DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

В Храме Жизни и Смерти

Исполнитель: Аркона

Названиеальбома: Храм

Жанр: Folk Metal/Pagan Metal/Progressive Metal

Страна: Россия

Лейбл: Napalm Records

Дата выхода: 19 января 2018 г.

 Аркона

Думается, одним из основных факторов становления Арконы как одного из самых известных и передовых музыкальных коллективов нашей родины является не только ее стойкая приверженность славянскому мировоззрению, представляющая интерес как для соотечественников, так и зарубежных ценителей языческого метала, и не тщательно продуманный сценический имидж или грамотный промоушен (которыми, к сожалению, не могут похвастаться большинство российских коллективов), а неустанный композиторский рост и желание развиваться.

Если пройтись по всей дискографии Арконы, можно обнаружить, что развитие группы шло по нарастающей, дозированно и постепенно. Однако именно альбом «Явь» сделал рискованный, но уверенный шаг от вполне традиционного и преимущественно незатейливого фолк-пейган-метала в сторону более мрачного и прогрессивного звучания. Создание этого лонгплея потребовало огромных эмоциональных и физических затрат от бессменного лидера коллектива Марии Архиповой, известной своей колоссальной самоотдачей, касается ли это композиторской или же сценической работы. Но, как оказалось по прошествии времени, эта пластинка лишь закалила силы и сподвигла Марию на создание еще более инновационного произведения.

Новый альбом под названием «Храм» обозначил переход группы на совершенно иной уровень и смело претендует на звание самого насыщенного и, не побоюсь этого слова, интеллектуального творения Арконы. Это уже далеко не тот хорошо знакомый нам динамичный симбиоз фолк-метала с изобилием этнических инструментов, а скорее эпик-прог-метал с влиянием фолка и атмосферик-блэка. Альбом невероятно мрачен и насквозь пропитан гнетущей аурой, подчеркнутой не только характерным «вязким» и «мутноватым» (без потери качества) саундом, но и выразительной лирикой.

На этот раз Мария представила свою интерпретацию сущности извечного коловорота Жизни и Смерти, высшего закона Природы и Вселенной, нашедшего отражение в самых отдаленных глубинах человеческой души — того самого сокровенного Храма, что таится внутри каждого из нас. И как две эти силы не могут существовать друг без друга, так и тексты (да-да, те самые, написанные кровью Марии), по сути, неотделимы от музыкальной составляющей, и при прослушивании желательно держать их перед глазами, дабы в полной мере усвоить концепцию альбома.

Что касается музыкального материала, то здесь все более внушительно. Начиная с элементов шаманского эмбиента, звучащих в «прологе» и «эпилоге» под названием «Мантра», содержащих заклинание богини смерти Мары, альбом настраивает на экзальтированный и мистический лад. Первая полноценная композиция «Шторм», безусловно, отлично подходит для разогрева: динамичный, цепкий и достаточно мрачный боевик с щемяще-тоскливыми мелодиями, аккуратными вкраплениями фолка и умопомрачительным вокалом. Вместо привычного гроула Маша использует душераздирающий мощный шрайк, перемежаемый распевным чистым голосом, и, надо сказать, такая техника идеально подходит для столь угрюмых «иллюстраций».

Далее слушателя ждет нелегкое испытание — 17-минутное произведение «Целуя жизнь» — самое сложное и грандиозное сооружение, по продолжительности превзошедшее даже трек «На моей земле» с альбома «Гой, Роде, гой!». Оно-то и заключает в себе основной посыл альбома и олицетворяет тот сумасшедший хоровод жизни и смерти в объятиях первородного Хаоса. Невероятное изобилие гитарных партий, немыслимая драм-техника, депрессивные клавишные пассажи и холодящие всплески отчаяния и ярости. Интересной находкой стало использование духовой и струнной секции наравне с этно-зарисовками и жесточайшим вокалом, а также детский речитатив в исполнении детей Маши и гитариста Сергея Лазаря.

В схожем стиле выполнены и последующие вещи, «Ребенок без имени» и титульная «Храм», которые обнаруживают склонность к лиричной меланхолии с привкусом атмосферного блэка и прогрессивно-техничным пластам в более экстремальной подаче, соответственно. В свою очередь композиция «В погоне за белой тенью» — вполне «форматная» пьеса, претендующая на звание второго хита, — позволяет немного расслабиться и помедитировать, пленяясь неспешными энигматичными эмбиент-саундскейпами.

Трек «В ладонях богов» снова возвращает нас на прежние брутально-проговые рельсы, гипнотизируя забористыми гитарными прогонами и неоклассическими партиями пианино. А заключительная вещь «Волчица», которая является кавером на песню ансамбля «Веданъ Колодъ», приятно удивляет своим возвращением к фолковой «Арконе» с чистоголосыми напевами Маши… чтобы через какое-то время обрушить лавину поистине звериной агрессии дикого хищника, ценой собственной жизни оберегающего своих детенышей.

Итак, будем откровенны, «Храм» чрезвычайно сложен для восприятия и полон диссонансов, держащих слушателя в «некомфортном» напряжении от начала и до самого конца. Переизбыток композиторских идей, собранных воедино, и дефицит по-настоящему цепких гармоний выводит этот альбом в особую категорию «не для всех». Проникнуться им с первого раза практически не представляется возможным, и только при неоднократном прослушивании все фрагменты мозаики собираются воедино и тогда вдумчивый слушатель сможет ощутить весь композиторский замысел. Перед нами поистине колоссальный и многогранный монолит, исполненный древнего таинства и особой темной притягательности.

Самым главным достоинством и одновременно недостатком этого альбома является его сугубо личностная, можно даже сказать, интимная направленность. Хотя особо удивляться не стоит. Любое художественное произведение — это всегда автопортрет его создателя. Художник, как и композитор, прежде всего, должен творить по воле сердца, а не на потребу публики. И не его вина, что не каждый может в должной мере разделить и принять идеи композитора и не все найдут в себе силы устоять перед бурей противоречивых эмоций, коими наделен «Храм».

Вполне предсказуемо, что кто-то решительно отринет этот альбом, кого-то отпугнет уход от каноничного фолк-звучания. Кто-то, напротив, полюбит его наравне с ранними работами «Арконы», раз за разом открывая в нем что-то новое, сопереживая автору и разделяя его мировоззрение. Кто-то охотно расширит свой музыкальный кругозор, а кто-то с уважением скажет, что группа не зря проделала столь тяжелую работу, но данное направление «немного не мое»… Пожалуй, полностью равнодушных не останется вовсе.

Единственное, на мой взгляд, чего отрицать нельзя (не впадая при этом в слепое восхваление того, что слишком непонятно, а потому внушает благоговейный трепет) это то, что перед нами очень мощное, отмеченное профессиональным подходом и, безусловно, оригинальное произведение, наделенное чистой энергией свободного ищущего разума. Такие релизы, как «Храм», существенно повышают уровень не только отечественной сцены, но и привносят кое-что новое в мировую метал-культуру. Этот альбом легко может занять почетное место в одном ряду с произведениями культовых Enslaved или Moonsorrow, сохраняя при этом свой неповторимый исконный облик.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)