Advertisement

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Театр начинается с демона

Театр тьмы (роман)

Автор: Татьяна Ван

Жанр: янг-эдалт, мистика, триллер, детектив

Издательство: Эксмо

Серия: Повелители Вселенной. Звезды Тавриды

Год издания: 2021

Похожие произведения:

  • Татьяна Млынчик «Ловля молний на живца» (роман)
  • Неписаная истина гласит, что отечественный читатель от отечественного автора ждет приключений отечественных персонажей в отечественных реалиях. Исключение может быть разве что для полностью вымышленного мира или основательно прожитой и прочувствованной заграницы. Только в сегменте янг-эдалта правило обычно дает сбой: авторам, пишущим для тинейджеров и самим недавно вышедшим из подросткового возраста, хочется и свои паспортные данные спрятать за звучным иноземным псевдонимом (сколько в серии «ONLINE-бестселлер» было всяких Олли Вингет, Рут Шейл, Эл Ригби…), и персонажей отправить в манящее зарубежье. Наигранный иноземный флер придает лоска незамысловатым сюжетам, хотя чаще всего выглядит как Dolce & Gabbana с провинциального рынка.

    Татьяна Ван в дебютном романе «Театр тьмы» двинулась проторенным путем и пришла к похожим последствиям. Действие книги разворачивается в современном Лондоне, но особой атмосферы британской столицы не ощущается. Ключевую локацию можно вполне безболезненно заменить на Москву или Питер, а издание «Таймс», куда мечтает устроиться молодая журналистка Сара Гринвуд, — на «Новую газету» или «Медузу» (или где там еще тлеют угли независимой расследовательской журналистики?). Однако у Татьяны Ван есть убедительная мотивация возводить улицу Пикадилли, отдающую Новым Арбатом: локомотивом сюжета выступает «великое ограбление поезда» — яркий эпизод из британской криминальной истории, когда пятнадцать налетчиков похитили колоссальную сумму денег из вагона почтовой службы. Писательница развивает расхожую конспирологическую идею о существовании шестнадцатого преступника, только делает это с изрядным налетом мистики.

    Талантливая молодая журналистка Сара Гринвуд из-за превратностей судьбы вынуждена работать бариста в лондонской кофейне. У девушки появляется шанс устроиться в «Таймс» — для этого надо лишь подобраться к загадочному и непубличному худруку популярного театра GRIM. Этот храм Мельпомены, труппа которого постоянно гастролирует по миру, прославился эффектными постановками и ореолом тайны. Молодой актер Том Харт соглашается дать Саре интервью и очаровывает девушку настолько, что рушатся ее отношения с бойфрендом. Упорная журналистка, несмотря на влюбленность, ведет серьезное расследование. Обнаруживается связь между театром и «великим ограблением поезда», а также серией убийств журналисток в разных странах с периодичностью в одиннадцать лет. Чем больше Сара узнает о труппе, тем сильнее за рациональными версиями проступает нечто демоническое…

    Книга Татьяны Ван примечательна еще и по той причине, что вышла в рамках издательской программы арт-кластера «Таврида» — масштабного государственного проекта для творческой молодежи. Обычно, если власти поддерживают книгоиздательские проекты, то это либо социально значимая литература, либо нечто, претендующее на статус современной классики. В издательской же программе «Тавриды», помимо «Театра тьмы», вышла еще и «Ловля молний на живца» Татьяны Млынчик — история о девушке, способной накапливать электрическое напряжение. Привлечение внимания к фантастическй янг-эдалт-прозе — весьма неординарный и любопытный вектор культурной политики. Влияние государства проявилось еще и в предисловии, которое вместо того, чтобы задать координаты новой точки на литературной карте, настроить читателя на некую волну восприятия, просто сыплет штампами о жанровой прозе: «читается на одном дыхании и за одну ночь», «захватывает с первых строк»…

    Роман Татьяны Ван, несмотря на оригинальную задумку и интересный сплав фантастики с историческим материалом, не выходит за пределы жанровых клише. Тут и героиня с претензией на избранность — даже суровый преподаватель застопорил ее карьеру, чтобы талантливая девушка не погубила себя в рабочем энтузиазме. Тут и метания между неказистым нынешним бойфрендом и таинственным новым возлюбленным. Кстати, надо отдать должное автору — в излишнюю мелодраматичность она не впадает, довольно резко и лаконично пресекая романтическое противоречие.

    Столь же грубо завершается и детективная линия: главный злодей опрометчиво решает раскрыть все карты еще до того, как героиня докопается до истины. Впечатление от книги удручает и явным дисбалансом между несопоставимыми по важности событиями. На фоне обстоятельного описания душевных томлений Сары Гринвуд по поводу профессиональных неудач очень поверхностно представлена фаустовская трансформация загадочного худрука, грезившего об исцелении израненных реальностью сердец, но творящего хаос и совершающего убийства. Сама идея шестнадцатого участника «великого ограбления поезда» слишком непрочно связана с последующими событиями романа — шаткая конструкция грозит рухнуть, когда на ней разыгрывается спектакль жизни.

    Впрочем, иногда Татьяне Ван удается уйти с заасфальтированных дорожек, освещенных жанровыми клише, и ступить в пугающе неосвоенную тьму. Особенно эффектно в романе изображен театр GRIM и его труппа. «Самые лучшие и самые несчастные» актеры с татуировками на шеях показаны настоящими рок-звездами, одним взглядом покоряющими сердца поклонниц и с трудом преодолевающими последствия тяжелых судеб. Опаснее всего, что даже в обыденной жизни они продолжают играть с той же убедительностью и самоотдачей, как и на сцене. Описания спектаклей по накалу и напряжению ничуть не уступают самым кульминационным моментам — автору в полной мере удалось отразить притягательную атмосферу, которая знакомит зрителей со смертью и пропускает через их души страх.

    Татьяна Ван явно хотела, чтобы ее книга получилась, как спектакль в театре GRIM, завораживающей и отравляющей. Нельзя сказать, что поставленная цель достигнута. Роман вышел довольно стильным и эффектным, но при этом дерганым и дисгармоничным. Однако нельзя не признать, что расхожий сюжет о театральном демоне немного освежил грим и облачился в более модный костюм. Если продолжать аналогии с театром, роман не тянет на полноценный спектакль, а скорее напоминает рекламную листовку — яркую, но не слишком содержательную. Тем не менее он дает понять, что за творчеством Татьяны Ван следить стоит, ведь впереди явно будет что-то более грандиозное.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)