DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ОМУТ

Убийства в городском бассейне

Бассейн / Swimming Pool / Der Tod feiert mit

Германия, 2001

Жанр: ужасы, слешер

Режиссер: Борис фон Зиховски

Сценарий: Лоренц Стасен, Борис фон Зиховски

В ролях: Кристен Миллер, Елена Улиг, Торстен Грассхофф, Джон Хопкинс, Айла Фишер

Похожие фильмы:

  • «Флешбэк» (2000)

Слешер Бориса фон Зиховски интересен хотя бы необычным местом действия — аквапарки создатели молодежных страшилок практически игнорировали. В 2019 году вышел, правда, хоррор Рено Готье «Акварезня», но назвать его слешером можно с большой натяжкой. А вот дебютная работа Бориса фон Зиховски «Бассейн» — это именно слешер, причем выделяющийся на фоне стандартной англоязычной продукции.

Его режиссер работал в основном как сценарист на телевидении (в частности, был одним из литературных авторов популярного в Германии сериала «Спецотряд "Кобра"», который транслировался на протяжении 25 лет). Его сосценарист Лоренс Стассен — также выходец из «Спецотряда "Кобра"». В ролях занят интернациональный актерский состав: американка Кристен Миллер, немка Елена Улиг, англичанин Джон Хопкинс, австралийка Айла Фишер и ветеран чешского кино Ян Власак. Постановщик, безусловно, ориентировался на американские образцы жанра — на первый взгляд «Бассейн» не слишком отличается от заграничных слешеров. Однако его герои, несмотря на то, что их немало, лучше прорисованы — почти каждый персонаж имеет индивидуальные черты, а действие не сводится только лишь к развлечениям молодняка и линии маньяка, который убивает их по одному в аквапарке.

Большинство героев — это «золотая» молодежь, которая закончила обучение в международной школе в Праге и решила устроить себе выпускной. Социальный статус родителей играет роль и в отношении положения их детей в коллективе. Лидеры компании Грегор и Диего верят, что за деньги можно приобрести абсолютно все. Это будущие успешные бизнесмены или менеджеры высшего звена, как и их отцы. Персонажи вроде Ким и Мартина, из небогатых семей, пусть и вхожи в компанию Грегора и Диего, но находятся в тени — о них вспоминают, только если что-то от них нужно.

Такое же положение занимает и Фрэнк, который влюблен в Сару, девушку Грегора, но прекрасно знает, что вместе им не быть никогда. Сара, с одной стороны, тоже чужая в компании богачей, она во многом противоположна своим друзьям по характеру — добрая, немного наивная, да еще мучится воспоминаниями детства, связанными с гибелью ее отца. С другой стороны, она нашла особый путь стать своей в этой компании — влюбить в себя Грегора.

Нельзя сказать, что дети богачей в интерпретации Бориса фон Зиховски плохие. Они просто привыкли пользоваться своим положением в обществе, всегда быть в центре внимания и не задумываться о других людях, даже о своих менее успешных товарищах по колледжу. Некоторые вхожи в их среду, но чужды ей — над ними подшучивают, красивые девушки их не выбирают, их мнением не интересуются. Классовое расслоение одной большой шумной компании представлено режиссером в качестве метафоры капиталистического общества. Борис фон Зиховски видит причину психологических проблем героев в их одиночестве, невостребованности в коллективе, где ценится статус человека, а не внутренний мир. Маньяк Зиховски — не просто убийца, насмотревшийся хорроров. Он страдает от несоответствия между своими желаниями и возможностями, мизантропически настроен и испытывает ненависть к своим богатым друзьям, в тени которых ему надлежит провести всю жизнь.

Дело не столько конкретно в Грегоре и Диего. Правда жизни заключается в том, что сами по себе они не обладают какими-то исключительными умственными или человеческими качествами. Они обречены быть в центре внимания исключительно благодаря своему социальному положению — у них есть деньги и связи, и именно поэтому их мнение становится вдруг важным в социуме. В компании далеко не все испытывают к ним дружеские чувства. О том же Грегоре многие отзываются негативно за его спиной. Лицемерие общества таково, что одни люди заискивают перед богачами, стремясь потешить свое эго близостью к ним, а другие, насмотревшись на их успех, которого те, возможно, не заслуживают, злятся из-за собственной невостребованности.

С другой стороны, образ Грегора несколько смягчает Сара. Благодаря любви к ней он постепенно учится думать не только о себе, однако друзья, уже составившие о нем свое мнение как о самоуверенном плейбое, не желают признавать, что у него тоже может быть душа и искренние чувства к Саре. Режиссер вводит в повествование мотив Золушки, не столько даже в финансовом смысле, сколько в нравственном. Сара тоже не из бедной семьи, но она по своим человеческим качествам совершенно другая, и Грегор, влюбившись в нее, постепенно учится видеть мир ее глазами.

Борис фон Зиховски в своем фильме иносказательно предлагает простой способ снять социальную напряженность в обществе, в том числе предотвратить нередкие преступления, вызванные ощущением собственной ненужности, бессмысленности существования. Это, прежде всего, общение людей друг с другом. Те, кто не вырос в достатке и роскоши, способны напомнить детям из богатых семей, что есть вещи поважнее денег. Душа человека бесценна, а чувства у всех одинаковы.

Общество, рассмотренное режиссером на примере компании школьных друзей, где редки подлинные чувства, а важна только выгода, заставляет людей постоянно соревноваться с богатыми и успешными, стремясь войти в их ряды, вместо того чтобы жить своей жизнью, не оглядываясь на признание со стороны лицемерной толпы. В стремлении стать успешными и влиятельными, некоторые могут зайти слишком далеко, дойти до преступления, дабы хотя бы в акте убийства обрести утраченное в погоне за химерой успеха человеческое достоинство.

Этим подтекстом на первый взгляд простенькой истории «Бассейн» и отличается от многих американских собратьев, где за сюжетом часто не стоит ничего иного, кроме желания авторов снять хорошее развлечение для уставшего после работы зрителя.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)