DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Вечная ночь

Ах, ноябрь! Месяц, когда рассветы приходят позже, закаты — раньше, а глаз уже не радует осенняя листва и еще не радует свежий снежок. Время тоскливое и унылое, как сами длинные осенние ночи. И вот попадаются же люди, которые вместо того, чтобы напевать «А я хочу, чтобы лето не кончалось», с маниакальным упорством хотят, чтобы не кончались мрак и холод! И цели для этого у них столь же мрачные и кровожадные. К сожалению, об этих-то случаях речь сегодня и пойдёт.

Начнем с «обычных подозреваемых». Кто там охотится в ночи, а при солнечном свете начинает дымиться, как сковородка в дешевой антисанитарной забегаловке на южноазиатском рынке? Правильно, вампиры! И действительно, среди желающих организовать «вечную ночь» эти кровососы идут в первых рядах. Причем некоторым даже особых усилий прикладывать не надо — достаточно поставить отметку в календаре и подгадать нужные широты. Фильмы «30 дней ночи» и «30 дней до рассвета» — не новые, кстати, гости журнала DARKER — эксплуатируют одну и ту же эффектную концепцию: «вампиры + северное полушарие + полярная ночь». Но делают это максимально непохоже друг на друга.

Фильм Дэвида Слейда — бескомпромиссный, максимально жестокий и кровавый хоррор о противостоянии жителей маленького городка на Аляске и вампиров, которые на целый месяц превратили населенный пункт в охотничьи угодья. Кино нигилистичное, с печальным концом, поэтому для легкого вечернего просмотра всей семьей не годится. Но при нужном настроении вполне порадует набором эффектных и запоминающихся сцен (хотя трейлер и спойлерит значительную их часть под финальные аккорды Muse). Есть определенные условности, просадки по темпу и временные провалы, но концепция (а также тема «кровь-кишки-далее по тексту») раскрыты на 100%.

Шведы, снявшие «30 дней до рассвета», отталкивались, скорее, от абсурда изначальной идеи вампиров, охотящихся в полярную ночь. По старой недоброй скандинавской традиции здешний юмор — по большей части черный, как небо за окном, но пару шуток можно признать гомерически смешными (о, этот визит к священнику на чесночное рагу и загрызенный кролик под комментарии мопса-социопата!). Менее удачным можно считать использование сеттинга — события охватывают от силы пару дней из титульных тридцати (с этой полярной ночью фиг разберешь, конечно). Да и вообще, кино вышло неровным, что для не самой продвинутой киноиндустрии объяснимо, как и итоговые 5 из 10 на «Кинопоиске» и IMDB, с раскладом положительных и отрицательных рецензий где-то пополам. Но если после «30 дней ночи» хочется чего-то на ту же тему, только повеселее, — самое то! Отличный double feature получится.

А вот если пейзажи Аляски и Скандинавии не привлекают, то придется идти на более радикальные меры. Как, например, стригои из сериала «Штамм» по книгам Гильермо дель Торо и Чака Хогана. Тамошние вампиры устраивают вечную ночь с помощью атомных бомб, учинив ядерную зиму для более удобного «отжора» спасшихся от них людишек. Наиболее подробно тема раскрывается в четвертом сезоне, а сериал в целом может послужить неплохой альтернативой «Ходячим мертвецам» или неудачной экранизации «Противостояния», если вы по какой-то причине пропустили его. Вечная атомная ночь, кстати, — тоже довольно популярный сюжетный прием, но вполне самостоятельный и заслуживающий отдельной статьи, так что этим и ограничимся.

Более олдскульно-магические методы применяет граф Дракула из культовой картины 1980-х «Взвод чудовищ». Старому вампиру требуются древний амулет и девственная жертва для того, чтобы погрузить весь мир во тьму, и лишь маленькая группа храбрецов может бросить вызов кровососу и его когорте из классических фильмов ужасов (от человека-волка до мумии). Проблема в том, что ареной для битвы стал «маленький американский городок» (с), а Дракуле противостоят детишки предпубертатного возраста. Сейчас «Взвод чудовищ» смотрится очень наивно, не в последнюю очередь благодаря хронометражу — без титров фильм идет чуть больше часа. В результате ни один из персонажей не успевает раскрыться, а события происходят без какой-либо логики (возникает ощущение, что из фильма просто вырезано минут 10-15, причем важных для сюжета). Однако неподдельная любовь к монстрам из черно-белого кино и фирменные приколы сценариста Шейна Блэка (фраза «У оборотня есть шарундулы!» достойна включения в золотой фонд цитат) делают «Взвод» отличным ламповым приключенческим ужастиком из 80-х, который чуть-чуть не дотягивает до статуса безусловной классики, но явно оказывает влияние на эстетику тех же «Очень странных дел».

Но довольно о вампирах! Если козни графа Дракулы успехом не увенчались, то следующим организаторам ритуала по призыву тьмы в фильме… эээ… «Тьма» 2002 года повезло куда больше. Испано-американская постановка очень здорово выигрывает за счет участия режиссера Жауме Балагеро, которому можно ставить памятник за «Репортаж», однозначно входящий в топ-5 самых страшных фильмов в жанре found-footage. «Тьма» относится к его раннему творчеству (это второй фильм Балагеро после «Безымянных» по роману Рэмси Кэмпбелла) и страдает всеми пороками стандартного ужастика о нехорошем доме середины «нулевых». Тут и Иэн Гленн (Джорах из «Игры престолов») вяло косплеит Джека Торренса, и криповые дохлые дети шляются стадами, и конец можно предсказать задолго до того, как фильм подкинет финальный типа твист (хотя итоговая мотивация одного из злодеев просто искрит мрачной иронией). Однако есть одно «но», и это «но» зовется Жауме Балагеро. Его стиль можно сравнить со стилем Джеймса Вана периода «Астрала» и «Заклятья»: тоже обычные жанровые штампы, но снятые настолько мастерски, что в какой-то момент угол наклона телевизора (или экрана ноута) приходится менять, потому что зритель сидит на постоянно растущей горе из кирпичей. Так что, если возникнет желание посмотреть относительно малоизвестную вариацию на тему «семья переезжает в дом с привидениями, где творились страшные апокалиптичные ритуалы», — «Тьма» ваш вариант. Сценарий — дрянь, отдельные сцены — страшные. Not good, not terrible.

В «Тьме», кстати, раскрывается еще один расхожий страх, который рука об руку существовал с человечеством с древнейших времен, — затмения. Мысль о том, что нечто космически-огромное может в любой момент закрыть солнце или луну, пугает сама по себе. А если оно задержится и не уйдет… Этот концепт использовался редко, а само астрономическое явление появлялось на пару минут — лунное затмение служило фоном для финальной разборки в увлекательном и слегка отмороженном боевике о полицейских-оборотнях «Полное затмение» (стоит посмотреть хотя бы ради очередной злодейской роли Брюса Пэйна), а мрачное влияние затмения солнечного использовалось в завязке еще одного жуткого испанского экспорта, «Вероники» (в российском переводе, конечно же, «Уиджи: Проклятие Вероники», чтобы паразитировать на двух франшизах сразу). Но остался один фильм, в котором затмение оказывается до-о-олгим…

До сих пор в статье разбирались картины, скажем так, «приземленные». Перенесемся в космос, где, как известно, никто не услышит твой крик или басовитое философское бормотание под нос. В те благословенные времена, когда Вин Дизель еще не обрюзг и не стал ходячим «семейным мемом». Посмотрите условные «Спасти рядового Райана» или «Бойлерную», чтобы вспомнить, что когда-то дядька был чертовски хорош. И именно к этому периоду относится его первое явление миру в виде межзвездного уголовника Ричарда Риддика. «Черная дыра» — классический копеечный sci-fi-хоррор, который вытягивают крепкий сценарий и режиссерское мастерство. Пассажирский корабль терпит крушение на планете, где, кажется, никогда не заходит солнце, но под землей кишат жуткие твари, не выносящие света. Казалось бы, не такая уж плохая ситуация? Но это только пока цикл светил не достигает полного затмения, а монстры не выходят на поверхность, чтобы поохотиться. «Черная дыра» умно играет стереотипами, на протяжении фильма меняя наше восприятие троицы главных героев — девушки-пилота, охотника за головами и, собственно, Риддика. Эта роль и сделала Дизеля звездой, причем — абсолютно заслуженно. А если вас потянет на оригинальную вариацию на тему «Чужих», то «Черная дыра», без всяких отговорок, отличный вариант и, пожалуй, лучший фильм в сегодняшней подборке.

Право слово, интересная сегодня тема, а фильмов, ее раскрывающих, в разы меньше, чем стандартных историй о монстрах и маньяках. Если вдруг вам вспомнится образчик жанра, не учтенный здесь, обязательно поделитесь в комментариях, так как концепт «вечной ночи» того однозначно заслуживает! А пока — длинных и солнечных дней вам, дорогие читатели!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)