DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

В погоне за богатством

Кровавый залив / Reazione a catena

Италия, 1971

Жанр: триллер, ужасы

Режиссер: Марио Бава

Сценарий: Марио Бава, Джузеппе Цаккариелло, Филиппо Оттони, Джин Луотто

В ролях: Карлотта Морелли, Роджер Гарт, Габриэле Росси, Ноэми Сморра

Похожие фильмы:

В среде киноманов до сих пор идут споры на тему того, какой именно фильм считать первым слэшером. Чаще всего называют «Кровавый залив» Марио Бавы, хотя фанаты современных слэшеров, обратившись к этой работе, могут даже разочароваться.

Марио Бава, помимо внимания к визуальному стилю (в этом нет ничего удивительного, так как он начинал как оператор), всегда стремился к хорошей литературной основе своих фильмов и в этом был похож на английского мастера Альфреда Хичкока, тоже создавшего много экранизаций. В отличие от автора «Психо» итальянский постановщик предпочитал ставить классику. К примеру, один из его первых фильмов «Маска сатаны» — экранизация произведений Н.В. Гоголя, хоть и весьма вольная. А последней работой стали «Дьявольские игры», снятые по «Венере Илльской» Проспера Мериме.

Марио Бава — ключевая фигура итальянского хоррора 1960-х. Он одним из первых стал снимать джалло, готические фильмы ужасов, придумал необычный киноязык, оказавший влияние как на более молодых хоррормейкеров, так и на постановщиков из стана авторского кино, вроде Федерико Феллини и Дэвида Линча. Бава уделял особое внимание композиции кадра, мизансценам, экспериментировал с цветом, добившись особенных успехов в «Операции «Страх»». Но также Бава никогда не скрывал своих социалистических взглядов, которые иногда прорывались в кино.

«Кровавый залив» в этом смысле как продолжение «5 кукол для августовской луны». В центре сюжета залив, который хотят прибрать к рукам наследники графини, убитой незадолго до этого. Безумие маньяков Ардженто у Бавы уступает трезвому расчету. Его злодеи словно ожившие герои классических детективов. Ими владеют не детские комплексы и страхи, а алчность и жажда власти.

Вот и среди персонажей «Кровавого залива» сложно найти хорошего человека. Всем им нужен залив, оттого они готовы устранять конкурентов совершенно без жалости. Под раздачу попала даже компания молодежи, остановившаяся на вилле одного из них. Вот эта относительно небольшая часть истории о борьбе за наследство и даст в дальнейшем жизнь простеньким страшилкам о маньяках и тинейджерах.

Непременная эротика, сцены секса, после которых следует убийство, использование колюще-режущих инструментов – для Бавы это было лишь ответвление от сюжета, призванное показать всю жестокость кучки маньяков, их безумную жажду денег, которые может принести залив. Зато появившаяся значительно позже «Пятница 13» многое оттуда позаимствовала: и убийство занимающейся любовью парочки, и домик у воды, куда спешит фигуристая купальщица, желающая поскорее скинуть с себя одежду на радость маньяку и зрителям. Слэшеры, выбравшие своими героями тинейджеров, и были поначалу рассчитаны на молодежь, и только много позже лучшие образцы превратились в объект ностальгии для взрослых.

В дальнейшем, если речь шла о фильме про маньяка, то это был либо чилер, где упор делался на расследование преступлений полицией, либо собственно слэшер, то есть повествование от лица жертвы, либо рассказ от лица маньяка. В «Кровавом заливе» автор легко меняет угол зрения, показывая сюжет глазами то жертв, то маньяка. Да и сложно понять, кто маньяк, а кто жертва. При этом Бава не делал тайны из злодеев, ибо цель его была другой — создать притчу о гибельной власти денег.

Антикапиталистический пафос — тоже ноу-хау режиссера, ведь в старом кино фильмы ужасов редко служили плацдармом для обличения сильных мира сего и постановки серьезных проблем. Чаще всего авторы разрабатывали тему столкновения людей с какой-либо угрозой извне, пусть даже и с маньяком. Бава же, как и ряд других режиссеров-социалистов, видел страшное уже в самом существовании капиталистического общества, где всем правят деньги. Его герои переступают через все моральные принципы в погоне за богатством.

И вот, когда, казалось бы, цель достигнута и все конкуренты устранены, следует ироничный финал, словно аллюзия на Рок из античных трагедий. Концовка намекает, что есть что-то выше власти доллара, то, что герои сами разбудили, решив занять место бога и вершить судьбы других людей. Но власть творца людям не по силам, а долларовый бог уничтожает присягнувших ему без остатка. Залив так и остается нетронутым, а значит, кровавая пьеса может разыграться снова: всегда найдутся жаждущие заработать на строительстве курорта в этом живописном, почти райском уголке.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)