DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛА. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЛА

Там, где заходит солнце: Чернобог в англоязычной культуре

Принято считать, что славянская мифология не пользуется популярностью на Западе и, как следствие, редко служит источником вдохновения для произведений литературы или кинематографа. И в случаях, когда западные дельцы все же обращают внимание на славянскую мифологию, творения их порастают развесистой «клюквой», имеющей мало общего с реальной историей и культурой славянских народов. Это же касается и непосредственно славянской мифологии. Но надо понимать, что и на исторических территориях проживания славянских народов эта мифология изучена непростительно мало. Что уж требовать от западных писателей или режиссеров?

И все же есть одно заметное исключение. Имя, пришедшее из славянской мифологии и несущее ее приметы, но при этом получившее широкую известность в западной массовой культуре — литературе, комиксах, кинематографе. Имя это — Чернобог.

Историческая справка

Впервые в исторических источниках этот бог упоминается немецким монахом Гельмольдом из Босау, жившим в XII веке. В труде «Славянская хроника» немецкий хронист описывает быт и нравы балтийских славян, проживавших на территории современной северо-восточной Германии — ободритов, лютичей, лужичан. Процесс их христианизации в то время был еще не завершен, и потому можно считать, что Гельмольд описывал язычество современников.

О Чернобоге же Гельмольд писал следующее:

Есть у славян удивительное заблуждение. А именно: во время пиров и возлияний они пускают вкруговую жертвенную чашу, произнося при этом, не скажу благословения, а скорее заклинания от имени богов, а именно, доброго бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым богом направляются. Поэтому злого бога они на своем языке называют дьяволом, или Чернобогом, то есть черным богом.

Лист Любекской рукописи «Славянской хроники» Гельмольда, XV в.

Все последующие источники, упоминавшие Чернобога, появились в более поздние времена и, по сути, лишь дополняли сказанное Гельмольдом. Современные ученые не пришли к единому мнению касательно Чернобога: одни считают, что это было отдельное божество в славянском пантеоне, иные же полагают, что Чернобог — это прозвище кого-то из славянских божеств, возможно, Велеса. Соответственно, реконструировалась оппозиция «Чернобог/Белобог», однако имя «доброго бога», которого поминали во время распития круговой чаши на пару с Чернобогом, самим Гельмольдом не упоминается. Что, впрочем, не мешает иным исследователям реконструировать славянское язычество как своего рода «дуалистическую» религию, признающую двух равноправных, но враждебных богов: «доброго» и «злого». Другие ученые считают, что Гельмольд мог допустить неточность или приукрасить повествование и что никакого Чернобога никогда не существовало, а немецкий монах имел в виду христианского Сатану, почитание которого и приписал славянам. Но как бы то ни было, образ Чернобога как могущественного повелителя злых сил уже сформировался, неоднократно упоминался в различных исследованиях по славянскому язычеству, откуда он и проник в культуру. Сперва в литературу и музыку, позже — в кинематограф. Со временем в западной культуре Чернобог стал пользоваться не меньшей, а то и большей популярностью, чем в российской. Что, в общем, закономерно — скудные знания о славянском «боге зла» только развязывают руки и дают фантазии полный карт-бланш.

Впрочем, тут есть нюанс: возможно, Чернобог изначально не был чужд западной культурной традиции. Конкретно — традиции англосаксонской. Есть мнение, что Чернобог, под именем Зернобока или Зернебока, почитался древними саксами, которые перенесли культ своего языческого бога на Британские острова. На континенте саксы жили в тесном союзе с племенами западных славян — велетов, вместе с которыми поклонялись Чернобогу — Зернобоку. Под указанным именем славянский «злой бог» упоминается в знаменитом романе Вальтера Скотта «Айвенго»: в одной из сцен безумная старуха со стен горящего замка кричит: «Ревет Зернобок!» В оригинальном тексте романа еще неоднократно упоминается данный бог, что видно из нижеприведенных цитат.

Пусть демон Зернобок разорвет меня на куски, если я уйду из своей собственной комнаты, прежде чем допряду эту пряжу!

...не прекращались ни на одну секунду, из опасения, как бы Зернобок, этот Аполлион древних саксов, не наложил своих когтей на покойника.

Прощай, Фрон де Беф! Пускай Миста, Скогула и Зернебок, божества древних саксов, или бесы, как зовут их нынешние монахи, займут место утешителей у твоего смертного одра.

— Клянусь святыми угодниками, — сказал Ательстан, — должно быть, за время моего отсутствия Зернебок овладел замком.

Эжен Делакруа. Похищение Ревекки. 1858 г.

Сцена из романа «Айвенго»

Очевидно, что Вальтер Скотт использует имя демона-губителя из Апокалипсиса (Аполлиона/Абадонна): для писателя он был сообразен англосаксонскому божеству. Его имя Скотт, судя по всему, взял у английского историка Шерона Тёрнера, который в своей «Истории англосаксов» пишет: «Григорий, в восьмом веке, обращаясь к старым саксам, призывает их оставлять своих идолов, из золота ли, из серебра, меди, камня или других материалов». Далее идут перечисления имен этих идолов: «Хама (Hama), Флиннус (Flinnus), Зиба, или Сиба (Siba), и Зернобогус (Zernebogus)», о котором автор отдельно поясняет, что это «черное, злорадное, зловещее божество (the black, malevolent, ill-omened deity)».

Дисней и ЛаВей

Впрочем, до конца не ясно, идентичен ли саксонский Зернобок славянскому Чернобогу, и посему вопрос, можно ли считать «Айвенго» первым упоминанием данного божества в англоязычной литературе, остается открытым. Под однозначно своим именем Чернобог появится в англоязычной культуре гораздо позже — уже за океаном. Причем этот образ будет позаимствован из русской культуры — точнее, из симфонической поэмы «Ночь на Лысой горе» русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Здесь Чернобог или, как его назовет Мусоргский, Чернабог, появляется в обличье гигантского крылатого демона, призывающего души умерших. Данный образ, как считается, задумывался Мусоргским как одно из действий оперы-балета «Млада». Это действие композитор внес в список сочинений под названием «Славленье Чернобога». В 1930 году на основе автографов композитора советский музыковед Павел Ламм издал первое критическое собрание сочинений Мусоргского. Упомянутое произведение указано в нем как «Служение черному козлу».

И. Е. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского

На этом произведении, в свою очередь, будет основан один из отрывков «Фантазии» — американского анимационного музыкального фильма Уолта Диснея (1940). Здесь Чернобог сначала появляется замаскированным под шпиль на вершине Лысой горы, после чего расправляет свои драконьи крылья и являет себя миру. Наступает Вальпургиева ночь, и Чернобог при помощи темной силы вызывает призраков, монстров, огненных женщин, чудовищных бесов, сатиров, ведьм и демонов, оживляет покойников с близлежащего городского кладбища. Чернобог заставляет призраков и других существ, находящихся под его контролем, танцевать и летать, после чего бросает их в вулканическую яму и воскрешает уже в виде демонов. Чернобог торжествует: он — на вершине своего могущества, но с наступлением зари, едва зазвучал церковный колокол, повелитель тьмы вынужден укутаться в крылья и исчезнуть.

Фантазия (1940)

Создание персонажа — во многом заслуга Владимира Титлы, который считается одним из величайших аниматоров Диснея. Титла, имевший украинские корни, привнес в образ Чернобога «гоголевские» темы. Как вспоминал другой дисневский аниматор, Фрэнк Томас: «Никто, кроме Титлы, не мог дать Чернобогу ту одиозную, преимущественно животную психику, которая делала его таким страшным». Уолт Дисней называл Чернобога «самим Сатаной» — впрочем, подобное отождествление просматривалось и в оригинале Мусоргского. Но уже начиная с «Фантазии», Чернобог появлялся во многих постановках под своим «языческим» именем. Так, например, он становится одним из диснеевских злодеев в обеих версиях «Fantasmic» — ночного шоу, что проходит в Диснейленде, в Анахайме, штат Калифорния, а также в голливудских студиях Диснея в Орландо, штат Флорида. Как «босс», Чернобог появляется в «Конце света» — мире из первой игры серии «Kingdom Hearts», кроссовере различных диснеевских фильмов. Аккомпанементом для битвы с Чернобогом стала аранжировка «Ночи на Лысой горе». Также он появляется в качестве гостя в диснеевском мультсериале «Мышиный дом»; в «Диснее на рассвете» — второй книге серии детских романов американского писателя Ридли Пирсона «Хранители королевства»; в 4 сезоне сериала «Однажды в сказке» и ряде других произведений, основанных на сюжетах Диснея.

Разумеется, тот эпический размах, которым образ Чернобога был наделен в мультфильме 1940 года, сохранился не во всех перечисленных работах: где-то образ сильно упрощен, где-то приобретает комические черты. Тем не менее «Чернобог» получил высокую оценку как воплощение чистого зла в мире Диснея. В отличие от других злодеев Диснея, Чернобог не обладает сколь-нибудь проработанной личностью: у него нет трагической предыстории, как нет и мотива — зло он творит для «забавы». Чаще всего Чернобог изображается безжалостным монстром, наводящим ужас на всех, кому не посчастливится с ним встретиться. По этой причине он является одним из самых могущественных злодеев, когда-либо созданных Уолтом Диснеем.

И именно Диснея нужно благодарить за введение Чернобога в американскую культуру, где, как показывает дальнейшая история, он вполне прижился. Причем этот образ вышел за пределы как мультипликации, так и литературы, став частью действующей религии. Уже в 60-е годы XX века появляется так называемая «Церковь Сатаны» — первая официально зарегистрированная религиозная организация сатанистов. Ее основатель, Антон Шандор ЛаВей, помимо своего основного труда, «Сатанинской Библии», написал еще несколько книг. В труде ЛаВея «Сатанинские ритуалы» есть глава с названием «Ночь на Лысой горе. Дань Черту» (то есть Чернобогу), в которой автор описывает придуманный им «русский ритуал». Сам ЛаВей явно симпатизировал русской культуре, однако его представления о ней были, деликатно выражаясь, весьма экзотичны. В частности, ЛаВею принадлежит фраза: «Нет культуры, более связанной с темными силами и божествами, чем славянская вообще и русская в частности». Комплимент неоднозначный, и, очевидно, он был высказан под впечатлением не от знакомства со славянской мифологией, а как раз от диснеевского образа Чернобога.

Антон Шандор ЛаВей

Мои губы наслаждаются, славя тебя, о Чернобог! Я существо, Тобой сотворенное, отродье Твоего пламени, безумие Твоего разума, олицетворение Твое!... Выйди из пасти ночи! Взмахни кожаными крылами и воспари над горной вершиной. Укрой своей тенью землю и откликнись на наш зов!

Литература

Но вернемся к литературе. Чернобог стал одним из центральных персонажей книги Нила Геймана «Американские боги», а впоследствии — и одноименного сериала, где его сыграл шведско-американский актер Петер Стормаре. В книге образ Чернобога отличен от канонического, но вполне вписывается в образ «бога зла на пенсии».

Обладатель прокуренного голоса оказался невысоким и коренастым мужчиной со стальной сединой и резкими чертами лица, одетым в серо-коричневый махровый халат. В кулаке он прятал сигарету без фильтра, которой то и дело затягивался...

Петер Стормаре в роли Чернобога. Сериал «Американские боги»

Однако в ходе повествования Чернобог сбрасывает маску и предстает перед главным героем в совсем иных обличьях:

Тень действительно видел перед собой старого седого эмигранта из Восточной Европы, в допотопном плаще и со стальным зубом во рту. Но кроме этого он видел приземистое черное нечто, темнее, чем сама темнота, с двумя горящими как угли глазами; и еще он видел князя с длинными развевающимися по ветру черными волосами и длинными черными усами, у которого кровью были залиты и лицо и руки, который был обнажен до пояса, не считая переброшенной через плечо медвежьей шкуры, и который ехал верхом на полузвере-получеловеке — а лицо и торс его были сплошь покрыты синими, вытатуированными по коже спиралями и завитками.

Но чаще, конечно, Чернобог отождествляется с местами, где был почитаем исторически — то есть со славянскими землями и близлежащими территориями. Таким, например, он предстает в романе Стивена Стирлинга «Пешаварские уланы». Роман написан в жанре альтернативной истории: действие происходит в 2025 году, через 147 лет после метеоритного дождя, вызвавшего сильное похолодание. Оно вынудило правительства и элиты европейских стран переместиться в собственные колонии. В частности, от Российской Империи остались лишь ее среднеазиатские владения со столицей в Самарканде. Русские, поверив, что Иисус Христос покинул этот мир, стали поклоняться Чернобогу. Со временем на остатках Российской Империи сформировался жесточайший режим, с фактическим сатанизмом в роли государственной религии и ритуальным каннибализмом, используемым для террора узбекских и таджикских подданных Империи. Русский царь носит официальный титул «Коготь Чернобога», а в Бухаре находится штаб-квартира жрецов культа Малика-Тоуса (здесь Стирлинг совмещает образ Чернобога с Ангелом-Павлином, которого почитают в религии езидов и которого их соседи нередко отождествляли с Сатаной).

Его левая рука теребила серьгу в форме павлиньего хвоста; это был знак инициации в культе Малика Ноуса — или Чернобога, как Его называли, демиурга, которому поклонялись во всех царских владениях в Самарканде как истинному Господу этого мира.

Культ появился во время отступления русских в 1880 году из Казани в Среднюю Азию. Великому князю Николаю рассказали о некоей монахине, у которой открылись видения будущего. Когда эти видения оказались полезными, Николай приказал сохранить женщине жизнь любой ценой. Нынче же потомки этой монахини образовали отдельную касту — Сестричество Истинных Мечтателей, — на видениях которых во многом и держится русский Змеиный Трон. Наиболее радикальные поклонники этого культа, включая и главного антагониста романа, графа Владимира Игнатьева, мечтают о втором «Падении» и полном уничтожении человечества.

Смерть всего живого... что может быть приятнее Ангелу-Павлину, Чернобогу, Черному Богу?

Как далеко не последний персонаж, Чернобог появляется в книжной серии «Наследники Александрии», написанной на стыке жанров альтернативной истории и исторического фэнтези тремя авторами: Мерседес Лэки, Эриком Флинтом и Дэйвом Фриром. ЗдесьЧернобог — главный антагонист, устраивающий козни напрямую или через агентов. В первой книге цикла «Тень льва» он пытается разрушить Венецианскую Республику — главный оплот свободомыслия и веротерпимости в мире альтернативного средневековья 1530-х годов. Чернобогом же одержим князь Ягеллон — правитель Великого Княжества Литовского, в этой реальности подчинившего себе большую часть Восточной Европы. Князь этот скрывает лицо под маской — якобы из-за слепоты, он поедает человеческое мясо и жестоко мучает даже своих приспешников: разных чудовищ, панически боящихся жестокого властелина. Чернобог вселяется и в тела иных людей, что выглядит как классический случай демонической одержимости. В другом романе цикла, «Бремя мертвых», Чернобог задумывает атаковать Константинополь, в этой вселенной по-прежнему остающийся столицей Византии. Бог зла все еще владеет телом князя Ягеллона, но его одержимость выглядит скорее как некий симбиоз «родственных душ», причем в этом союзе Чернобог кажется даже более адекватным, чем его человеческий «носитель»:

Когда-то огромный мужчина, растянувшийся на троне, был князем Ягеллоном из Великого княжества Литовского. В своем стремлении к власти князь зашел слишком далеко и слишком глубоко. Человек, который сделал это, был жестоким убийцей, который получал удовольствие от медленной смерти своих жертв. То, чем стал Ягеллон, не получало удовольствия от таких вещей, хотя и продолжало заниматься ими, когда это было необходимо. Чернобог не имел реального представления о смертных эмоциях или таких вещах, как сексуальные побуждения. Он понимал, что они существуют, но такие понятия, как любовь, были для него тем же, что и пурпурный цвет для человека, слепого от рождения. Черный Мозг был гораздо большим монстром, чем Ягеллон когда-либо был или мог быть. Но у демона не было ни одного из порочных желаний князя, и он не получал никакого «наслаждения» от того, что было одним из удовольствий Ягеллона. Чернобог понимал, что такие «удовольствия» управляют людьми, с которыми он работал, даже эффективнее, чем страх, но это было пределом его понимания.

В книге Ричарда Кадри «Алоха из ада» Чернобог (или, точнее, «Черновог») представлен как падший ангел, которому поручено управлять частью Тартара в наказание за организацию второго восстания на небесах. Чернобог упоминается и в фэнтезийно-детективном книжном сериале «Кейт Дэниэлс» Илоны Эндрюс.

В тот момент, когда я перевернула страницу о темной фракции, на меня уставилась перевернутая руна Альгиз. Рядом был рисунок мужчины с черными усами, покрытыми серебристым инеем. Его черная броня выступала острыми шипами. Рука сжимала окровавленное копье. Он стоял на куче расчлененных трупов, сплошь покрытых черными муравьями, а черные вороны кружили над его головой. Ярость искажала его лицо в уродливой гримасе. Подпись гласила: «Чернобог. Черный змей. Кощей. Повелитель тьмы и смерти. Царь ледяного холода. Мастер разрушения. Бог безумия. Воплощение всего плохого. Зло».

Служитель Чернобога — постоянный персонаж в этой серии, а само божество появляется в предпоследней книге, где его вызывают на поле битвы.

Как антагонист Чернобог появляется и в романе-фэнтези «Вращающееся Серебро» Наоми Новик — американской писательницы с польскими, литовскими и еврейскими корнями. Действие происходит в королевстве со звучным названием Литвас: здесь Чернобог пытается овладеть телом Мирнатия, короля Литваса. Тема «одержимости Чернобогом» достаточно популярна. В частности, она затрагивается и в комиксах Marvel, где Чернобог предстает как один из членов «Зимней стражи», команды русских супергероев. Чернобог взаимодействует с еще одним славянским богом, также членом Зимней стражи — Перуном. Согласно комиксовой легенде в 893 году Чернобог и Перун шли по берегу Невы, чтобы помочь славянам против скандинавов во главе с Тором, но оба были убиты Горром, богом-мясником, в безымянном городе. Однако дух Чернобога остался в городе. Он скитался по округе и искал людей, чтобы употребить в пищу и тем самым напитаться энергией для того, чтобы вернуть былую славу. Тогда же он заключил сделку с неким трактирщиком, который согласился предоставлять духу древнего бога свое тело, чтобы Чернобог мог убивать туристов, которых трактирщик презирал за неуважение к своей стране и ее истории. Чернобог как раз преследовал трех подростков, когда был прерван Халком. Однко носитель Чернобога был слишком слаб: он не смог поглотить энергию Халка и справиться с ним, а потому носитель отступил, пообещав вернуться, чтобы встретиться с Халком уже в собственном обличье.

Игры

Также Чернобог появляется и в видеоигра, таких как «Blood», «Crusader Kings II», «Final Fantasy XIV», «Smite» и ряде других. Так, например, в игре 1997 года «Blood» рассказывается история Калеба, нежити-стрелка, борющегося с самим Чернобогом и его прислужниками — горгульей Чео, паучихой Шиал, псом Цербером. Вопреки традиции эта история разворачивается на американском Диком Западе в начале XX века. Интересно, что и здесь для появления на Земле Чернобог использует человеческие тела: указывается, что на начало событий игры таких тел он сменил уже шестнадцать. Калеб, в свое время бывший одним из высших иерархов в «Кабале» — культе, призванном обеспечить появление новых тел у Чернобога, — убивает бывшего «босса», что, впрочем, может означать, что неистовый техасец стал его новым воплощением.

Чернобог из игры Blood

Два случая из американской литературы

Во всех этих работах имя Чернобога дается в оригинальном прочтении без буквального перевода. Однако на Западе имеются и произведения, в которым фигурирует божество, именуемое «Черным Богом», «Black God». Нам известны два случая использования данного образа. Первый

— два рассказа из серии «Джорел из Джойри» американской писательницы Кэтрин Курц: «Поцелуй черного бога» и «Тень черного бога». В первом прекрасная воительница Джорел, обитающая в некоей вымышленной местности в средневековой Англии, чтобы отомстить захватчику, взявшему приступом ее замок, спускается в странный темный мир, сильно напоминающий Ад в общепринятом представлении. Там Джорел находит странный храм, где стоит не менее странная статуя.

Идол этот был сделан из неведомого черного камня, отличавшегося от камня храмовых стен. Джарел видела истукана совершенно ясно, хотя вокруг царила непроглядная темень. Фигурка изображала странное бесполое человекоподобное существо, выставившее голову немного вперед. Единственный глаз изваяния, расположенный посреди лба, был блаженно прикрыт, губы же – сложены для поцелуя. Идол казался совершенно безжизненным, однако в храме явно присутствовало нечто живое и при этом настолько чуждое человеку и непонятное, что Джарел инстинктивно отпрянула назад.

И все же жажда мести оказалась сильнее страха — и Джарел находит оружие для отмщения:

Поддавшись идущему из глубины существа импульсу, женщина неуверенно шагнула вперед и тут же почувствовала себя во власти неведомых сил. Безумие овладело практически всем ее сознанием, лишь малая его толика сохраняла былую здравость, однако она не могла противостоять непреодолимому слепому влечению, лишившему ее воли. Казалось, что и звезды, кружившие по небу, подталкивали ее к черному идолу. Она опустила руки на покатые плечи изваяния, коснувшись черной изогнутой шеи рукоятью забытого меча, и поцеловала его в губы. Холодные, словно сталь, губы идола едва заметно шевельнулись. И в этот самый миг в душу Джарел вошло что-то холодное и страшное... Поцелуй длился всего миг, однако он показался женщине вечностью.

Этот же поцелуй она дарит захватчику Гийому, тем самым обрекая его душу на рабство у Черного бога. Во втором рассказе Джарел, ужасаясь проделанному и слыша по ночам жалобные стоны Гийома, вновь спускается в подземный мир и спасает душу Гийома из ужасного рабства.

Другой рассказ принадлежит перу Роберта Говарда, создателя Конана-киммерийца и других известных героев: атланта Кулла, короля пиктов Брана Мак-Морна, пуританина Соломона Кейна. Именно последний стал главным героем нескольких рассказов Говарда, среди которых можно выделить «Под пологом кровавых теней». Преследуя бандита, убившего девушку, за которую Кейн поклялся отомстить, пуританин попадает в Африку, где знакомится с колдуном Н’лонгой, служителем «Черного Бога».

Когда глаза пуританина привыкли к свету, он смог разглядеть прямо перед собой нечто огромное, чьи уродливые очертания порождали мысли о чем-то непристойном и омерзительном. Эта фигура была жуткой пародией на человека: черная, как ночь, угрюмая, неподвижная, покрытая коркой запекшейся крови. Ужас. Душа Африки. Ее Черный бог.

И хотя в данном случае видна расовая подоплека, тем не менее и в этом «Черном боге» можно увидеть знакомые черты повелителя всего мирового зла.

«Кто бы ни правил этой землей, мне не приходится жаждать. Завоеватели, убийцы, колдуны... бесконечная череда эфемерных существ проходит перед моими глазами, словно вереница бесплотных теней, бредущих из ниоткуда в никуда. Лишь я пребываю вовеки. Единственная реальная власть в мире моя власть, потому что я душа этого мира», — говорил с Кейном Черный бог. И далее, уже в финале рассказа: «Черный бог по-прежнему правит, смутно подумалось Кейну. Правит, снисходительно поглядывая из запределья, коему нет названия, на биение жизни в этом беспросветном краю, правит, звероподобный, вечно жаждущий крови. И ему все равно, кто будет жить, а кто погибнет, доколе ему не придется жаждать. Лишь бы к нему стекалась горячая кровь, и неважно, принадлежит ли она верующим в него или нет».

Оба произведения были написаны до диснеевской «Фантазии»: рассказ Говарда в 1928 году, Кэтрин Курц — в 1934-м. Формально они никак не связаны с одноименным славянским богом. Тем не менее и имя божества, и отчасти его облик, и семантика повелителя темных сил весьма удачно коррелируют с рассматриваемым в статье персонажем. Было ли то случайное совпадение или же смутное, неосознанное воспоминание о общем страшном божестве славян и англосаксов, ведает только сам Чернобог.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 id516774056 06-04-2023 14:28

    Интересный материал, спасибо!

    Учитываю...