим всё тот же мистический антураж и, что самое главное, — всё того же внушающего страх и трепет Носферату…

«Evil Dead: Regeneration»

Дата выпуска: 13 сентября 2005

Страна: США

Жанр: шутер от третьего лица

Издатель: THQ

Платформы: PlayStation 2, Xbox, ПК

Помним, мы еще помним заманчивую обложку CD-диска под эгидой Буки на прилавках магазинов. Если честно, то «Evil Dead: Regeneration» — это не первая игра в серии, ведь до неё были «Evil Dead: Hail to the King» и «Evil Dead: A Fistful of Boomstick». Тем не менее особого внимания заслуживает именно «Regeneration», сумевшая обзавестись приемлемой визуальной составляющей, отличной сценарной работой и едким более чёрным юмором.

Сюжет представляет собой альтернативное видение событий фильма и повествует о том, что Некрономикон не был уничтожен, а сам Эш помещен в психиатрическую клинику, директор которой заполучил в свои руки древнюю книгу. О том, что будет дальше, думаем, говорить не стоит. Тот, кто знаком с фильмом, знает. А тот, кто не знаком… Собственно, почему?

К сожалению, нельзя сделать вывод, что Cranky Pants Games удалось создать уникальный проект, который привносил бы в индустрию нечто совершенно новое. К тому же не исключено, что многих простых игроков «Evil Dead: Regeneration» и вовсе обошла стороной. Но со своей главной задачей она справилась на ура: это те самые «Зловещие мертвецы», не любить которых невозможно.

«Alien: Isolation»

Дата выпуска: 7 октября 2014

Страна: Великобритания

Жанр: Survival horror

Издатель: Sega, Feral Interactive

Платформы: ПК, Xbox 360, PlayStation 3, Xbox One, PlayStation 4, Nintendo Switch, macOS, Linux

После провалившейся «Aliens: Colonial Marines» успех «Alien: Isolation» был настолько оглушительным, что не услышать о ней мог разве что глухой. Подобно тому, как это было сделано в «The Thing», сюжет в новом «Чужом» продолжал оригинальную историю, повествуя о дочери Эллен Рипли, которая, работая на корпорацию «Вейланд-Ютани», не оставила попыток узнать, что на самом деле случилось с ее матерью.

С Амандой (так зовут главную героиню игры) связывается представитель компании и сообщает, что корабль «Анесидора» нашёл в космосе черный ящик с «Ностромо» и доставил его на списанную торговую станцию «Севастополь». После того как Аманда присоединяется к экипажу и прибывает к станции, где происходит внештатная ситуация, игрок в её лице наконец попадает на «Севастополь», застав его в состоянии крайнего упадка.

«Alien: Isolation» — это в первую очередь прекрасный Survival Horror, сумевший не только освежить весь жанр в целом, но и подарить игрокам абсолютно новое видение того, какими могут быть игры по вселенной «Чужого». Больше никакой бездумной стрельбы: игрокам необходимо бороться за свою жизнь с одним из самых опасных существ в галактике. Однако не всё так страшно (на самом деле еще как страшно): прекрасно реализованная система крафтинга помогает выжить и, что не менее важно, поощряет детальное изучение станции «Севастополь», погружая пускай в опасные, но неописуемо притягательные декорации.

Одно из главных достоинств игры — детализация и подход к мелочам: интерьеры выполнены в стилистике оригинального фильма 1979 года и полностью передают его атмосферу под один из лучших звуковых дизайнов в игровой индустрии. Пожалуй, по праву лучшая игра в нашем обзоре, которая даже спустя шесть лет после своего выхода ни на йоту не устарела.

Каждому фанату киновселенной «Чужих» абсолютно рекомендуется ознакомиться.

«Friday the 13th: The Game»

Дата выпуска: 26 мая 2017

Страна: США

Жанр: многопользовательский Survival horror

Издатель: Gun Media

Платформы: ПК, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch

Слэшер.

Вот так одним словом можно рассказать абсолютно все о «Friday the 13th: The Game». Вышло это творение из-под пера IllFonic в 2017-ом году и, несмотря на большую схожесть с «Dead by Daylight», сумело собрать большое количество игроков.

У разработчиков несомненно получилось создать колоритный проект, который придется по вкусу фанатам оригинальных фильмов серии «Friday the 13th». Сюжета как такового нет: группа подростков, внушающий своим внешним видом страх Джейсон Вурхиз и сумасшедшая игра на выживание, в которой только от вас самих зависит, станете вы жертвой маньяка или нет.

В одной сессии могут играть одновременно до восьми человек, один из которых случайным образом будет управлять Джейсоном. Задача остальных — попытаться скрыться и сбежать от убийцы.

Проект, как уже можно было догадаться, ориентирован на многопользовательский режим и прекрасно справляется с главным: развлекает, пугает, заставляет от души покричать и позволяет хорошо провести вечер вместе с друзьями. В общем, делает всё то, за что многие полюбили в свое время фильмы про брутального маньяка в хоккейной маске.

Упомянутые в статье видеоигры — это далеко не все киноадаптации известных фильмов 80-ых, но, несомненно, лучшие из них. «Nosferatu: The Wrath of Malachi» (2003), «The Thing» (2002), «Alien: Isolation» (2014) — эти проекты сумели доказать, что игры по кинофильмам могут быть ничуть не хуже самих фильмов, а то и вовсе превосходить их по качеству и масштабам проделанной работы.

Лохматые восьмидесятые подарили нам культуру ужаса в том виде, в котором мы знаем её сегодня. Оттого приятнее сознавать, что видеоигры, превратившись из простого развлечения в настоящий вид творчества, продолжают не только укреплять золотые стандарты фантастики и ужасов, но и развивать, дополнять, а также оживлять полюбившиеся нам вселенные.

Смогли ли они перенять культовый статус и расширить границы ужаса за пределы кинотеатров?

Ответ, пожалуй, очевиден.

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Po3T 04-11-2020 11:23

    Ну фиг его знает.

    Алиен 3 на денди и Сеге. Терминатор 2 на денди. Первый ФПС Чужой против Хищника (не говоря уже о более успешных продолжениях). Тот же Предатор 2 на Сеге. Зловещие мертвецы Хайл то Кинд для первой соньки. Да и Пятница 13 на денди была (хоть и не такая сильно известная). Щас Предатор Хантер Граунд от авторов ассиметричной пятницы клона Дай бу Дайлайт.

    И ни слова о Зомби съели моих соседей, которые вообще антология жанровых штампов.

    Учитываю...
    • 2 AlonZo 04-11-2020 21:07

      Po3T, спасибо, это действительно ценный комментарий. Никто не умаляет заслуг классических игр, но в статье все же мы хотели больше понять, как себя ощущают мотивы культовых картин в более-менее современных реалиях

      Учитываю...
      • 3 Po3T 05-11-2020 02:37

        AlonZo, тогда предложу: Алёну в изоляции, Тяпницу 13-го (а ещё лучше более удачную версию Дэд бай Дайлайт, в которой нет прав на Джейсона из-за как раз этой игры), Предатор: Хантинг Граунд (от авторов Тяпницы и с голосом Шварца) и таки Алиен версус Предаторс от 2010 года. Это и более современные, и трендовые (в плане жанра). А так, имхо, только Нечто и Алёна кошерно вписываются в идею игровых продолжений.

        И это я про инди-поделки не говорю, о которых сам писал в рамках журнала.

        Учитываю...
    • 4 Мустафин Т. Р. 14-11-2020 19:55

      Po3T, здравствуйте.

      Проблема в том, что Чужие 3, Хищник 2, Терминатор 2 - это фильмы вышедшие уже в девяностых годах. Сама же статья посвящена исключительно фильмам восьмидесятых годов (1979-1989 гг.) и тому, как они получали свои адаптации в видеоигровом формате. То-есть упомянутые вами не попадают под рассматриваемый спектр т.к. не относятся к теме статьи.

      Тот же FPS AVP вовсе не связан ни с одной кинокартиной и является вольным кроссовером киновселенных, как и Predator: Hunting Grounds.

      Учитываю...
      • 5 Po3T 15-11-2020 01:44

        Мустафин Т. Р., благодарю за развернутый ответ. Но только вот Носферату, как я понял, тоже ничего общего с картиной (кроме названия) не имеет - фильм это вольная экранизация "Дракулы", у игры отдельный сюжет. Поправьте, если ошибаюсь.

        Пятница 13-ое тоже экшен сильно по мотивам, при таком подходе АвП попадает под критерий, ибо базируется сразу на двух фильмах. Это не говоря уже о том, что "Охотничьи угодья" относятся к Хищнику так же как упомянутая Пятница к фильмам про Джейсона - культурная основа, но не сюжетное продолжение. Так что позвольте не согласиться с определением Хантинг Граунд как неподходящих.

        В остальном да, формально часть названных игр мне стоит выкинуть из списка.

        Учитываю...