DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Убийца — сомнамбула

Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия / Doctor Strange in the Multiverse of Madness

США, 2022

Жанр: фэнтези, боевик, ужасы

Режиссер: Сэм Рэйми

Сценарий: Майкл Уолдрон

В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Элизабет Олсен, Бенедикт Вонг, Сочил Гомес, Рэйчел Макадамс, Патрик Стюарт, Брюс Кэмпбелл

Похожие фильмы:

На самом деле не так уж удивительно, что таргет-аудитории не сильно понравился новый фильм от студии «Marvel». Сейчас такое уже прецедентом не назовешь — почти все ленты так называемой «четвертой фазы» получают довольно прохладный прием, будто после свершения «великого замысла» исполнительного продюсера Кевина Файги в виде саги о камнях бесконечности все перестало иметь грандиозный смысл, а сюжеты новых блокбастеров лишь пуще высасываются из пальца обитателями бескрайних залов голливудских киностудий. Но вполне возможно, что со зрителями сыграли злую шутку завышенные ожидания, каждый раз непременно разбивающиеся об реальность.

Тем не менее даже мало интересующимся комиксами зрителям «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» может показаться предельно любопытным экспериментом. Постановщик Сэм Рэйми вот уже 15 лет не имел дела с супергеройским жанром (с момента выхода «Человека-паука 3» в 2007 году), зато несколько раз возвращался к своему любимому хоррору, сняв ленту «Затащи меня в Ад» и дебютную серию сериала «Эш против Зловещих мертвецов». Однако он не гнушался работать и над откровенно голливудскими, не сильно авторскими сказками вроде «Оз: Великий и Ужасный», посему сложно было ожидать чего-то конкретного от сиквела «Доктора Стрэнджа» (примечательно, что над первым «Стрэнджем» тоже работал хоррор-мейкер — Скотт Дерриксон, постановщик лент «Шесть демонов Эмили Роуз», «Синистер» и пятой части «Восставшего из ада»).

И даже если зритель знает наперед все спойлеры и мемы, заполонившие Всемирную паутину сразу же после мировой премьеры, картина все еще может его удивить и довольно необычным для Marvel сторителлингом, и авторским режиссерским почерком Рейми, и атмосферными операторскими кадрами, которые вкупе с визуальными эффектами создают удивительную картинку — порой она может напоминать трилогию «Человек-Паук» с Магуайром, порой — шедевры сюрреализма, а порой и вовсе типично бертоновсую готику (что особенно подчеркивает саундтрек Денни Эльфмана, который будто бы и писал музыкальное сопровождение вовсе не для очередного супергеройского боевика, а для сиквела «Чарли и шоколадной фабрики»). А чего стоит битва с использованием магических музыкальных партитур! Видно, что над фильмом работали очень креативные «безумцы», желавшие сделать что-то совершенно необычное, выбивающееся из ряда попкорновых блокбастеров.

Сюжетно фильм не представляет собой ничего экстраординарного, хотя повествование не дает зрителю заскучать, в отличие от недавнего «Бэтмена». Возможно, более компетентные зрители, знающие все тонкости устройства марвеловской вселенной, не согласятся: мол, в истории хватает и глупостей, и откровенных ляпов, не стыкующихся с предыдущими фильмами и сериалами. Но на все это поневоле хочется закрыть глаза, так как здесь главное — вовсе не история, а киноязык, которым она рассказана.

Однако Рэйми при всей хоррорной атрибутике не забывает и о своем излюбленном тропе, который зачастую игнорируют другие деятели супергеройского жанра — в его фильмах зло, как правило, имеет вполне понятные человеческие мотивы. Оно руководствуется не столько злыми помыслами, сколько незаглушимой болью.

Злодеи в супергеройских фильмах Рэйми становятся жертвами собственных иллюзий, неисполнимых мечтаний. Так и Ванда, фактически потерявшая любовь всей своей жизни, почти что впадает в помешательство, страдая из-за одного лишь факта, что где-то там, в закоулках вневременного пространства, у нее все сложилось значительно более удачно. Нет ни дурацкого желания захватить мир, ни псевдофилософских бредней о радикальном решении проблемы перенаселения. В центре всего — общечеловеческое желание быть любимым. Фактически один из лейтмотивов фильма кроется в вопросе «Ты счастлив, Стивен?», который задает Стрэнджу его любимая женщина на своей свадьбе. Главный герой проходит ровно через ту же сюжетную ветку, что и Ванда.

Подытоживая, можно сказать, что картина удалась. Это не шедевр на все времена, но вполне удачная и креативно исполненная «жвачка». Это не детсадовское зрелище, как может показаться на первый взгляд, а исключительно киноманский эпос, перекликающийся по мрачному колориту не только с предыдущими работами режиссера (тут тебе и проклятая книга Даркхолд, явно отсылающая нас к Некрономикону, и ожившие мертвецы, и крикливые демоны ада, и даже появление Брюса Кэмпбелла в эпизодической роли), но и с другими иконами жанра, в частности, с «Терминатором» Кэмерона, «Багровым пиком» дель Торо, «Кабинетом доктора Калигари» Вине, «Сайлент Хиллом» Ганса и даже классическими слешерами восьмидесятых вроде «Кошмара на улице Вязов» (по сути, главная злодейка весь фильм блуждает во снах). Остается надеяться, что «Доктор Стрэндж» ознаменует полноценное возвращение Сэма Рэйми в мир большого кино. Современному кинопрому явно не хватало такого beautiful mind.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Аноним 22-07-2022 17:57

    Очень верная рецензия.

    Фильм скучать не заставил, а местами он даже пугал.

    Учитываю...
    • 2 Джейсон 30-07-2022 06:21

      Аноним, посмотрел половину фильма и бросил. Редкостный и занудный кинематографический кал.

      Учитываю...