DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛА. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЛА

Весна на районе

Исполнитель: Операция Пластилин

Название альбома: Блэкаут

Жанр: Alternative Rock, Electronic Rock, Synth Punk

Страна: Россия

Лейбл: Soyuz Music

Дата выхода: 25 ноября 2022

Околопанк-группа «Операция Пластилин» за несколько лет совершила то, что редко удается рок-командам, созданным вдали от двух российских столиц. За последние лет пять коллектив превратился из примечательного регионального явления в одного из флагманов российской альтернативы.

Вполне можно вписать «Операцию Пластилин» в так называемую околопанк-тусовку. Это те группы, которые в той или иной мере испытали влияние классического панк-рока (в основном западного), но чье творчество панком не ограничивается. Строго говоря, поклонник тру-панка будет недоволен, а вот рок-фанаты с более широкими музыкальными вкусами вполне оценят.

Важную роль в музыке группы играет скрипка, что отвечает рок-моде последних десятилетий на кроссоверы. Скрипачка Катерина Цион-Княжева постепенно стала вторым вокалистом, аналогично другой звезде российской альтернативы, «Слот», где тоже поют парень и девушка.

Новый альбом, «Блэкаут», вышел в ноябре прошлого года. Его название (с английского переводится как «затемнение») вполне отражает впечатление многих творческих людей о 2022 годе. Лидер группы и автор всех текстов Толя Царев, представляя альбом, говорил о том, что не любит его, но пластинка тем не менее отражает нерв времени. Даже обложку создала нейросеть, которую Царев назвал лучшим оформлением в череде всех релизов группы.

В альбоме десять песен, что давно считается идеалом — ведь большие лонгплеи будут слушать до конца только преданные поклонники. У «Операции Пластилин» их немало, но все-таки не как у «Ленинграда» — поэтому всегда можно расширить музыкальное влияние за счет большей концентрации хитов на пластинке. Правда, тут «Блэкаут» не удивляет, ибо явных хитов не так много, но в общем и целом работа получилась интересной, даже более социальной, чем обычно у «Операции Пластилин». Ведь они, в отличие от многих околопанк-групп, стараются избегать политической повестки. Возможно, это и позволило группе успешно продолжать гастроли.

Открывает лонгплей трек «Ракамакафо». Его название отсылает к хиту Bomfunk MC’s «Freestyler», популярному в России периода молодежных дискотек. Название — искаженное выражение «rock the microphone». Под электронно-гитарный аккомпанемент Толя и Катя поют о положении рок-музыкантов 2010-х, когда рок-н-ролл окончательно умер, хотя его смерть уважаемый БГ предсказывал еще в 1983 году в одноименной песне из альбома «Радио Африка». «Ракамакафо», как и многие треки группы, удачно сочетает танцевальную подложку синти-панка и эмоциональный вокал Толи Царева, навевающий воспоминания об экспрессии Егора Летова.

Второй трек, «Блэкаут», в музыкальном плане сочетает драйвовый рок и элементы классики, а боевое настроение меняется сразу же на минорное, как только в дело вступает скрипка. Здесь Толя, ничего не говоря прямо, повествует о своих ощущениях от сползающей в бездну привычной жизни, о том, как яркий солнечный день уступает место внезапно пришедшей тьме. А запоминающийся мелодичный рефрен делает трек потенциальным хитом альбома — не зря в его честь назван весь лонгплей.

Следующий номер хоть и носит позитивное название, «Сказка», по сути продолжает пессимизм «Блэкаута». В тексте оригинально переосмыслены сказочные образы в связке с современностью, но в музыке нет фольклорных мотивов. Это все тот же мелодичный синти-панк с запоминающимися рефренами. Музыка несложная, но воспринимается вполне позитивно, особенно в сочетании с мрачно-постмодернистским текстом.

«Хоровод», с одной стороны, продолжает социальную тематику предыдущих двух песен, посвященных «музыке мрачной весны», а с другой — вдруг уходит в трогательную лирику. Автор вспоминает о друзьях юности, многих из которых уже нет, но он верит, что они там, где не нужно до пенсии горбатиться на заводе и где царит вечное веселье. Музыкальный рисунок отсылает и к гаражному року, и к гранжу с его композиционными контрастами тишины и стены звука.

«В мерче» по сути повторяет сюжет «Ракамакафо», воспринимаясь милым пустячком, типичным наполнителем альбома. И даже финальная отсылка к песне «Кино» «Мама Анархия» не кажется такой уж удачной — у Ромы Зверя в «Манту» переосмыслить классику русского рока получилось куда лучше.

«Отец» — лирическая композиция, хотя и не столь удачная, как «Дом на дереве» из предыдущего альбома. Видно, что в прошлом году Толя Царев был больше расположен к сочинению злого социального рока, поэтому поддерживать грустно-ностальгический тон на протяжении всей песни ему трудновато.

«Цу-е-фа» выходил в виде сингла в 2021 году и еще в то время многим запомнился. В этой песне, созданной в относительно спокойное время, группа удачно сочетает лиричность и черты рок-боевика, что вообще отличительный признак «Операции Пластилин». «Лавсонг» запоминается прежде всего электронным саундом и лиричным исполнением Толи и Кати. Посреди социально-мрачных песен «Лавсонг» выглядит как лучик света, пока не успевший покинуть вселенскую тьму.

Предпоследний «Забор» — логичное продолжение «Хоровода». Толя практически не касается социальной тематики, сосредотачивая внимание на позитивных воспоминаниях о своей юности, полной рок-музыки и встреч с пацанами на районе. Типично провинциальное времяпрепровождение, но лидер группы сумел преподнести его настолько позитивно, что это моментально вызовет живой отклик у слушателя — ведь у каждого есть свои хорошие воспоминания о событиях юности, которые хотелось бы пережить снова. В копилку плюсов стоит добавить мелодичный припев и удачную мелодию, где слились трогательность навсегда ушедшего периода жизни и рок-н-ролльный драйв. Толя сумел осуществить свою юношескую мечту, и теперь его песни поют так же, как в его юности ребята исполняли «Сектор Газа» и «Кино».

Завершает альбом драматургически сильная «Грязь», подводящая итог социальным размышлениям. Трек удачно сочетает рэперскую подачу, мелодичный припев, особенно в исполнении Кати Цион-Княжевой, а также лютый микс электроники, гранжа и альтернативного рока. От грязи прошлого года будет тяжело отмыться — этот финальный вывод автора будет близок многим слушателям.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)