DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

В подворотне нас ждёт маньяк

Маньяк / Maniac

США, 2012

Жанр: ужасы, триллер, криминал

Режиссер: Франк Халфун

Сценарий: Александр Ажа, Грегори Левассёр, С.А. Розенберг, Джо Спинелл

В главных ролях: Элайджа Вуд, Нора Арнезедер, Сэмми Ротиби, Меган Даффи

Похожие фильмы:

  • «Маньяк» (1980)
  • «Психо»
  • «Американский психопат»

Маньяк постер

Когда на Лос-Анджелес опускается ночь, на охоту выходит он, маньяк по имени Фрэнк. Днём он обычный реставратор в магазине манекенов, ночью – безжалостный убийца, снимающий скальпы со своих жертв. Но когда очередная жертва, фотохудожница по имени Анна, становится ему симпатична, Фрэнка начинают терзать сомнения, что ему нужнее – очередной «боевой» трофей или любовь на века…

Давайте оговорим сразу – «Маньяк» это не ужасы как таковые. Да, тут есть мерзкие моменты, но это, скорее, драма с элементами психологического триллера и щепоткой хоррора. Отсюда сразу исключаем ожидания беспорядочного месива в духе оригинала 80-го года.

Итак, что же это за «Маньяк» и как обстоит дело с его скальпом? Многих проект заинтересовал ещё с первого отрывка, в котором герой Элайджи Вуда, отчаянно пыхтя, бежит за девушкой по опустевшему метро и под пугающую музыку композитора с редким именем Rob снимает с неё в итоге скальп. Казалось бы, ну и что здесь такого? Таких фильмов сотни, если не тысячи, зачем нужен ещё один?

Дело в том, что за перезапуск классического «мяса» 1980 года ответственен, пожалуй, самый одарённый мастер ремейков Александр Ажа, известный своими «Пираньями 3D», «Зеркалами» и прочими «Кровавыми Жатвами». Несмотря на то, что 90% творчества француза – суть ремейки, в то же время они умудряются стать на удивление самобытными. «Маньяк» не стал исключением.

Конечно, некоторым обсуждаемый фильм напомнит «Американского психопата» с Кристианом Бэйлом, что немудрено – и там, и там герой медленно, но верно едет крышей. Однако, что важно помнить – если в «Психопате» Бэйтманом руководило лишь желание спасти свою шкуру, то у милашки Фро… Фрэнка лишь желание любить и быть любимым. Дальнейшие рассуждения критически затронут сюжет, а этого лучше не делать.

У тандема Халфун-Ажа кино получилось поразительно густое, давящее своей атмосферой на зрителя, буквально вжимающее его в кресло. Этому способствует всё. Манера «съёмки от первого лица», которая позволяет как нельзя лучше почувствовать себя в роли Фрэнка, инфернальная музыка в стиле ранних 80-х с их синтезаторами и густым звуком, нагнетающая атмосферу с безумной мощью и заставляющая зрителя испытывать неприятные ощущения, как будто он и есть тот самый маньяк Фрэнк.

Маньяк 1

К слову о музыке. В фильме присутствует композиция «Goodbye Horses», которую дорогой читатель, несомненно, помнит по культовому «Молчанию ягнят», где под неё танцевал известный извращенец Буффало Билл, который запомнился схожей особенностью коллекционировать кожу девушек. Думается, можно занести в отсылку к классике хоррор-кинематографа.

Однако вернёмся к «Маньяку», а, если быть более точным, к манере съёмки от первого лица. Это пугает. Очень. Редко когда в хорроре достигается настолько сильный эффект присутствия, что начинаешь сочувствовать… маньяку. Маньяку? Ему-ему, но никак не его жертвам. Почему? Вовсе не потому, что он, подобно Декстеру Моргану, очищает город от скверны. Нет, Фрэнк ужасен, никто и не станет спорить, но… И жертвы-то его вовсе не божьи одуванчики. Девушки фривольного поведения, самовлюблённые модели и так далее. Однако Фрэнк лишь ищет подходящую любовную партию. Только и всего. Может, потому ему так сильно хочется посочувствовать? Ответ на данный вопрос у каждого свой.

И это, безусловно, заслуга сценария Александра Ажи, который сделал маньяка Человеком, а не безмозглым монстром, коим был Джо Спинелл в 80-м. Нельзя отрицать и заслуг актёрского состава, который идеально создал картину трещащего по швам и рвущегося мира мучающегося Фрэнка. Каждая жертва запоминается, но лишь в отрицательном свете, а это гораздо сложнее, чем запомниться невинной овечкой, вскрытой безжалостным монстром. Прописанная сценарием натуралистичность некоторых сцен может поразить, причём не в самом приятном смысле. Чего стоит одно лишь жилище Фрэнка и его выставка скальпов, которые также снимаются, причём как в прямом, так и в переносном смысле, перед взором зрителя.

Маньяк 2

В итоге, что же такое «Маньяк», спросит читатель? Это история глубоко несчастного человека, который не в силах совладать со своим недугом, отчего мучает себя и других. Но себя всё-таки больше. Это история «запутавшегося» человека, который не видит иного способа «завоевать» женщину, кроме как снять с неё скальп. Это история человека, который полюбил, и ему было больно.

Комментариев: 21 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 MercyfulFate 24-01-2014 20:29

    Оригинальный "Маньяк", имхо, был обыкновенным туповатым слэшером, который поклонники почему-то восприняли как маньячную драму (быть может, виной этому послужила талантливая игра Спинелла). И кстати, никакое это не "мясо", на мой взгляд.

    "Мясом" является скорее данный ремейк. Маньяк образца 1980 года - это фильм о маньяке, в то время как картина 2012 года - фильм для маньяков. Прикрытый определённой долей соплей, но оттого не менее отвратительный. Насилие слишком плакатно, темп повествования сбит. Первое убийство показано ещё до заглавных титров. Почему машина на скорости чуть более двадцати километров в час врезается в отбойник и все кто был в салоне погибают (подушки безопасности, ау?), а девушка вылетает через лобовое стекло? Как можно одним лёгким движением ножа снять с жертвы скальп? Чёрт, я в процедуру, право слово, не вникал, но выглядит это дофига карикатурно.

    Есть, конечно и плюсы. Тот момент, когда маньяк видит своё отражение на корпусе автомобиля, и оно повторяет постер оригинального фильма. Актёрская игра, она тут присутствует. Эпизод в кинотеатре. Музыка, кристально чистые и глубокие клавиши. Оригинальность, нечасто нам давали возможность наблюдать за убийствами глазами самого убийцы. Впрочем, полного отождествления с личностью отморозка не происходит, потому как зритель оказывается не в состояние примерить на себя его девиацию (ну, есть вероятность, что кто-то и может, но это уже другой вопрос...).

    В общем, мне кажется, тут авторы зачем-то раздули дюжую драму из обыкновенного дешёвенького слэшера (я не говорю, что плохого, ибо всё-таки фильм культовый). Достаточно поглядеть на лыбу Ластига, когда он в интервью говорит о своём первом фильме, чтобы понять, что никакую драму они снимать в 79 году не собирались.

    Учитываю...
  • 2 saga23 17-05-2013 07:25

    Почему, интересно, это нельзя назвать "ужасами с элементами драмы"?
    Да, по-моему, можно, ведь по сути : это - хоррор-драма, психологический хоррор с элементами кровавого софт-насилия и шепотками месива в стиле 80-х прошлого века. smile

    Учитываю...
  • 3 Парфенов М. С. 17-05-2013 05:01

    Давайте оговорим сразу – «Маньяк» это не ужасы как таковые. Да, тут есть мерзкие моменты, но это, скорее, драма с элементами психологического триллера и щепоткой хоррора. Отсюда сразу исключаем ожидания беспорядочного месива в духе оригинала 80-го года.

    Неудачный абзац. Ну или неудачная мысль автора просто. С чего вы взяли, что ужасы, которые "не как таковые", а "настоящие" - это беспорядочное месиво? Тут вот в колонке уже на книгу полноценнную набирается сложных рассуждений о природе жанра хоррора, а авторы - жаль, что и авторы нашего профильного издания в том числе - все так же легко и непринужденно разбрасываются беапелляционными утверждениями в духе "это не ужасы вообще" и "с элементами и щепотками". Почему, интересно, это нельзя назвать "ужасами с элементами драмы", а надо "драмой с щепоткой (даже, етить, не элементами, а "щепоткой"!) хоррора". Зачем унижать жанр и тем паче на каком основании?

    Учитываю...
  • 4 saga23 29-04-2013 10:22

    Интересная работа.

    На мой взгляд, по смыслу уже пошло, что мама маньяка - работающая девушка, шлюха. По-моему, психопаты появляются в семьях учителей. smile! Понятно, что так проще добавить маньяку плохих секс-впечатлений, воспоминаний. Хотя по фильму этого и не требовалось: в картине нет изнасилований. Да и насилия как такового. Скорее, самооборона больного человека, которому спокойнее и комфортнее с манекенами. Существами, которые КАК бы люди. По мнению Фрэнка, живее и лучше настоящих людей. Манекены не предают, не обманывают, послушны и миролюбивы.

    Что касается игры актеров, то тут она почти не нужна. Она, скорее, портит саму идею: люди - не совершенны и в большом долгу у вселенского гуманизма. То есть яркая игра актеров может затмить достоинства манекенов. Но, кажется, авторам удалось найти необходимый баланс. Даже возникла некая игра: снимая скальп, Фрэнк легким движением руки превращал девушку в послушный и привычный манекен. Манекены он тоже баловал - добыча сразу водружалась на голую голову. Но никакого вольнодумства или кокетства - когда тебе жизнь приделывают степлером, то сильно не забалуешь.

    Учитываю...
  • 5 FK4U 25-04-2013 13:01

    Определенно, в этом фильме что-то есть.

    Заинтересовал он с самой первой минуты тем, что немного необычно сняты преступления - от первого лица (надо было в 3D снимать).

    Неплохая игра актеров (да-да, она там обнаруживается).

    Вдобавок, весьма интересно наблюдать за тем, как реализовывает себя Э.В. в роли маньяка, ибо он забугором является частым продюсером ужастиков, т.к. (по его собственным заверениям) просто обожает их.

    Правда, как мне показалось, маньяк из него получился немного меланхоличный.

    Учитываю...
  • 6 Мельник 22-04-2013 16:20

    Сомневался, смотреть фильм или нет... Рецензия все же склонила к просмотру. Тем более, съемки от первого лица и Фродо в роли маньяка, уже интригует.

    Учитываю...
    • 7 Мельник 24-04-2013 12:53

      О да, не зря посмотрел, очень понравился фильм: и интересный, и мерзкий одновременно. Здорово подобрана музыка, не отсиживается на заднем плане, в последний раз такое встречал у "Синистера".

      Учитываю...
      • 8 Парфенов М. С. 24-04-2013 15:18

        Да, причем ведь "Маньяк" вышел еще в 2012 зарубежом, а OST еще раньше. Но поскольку в России кино лишь в 2013 году появилось, то пока его OST является явным претендентом на лучший саундтрек года.

        Учитываю...
      • 9 Caspian 29-04-2013 01:14

        Мельник,если говорить о саундтреке, то, могу порекомендовать отменную работу коллектива M83, снабдившего "Обливион" неподражаемой психологической атмосферой. Послушай, не пожалеешь. Ну, а еще лучше посмотри фильм в кинотеатре. Честное слово - он производит впечатление и, пусть я сейчас сравниваю не сопоставимое по сюжету, но, "Обливион" с Томом Крузом получился на порядок лучше, чем "Прометей". Столь сильного психологизма в фантастике я не наблюдал со времен творения Дункана Джонса "Луна 2112".

        Учитываю...
        • 10 Парфенов М. С. 29-04-2013 02:21

          Я все-таки склонен считать "Прометей" наполовину фантастикой, наполовину хоррором. Фильм с кучей недостатков (увы), но и ряда весомых достоинств не лишен.

          Учитываю...
    • 11 Caspian 29-04-2013 01:15

      Мельник, а еще можно посмотреть фильм "Никто не выжил". Хотя бы из-за Люка Эванса.

      Учитываю...
  • 12 Satampra 20-04-2013 14:14

    атмосфера нагнетается и исчезает при виде Вуда

    Учитываю...
    • 13 Doctor_Who_00 20-04-2013 15:49

      Я фильм не снимал smile Я всего лишь высказал мнение.

      Вы считаете так, как считаете, я считаю иначе, всё просто smile

      Учитываю...
  • 14 Satampra 20-04-2013 14:12

    абсолютно беспомощное в подметки не годящееся оригиналу творение

    разве что саундтрэк Роба может понравиться

    Учитываю...
  • 15 Парфенов М. С. 20-04-2013 01:47

    Скажу вот о чем. Совсем недавно специально посмотрел оригинального "Маньяка" (чтобы объективно оценить ремейк, который посмотрел после). С явно презрительным отношением рецензента к старому культовому кино и образу, созданному Джо Спинеллом, не согласен.

    Учитываю...
    • 16 Doctor_Who_00 20-04-2013 10:41

      Нет никакого неуважения.

      Просто решил на контрасте сравнить оригинал и ремейк, отсюда, соответственно, и противопоставление героев.

      Это сделано, чтобы люди поняли, стоит им смотреть, если старого "Маньяка" они любят, или нет.

      Просто часто видел, что многие ждали от "Маньяка" Хэлфуна того же, что было в старом, и в итоге разочаровались. Потому и сделано было так.

      Учитываю...
      • 17 Парфенов М. С. 20-04-2013 14:52

        Не знаю. Фраза "безмозглым монстром" покоробила. Как по мне, то оригинал проигрывает, конечно, ремейку, но по вполне естественным и уважительным причинам - все-таки бюджет в 350-500 тысяч даже в 80-м году накладывал ограничения, да и Ластиг явно не столь талантлив, как Ажа и Колфаун. Но опять же, как по мне, то француз и Ко лишь развили те идеи, которые были заложены еще в оригинале. Мне персонаж Спинелла не показался ни безмозглым, ни монстром. Он такой же жалкий псих, как и персонаж Вуда, только более омерзительный сугубо из-за внешности актера.

        Учитываю...
        • 18 Doctor_Who_00 20-04-2013 15:47

          Ну, это. Скажу прописную истину - всем нравится разное.

          Учитываю...
        • 19 Satampra 20-04-2013 17:03

          Ажа свой талант еще доказывать и доказывать

          но вот Колфуну в списке талантов делать нечего

          до этого общественность была знакома лишь с его убогой "Парковкой",

          реклама и еще раз реклама правит балом.

          Учитываю...
          • 20 Парфенов М. С. 20-04-2013 18:23

            Вообще-то на счету Колфауна три картины на данный момент. "Парковка" была первой - очевидно ученическая работа, выполненная старательно, но без огонька, без азарта. Затем был фильм Wrong Turn at Tahoe, название которого на русский переводят по-разному. Я его не смотрел, поэтому оценить не могу. И вот теперь третий - "Маньяк".

            О степени таланта Колфауна, безусловно, можно спорить, но на данный момент я ее оцениваю высоко, исходя из того факта, что в "Маньяке" Колфаун был не только режиссером, но и монтажером, а при той манере съемки, которая здесь использована, монтаж становится особенно важен.

            На мой взгляд, "Маньяк" Колфауна это уже зрелая, оригинальная, умная работа. Помимо собственно атмосферы, стиля, операторской работы, выдающейся работы над гримом в сценах убийств и т.д. и т.п., нельзя не отметить массу прямых и косвенных и явно сознательно встроенных в фильм аллюзий. Эпизод, в котором зритель глазами маньяка смотрит фильм о маньяке ("Кабинет доктора Калигари"), превращающийся в сознанни маньяка в фильм о нем самом, - апофеозен примерно в той же степени, в которой апофеозен сюжет "Сердца Ангела" как доведенный до невероятности в своей заколцовке типичный сюжет детектива.

            Учитываю...
        • 21 MercyfulFate 24-01-2014 20:08

          да и Ластиг явно не столь талантлив, как Ажа и Колфаун

          Не сказал бы. По крайней мере, он был очень талантлив в 80-е. Просто как раз именно "Маньяк" довольно несбалансированная лента, ибо тоже была дебютной для режиссёра (до этого он промышлял проном). Мне у Ластига очень нравится "Безжалостный", это как бы вершина его творческой манеры (он всегда тяготел к жанру боевика больше, нежели к чистому хоррору, а здесь получилось именно сочетание боевик/детектив/хоррор, очень удачное). Ещё неплох "Vigilante", vengeance-movie в стиле Майкла Уиннера.

          Учитываю...