DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Ужас из прошлого

Флэшбэк / Flashback – Mörderische Ferien

Германия, 1999

Жанр: триллер, детектив, слешер

Режиссер: Михаэль Карен

Сценарий: Джимми Сэнгстер, Натали Шарф

В ролях: Валерия Нихаус, Ксавер Хуттер, Александра Нелдель, Симона Хансельманн, Катя Войвуд, Эльке Зоммер

Похожие фильмы:

В Германии, из-за немилосердной к хоррорам цензуры, в мейнстриме представители привычных для англо-американской традиции страшных жанров появляются не так часто, как хотелось бы. Хоррорманы больше осведомлены о немецком андеграунде, где по сей день выходят крайне жестокие сплаттеры. Беспредельщик Андреас Шнаас, ставший главным представителем такого рода лент в 1990-е, сейчас не активен, зато появились новые постановщики, например Марсель Вальц, ныне перебравшийся в Голливуд.

«Флэшбэк» не так известен, как «Бассейн» Бориса фон Зиховски, получивший в нашей стране прекрасный дубляж в начале 2000-х и выглядящий ничем не хуже своих американских братьев. А вот фильм Михаэля Карена, постановщика с внушительной фильмографией, едва ли вспомнит среднестатистический киноман. И напрасно. Ведь Карену удалось снять не просто фильм на вечер, а своего рода штучный образец, изысканно собранный из заграничных ингредиентов и густо сдобренный популярным в Европе психоанализом.

Все хорошие жанровые фильмы имеют человеческое измерение, содержат что-то непонятное, недопроявленное или же вовсе парадоксальное, в связи с чем уже не кажутся хорошо сделанной продукцией, а начинают напоминать реальную жизнь. Вот и для «Флэшбэка» характерны некоторые сцены, которые в слешерах встречаются нечасто. Например, отличная сатирическая сцена с журналистами, которые репетируют с нашедшими в кустах тело рабочими (точнее, это тело попало под их газонокосилку), что нужно рассказывать как можно красочнее, ведь зрители любят подробности. На одного из этих пролетариев вечно льется кровь из трупов, что можно воспринять как марксистскую метафору классового разделения — рабочий класс выполняет всю грязную работу, дабы вышедший на прогулку капиталист, не дай бог, не наткнулся на распотрошенное тело.

Начинается слешер абсолютно по-американски: некий маньяк в женской одежде убивает парочку в поезде, так что зрителю впору ждать такой же безбашенной молодежи в качестве главных героев. Однако героиней является бывшая пациентка психиатрической клиники Жанетт. Она пережила смерть родителей и ныне отпущена добрым доктором в большой мир, который, как мы знаем благодаря Кену Кизи, не слишком отличается от дома умалишенных. Ей надлежит обучать французскому языку отпрысков богачей, у которых нет никаких моральных норм — разве что одна из сестер похожа на человека, а не на тупую тусовщицу.

Настоящим символом прожигателей жизни выступает Элла, напоминающая Элен из великого романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Ее воплотила интересная актриса Катя Войвуд, уже снимавшаяся у Михаэля Карена в триллере «Опасная афера» (1999). Вообще актерская игра во «Флэшбэке» довольно хороша, что и неудивительно — большинство лицедеев много работали на телевидении, где, не в пример нашему эфиру, требования к профессионализму порой выше, чем в кино.

Михаэль Карен при помощи опытного английского сценариста Джимми Сэнгстера связал свою работу с целым рядом европейских и английских хорроров. Участие Эльке Зоммер усиливает влияние итальянской школы ужасов, в недрах которой немало было создано психоаналитических хорроров. Достаточно вспомнить итальянский жанр джалло — сюжеты этих мрачных триллеров нередко получали психоаналитическую трактовку.

Не раскрывая всех секретов «Флэшбэка», можно сказать, что типичный киноприем, ставший названием фильма, занимает важное место в сюжете. Главная героиня при помощи гипноза старается вспомнить лицо убийцы, однако видение все время обрывается. Режиссер выстраивает повествование, отчасти ориентируясь на «Ребенка Розмари» Романа Полански: непонятно, правда ли злодей вернулся или происходящее — лишь отражение больного сознания Жанетт.

В сюжете также проглядывают отсылки к «Крещендо» (1970), вплоть до места действия, что и неудивительно — сценаристом был тот же Джимми Сэнгстер. А ежели искать аналогии среди слешеров, то нельзя не указать на «Инициацию» (1983) — необычный американский слешер, имеющий, как и немецкий «Флэшбэк», прочную связь с психоанализом.

Пожалуй, кто-то даже оспорит принадлежность «Флэшбэка» к слешерам. Действительно, ингредиенты жанра поданы в необычном ракурсе, а беззаботная молодежь скорее оттеняет сложное психологическое состояние главной героини. Некоторые представители оной, вроде Эллы, и вовсе служат неким образом деградации отпрысков богатых семейств. У этих людей нет ни морали, ни целей в жизни, кроме как прожигать бытие в пустых вечеринках и оргиях.

Режиссер, будучи умелым постановщиком, грамотно выстраивает действие, тратя почти половину фильма на знакомство с героями, показывая попытки Жанетт жить обычной жизнью и даже встречаться с парнем. Но зато во второй половине он погружает зрителя в самую пучину кошмара, где будет та самая резня, во славу которой слешер и получил свое наименование. Повествование, построенное на припоминании «того случая из далекой юности», вызывает сравнение как с сюрреализмом, так и с джалло Дарио Ардженто, для которых наиболее характерна сновидческая структура. На связь с вселенной мастера джалло указывает и финальное место действия, вызывая ассоциации с «Феноменом» (1984).

Нельзя сказать, что Михаэль Карен добился таких же выдающихся результатов, что и безусловный классик хоррора, но, во всяком случае, «Флэшбэк» запоминается, заставляя задуматься о природе зла в человеке. Фактически каждый при определенных обстоятельствах может стать убийцей. Легко переступить нравственное табу, но вернуться назад, в человеческое общество, очень сложно. Зло таится в самых темных глубинах, куда не проникает даже свет психоанализа. И лишь окружающие люди жестокими действиями могут предоставить карт-бланш внутренним демонам своих жертв.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Max Cady 20-04-2022 22:41

    О существовании этого фильма знаю очень давно, но по всем мимолетным отзывом у меня сложилось впечатление, что это просто подражание американским слэшерам, и не более того. А вот теперь стало действительно интересно, раз кино не так просто, как казалось. Тот же упомянутый немецкий "Бассейн" я распробовал только со второго раза, при первом просмотре фильм вообще не понравился. А вот при повторном, когда он уже основательно подзабылся, неожиданно произвел впечатление.

    Учитываю...