DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Трудности гендерного перехода

Обладатель / Possessor

Канада, 2020

Жанр: боди-хоррор, научная фантастика, триллер

Режиссер: Брэндон Кроненберг

Сценарий: Брэндон Кроненберг

В ролях: Кристофер Эббот, Шон Бин, Андреа Райзборо, Дженнифер Джейсон Ли, Таппенс Мидлтон

Похожие фильмы:

  • «Экзистенция» (1999)
  • «Паприка» (2006)
  • «Транс» (2013)

В странном и недалеком будущем, где технологии обмена сознанием соседствуют с ретро-автомобилями, кое-что остается неизменным. Люди убивают людей. Ради денег и власти, конечно. Тася Вос — лучший киллер загадочной организации, которая занимается убийствами за астрономический прайс. Их богатые и влиятельные цели окружены охраной. Поэтому их метод — камикадзе. Человека, который может приблизиться к жертве, похищают, вживляют в мозг имплант, с помощью которого Тася подселяется в его сознание как паразит. Особенность работы еще состоит в том, чтобы хорошо изучить новую личность, а по возвращении не допустить смешения с ней своей собственной. «Отработанное» тело подлежит уничтожению. Тася чужой рукой привычно засовывает в рот ствол пистолета и нажимает спусковой крючок. Вот только на очередном задании случается досадный сбой: агент-паразит отчего-то не может довести палец до упора.

Апокриф гласит, что с каннской премьеры дебютного фильма Брэндона Кроненберга «Антивирусный» Кроненберг-старший ушел молча, не досмотрев до конца. Что это значило? Молчаливый приговор миллениалам, которые не могут придумать ничего своего? А может, мудрое и тихое признание? Зритель, воспитанный на фильмах Дэвида Кроненберга, может заключить однозначно: «Яблоко от яблони…» — и, пока отец не снимает, у нас появилась достойная смена.

«Обладатель» продолжает тему, начатую короткометражкой 2019 года «Пожалуйста, говорите, не останавливаясь, и опишите ваш опыт, когда они приходят к вам». Снова устройство, вживленное через макушку в мозг, и снова переключения между личностями, красиво подчеркнутые цветом.

Вообще, творчество Брэндона Кроненберга — конфетка для глаз. Каждый кадр выверен будто по линейке, цвета подобраны в соответствии с палитрой, а если брызжет кровь, то обязательно на белый фон: модные кроссовки или сорочку. Фильмография Кроненберга-старшего породила свой стиль. Кроненберг-младший выглядит прилежным выпускником киношколы, который поверяет гармонию математикой. Такой подход работает не всегда. Но в холодных, жестоких и по-прозекторски честных фильмах «кроненберг-стайл» это работает идеально.

При всей эстетизации и фетишизме в отношении насилия, оно здесь не смешное, как у Тарантино, или избыточное, как в «пыточном порно». Оно ровно такое, чтобы вы сами почувствовали боль. Чтобы слоган-каламбур No body is safe (Ничье тело не в безопасности) не был пустым звуком. Наверное, в этом и заключается главная боди-хоррорная составляющая «Обладателя»: не издеваться над телом персонажей, а заставить дрожать телом зрителя.

На выковыривании глаза вам станет физически больно

В отличие от дебютного «Антивирусного», новый фильм больше заботится о зрителе. Скорее всего, потому, что на кону больший бюджет. Просто посмотрите на актерский состав. Если первая половина фильма все еще плоть от плоти авторского конкурсного кино, богатого на эксперименты с камерой и повествованием, то вторая — вполне традиционный напряженный триллер, который смотрится захватывающе. Не заметите, как окажетесь в кровавом финале.

Кстати, вторая половина — это еще и смысловая ловушка. Зрителю предлагают знакомые жанровые границы: борьба протагониста с антагонистом. Но в фильмах Кроненбергов эти границы всегда обман. Ведь их излюбленная тема — зыбкость и многомерность реальности.

Обратите внимание на фильмы, которые мы назвали похожими перед рецензией. Как и в лучших работах Кроненберга-отца, реальность в «Обладателе» истончается, плавится и сливается в нечто новое. Что, собственно, отлично подкреплено на визуальном уровне при помощи практических эффектов: переход сознания показан таянием восковых масок, а натягивание чужой личности — при помощи отвратительной силиконовой маски.

Усиливает эффект камера Карима Хуссейна, постоянного оператора Брэндона. Его манера съемки подчеркивает эмоциональное состояние персонажей: дрожит, когда они в стрессе, уходит в сторону, когда им есть что скрывать, а чуть ли не лучший момент — мимолетное падение качества разрешения тогда, когда мы вслед за персонажем начинаем сомневаться в реальности. Благодаря съемке Хуссейна, зритель сам, как вуайерист-неудачник, вторгается в пространство фильма.

Когда «Обладателя» будут разбирать ретроспективно, в контексте «2 к 20», то, как и Кроненбергу-старшему, назначат актуальность. Попроще — критика эпохи соцсетей. Посложнее — трансгендерное высказывание. Ведь главный конфликт фильма, естественно, не остросюжетный между паразитом и хозяином. Поэтому мы и утверждаем, что противостояние второй половины — обманка. Основное противостояние существует внутри главной героини: отрицание природы и попытка жить «нормально». Тема трансгендерности в фильме проводится настолько ненавязчиво, что вы скорее и не заметите ее, но после просмотра удивитесь тому, как она была спрятана на самом виду. Однако эта тема — лишь яркая метафора более фундаментального высказывания: загоняя себя в чужие рамки, ты разрушаешь себя и жизни близких. Что ж, «Обладатель» иллюстрирует это максимально буквально и кроваво.

Список тем, который Брэндон Кроненберг поднял в своей новой работе, получился обширным: новая сексуальная революция, власть, природа насилия, нелюбовь, одержимость социальными сетями, бесчеловечная корпоративная культура, деньги, семья, угнетение стереотипами, философия реальности, эстетика… Благодаря такой высокой концентрации, мир «Обладателя», несмотря на свою искусственность, выглядит очень живым. Он наполнен идеями до краев, и в нем жить так же сложно, как и в нашей реальности. Но при всем при этом главная остросюжетная линия выведена с мастерством, благодаря чему вы получите от фильма удовольствие как от просто захватывающей истории.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 2 eucalypt 20-07-2020 11:10

    гы, автору ))) свои все люди.

    Слушай, "критика соцсетей" - это работа персонажа, который по сути, занимается тем, что фильтрует контент на нормативный и нет. Явно комментарий на тему громких историй, когда админы фейсбука сливали информацию про свою работу, скандалы с грошовой оплатой модерам из не самых благополучных стран за то, что они часами отсматривают всякий жестокий контент.

    И критика - это не в смысле "отчитать", а показать, какое они занимают важное место и становятся, по сути, второй реальностью для нас. Этот эпизод мне, в принципе, очень понравился - рабочее место, своеобразный барак, в которым ты сидишь в VR-очках, в которых видишь отдельный кабинет с отдельным ПК, уже на котором ты делаешь свою работу.

    Учитываю...
  • 3 Илья Пивоваров 20-07-2020 10:56

    Давно не читал такой обстоятельной и качественной рецензии. Спасибо автору.

    Возникает, правда, вопрос: где рецензент увидел критику соцсетей? В чём она проявляется?

    Учитываю...