DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

Видишь, там, на горе…

Как когда-то замечательно спел Владимир Семёнович Высоцкий, «лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал». Но есть один нюанс: чтобы просто полюбоваться горами, необходимо сделать нечто совершенно невероятное — подняться для начала с дивана. Потом, как правило, придётся куда-то долго ехать, идти пешком — и даже в таком случае велика вероятность, что дальше безопасных туристических маршрутов вы не заберетесь.

Впрочем, с развитием современных технологий вполне можно насладиться горными пейзажами, не отрываясь от любимого дивана. В кинематографе обилие произведений о высоких скальных массивах, как правило, связано с выживанием неудачливых (или просто самонадеянных) альпинистов. А в видеоиграх в качестве этих самых неудачливых покорителей зачастую выступает игрок. Только вот покорять ничего не надо — обычно горы выступают фоновым пейзажем, на живописных просторах которого разворачивается действие. Альпинизм как игровая механика используется очень редко. Наиболее качественно скалолазание в виде игровой механики введено в серии шутеров Far Cry. Начиная с третьей части героям регулярно приходится карабкаться по отвесным каменным стенам, используя крюк-кошку. Но только в Far Cry 4 эти вылазки сделаны не просто ради одиночных секретов — они ведут к своеобразным «местами силы», где главного героя посещают видения о загадочном прошлом Кирата, восточной страны, куда его занесла нелегкая. Вымышленная география базируется на вполне себе реальных Гималаях, самой высокой горной системе на планете.

Но серия Far Cry на пике своего конвейерного развития не шибко дружна с тёмным жанром. То ли дело Until Dawn, молодёжный интерактивный слэшер от британской студии Supermassive Games. Позже авторы используют полученный опыт и наработки при создании целой антологии The Dark Pictures, но бытует мнение, что уровня «Дожить до рассвета» по части вариативности и качества исполнения они так и не достигли. Игра является эксклюзивом консоли PlayStation 4, но любителям цифрового хоррора с других платформ отчаиваться пока что не стоит — по сети активно циркулируют слухи, что готовится переиздание Until Dawn, в том числе и для PC.

Действие игры разворачивается в зимнем домике на горе Вашингтон, реальной географической точке, расположенной на северо-востоке США. Её высота составляет 1917 метров, что делает её самой высокой в регионе и третьей по высоте на восточном побережье. Гора широко известна опасно переменчивой погодой, вызванной пересечением воздушных потоков из Атлантического океана и с разных побережий страны. И сильные ветра — это не просто примерное определение стороннего наблюдателя: аккурат до 1996 года Вашингтон удерживала мировой рекорд скорости ветра, замеренного на земной поверхности. 12 апреля 1934 года были зафиксированы порывы в 103,3 м/с, что равно 371 км/ч. Коренные жители называли вершину Агиокочук, что означает «дом Великого Духа».

Игра в качестве антуража использует многие элементы высокогорья — тут и заснеженные склоны с крутыми обрывами, и канатная дорога для подъёма и спуска, и подземные шахты. Есть даже необязательная психиатрическая лечебница — видимо, её создатель считал чистый горный воздух полезным для ментального здоровья. Добавьте сюда сверхъестественный сюжет и увлекательное повествование — и получится один из самых любопытных триллеров в индустрии.

Куда более линейным и консервативным в геймплейном плане оказался Outlast 2, продолжение весьма успешного стелс-хоррора. Сиквел сосредоточился на абсолютно новых героях и другой местности. Журналиста Блейка вместе с женой Линн нелёгкая заносит в отдалённую деревушку в штате Аризона, где местные жители организовали религиозный культ во главе с безумным проповедником Салливаном Нотом. Деревня располагается посреди плато Колорадо, того самого, где базируется научно-исследовательский центр «Чёрная Меза», в котором трудился небезызвестный Гордон Фримен. Утёсы из песчаника стали фоновыми декорациями для развернувшегося приключения. Кроме того, игрокам предстоит спуститься в чуть ли не обязательные шахты — как ни крути, пещеры и им подобные образования являются классикой видеоигр.

Но не экшеном единым богаты видеоигры. В 2007 году украинская студия Electronic Paradise при поддержке издательства «Акелла» выпускает изометрической квест «Отель "У погибшего альпиниста"». В основе, как нетрудно догадаться, лежит одноимённая повесть братьев Стругацких — ироничный и в то же время мрачноватый детектив в заснеженных декорациях. Главный герой, полицейский инспектор Петер Глебски, прибывает в вышеупомянутый отель, названный в честь безымянного альпиниста, разбившегося неподалеку. Инспектор планирует провести отпуск в умиротворённой обстановке горного пансионата, наслаждаясь свежим воздухом и прогулками на лыжах, но обстоятельства складываются иначе. Среди гостей скрывается опасный преступник-убийца, а единственный выход из долины завалило в результате схода снежной лавины. Деться некуда, приходится Глебски вместо размеренного отдыха приниматься за незапланированное расследование. Большая часть событий, конечно, развернётся в интерьерах, но полюбоваться заснеженными пейзажами, в том числе роковым склоном, с которого когда-то сорвался тот самый скалолаз, тоже дадут.

С таинственной гибелью связана и другая игра, польская Kholat, попытка представить ещё одну версию гибели группы Дятлова. Для тех, кто по каким-то причинам не в курсе, о чём речь, небольшая историческая справка: предположительно в ночь на 2 февраля 1959 года группа из десяти уральских туристов погибла в полном составе. Обстоятельства трагедии до сих пор не выяснены, равно как и истинные причины, толкнувшие опытных путешественников на безрассудные поступки. Этот печальный инцидент породил множество теорий — от конспирологических, включающих «кровавую гэбню» и государственные секреты, до откровенно мистических, навеянных местными легендами и суевериями.

Kholat отправляет игроков в окрестности горы Холатчахль на Северном Урале — именно здесь более полувека назад были обнаружены тела погибших. Безымянному главному герою предстоит столкнуться с местными духами, которые, по версии разработчиков, и погубили туристов. Кроме любования красотами гор, нужно собирать разбросанные записки, чтобы составить картину произошедшего в 1959-м. О самой горе можно сказать следующее: высота её над уровнем моря чуть больше километра — 1096 метров. По поводу перевода названия с мансийского языка есть расхождения. Первая версия звучит как «Мёртвая вершина» и вызвана предположительно дефицитом растительности на каменных осыпях её склонов. Другой вариант — «Гора мертвецов» — получил распространение как раз после инцидента с «дятловцами» — по фамилии руководителя похода назван и перевал Дятлова, ведущий на восток к безымянной высоте.

Но, пожалуй, самый «горный» из всех хорроров — это вышедший на Wii и PC survival horror под названием Cursed Mountain. От проекта «Проклятая гора» любители интерактивных ужастиков вправе ожидать многого, но, увы, разработанный под семейную консоль Nintendo, он не сыскал большой народной любви ни на одной из платформ. По сюжету главный герой Эрик Симмонс в конце 1980-х прибывает на пик Чомо Лонзо в тибетских Гималаях. Он ищет пропавшего брата Фрэнка, разыскивавшего здесь некий артефакт для одного богача. Разумеется, герой попадёт в ту же ловушку, что и его брат. Эрику предстоит не только карабкаться по крутым и узким тропинкам, щурясь в снежную пелену (скрывающую огрехи графики самой слабой по техническим характеристикам консоли своего поколения), но также сражаться со злобными духами альпинистов и монахов, застрявших в Бардо, эдаком аналоге лимба. Иногда ещё придётся почитать записки и поучаствовать в мини-играх. А чего делать не придётся, так это разгадывать головоломки — их сюда попросту не завезли.

Горы как активные декорации не так уж часто используются в видеоиграх. Как правило, их проще сделать задниками, чем выстраивать вертикальный геймплей. Но с развитием технологий и вычислительных мощностей нет-нет да и появляются подобные проекты. Японский геймдизайнер Хидео Кодзима, более известный под агентурным позывным «Гений», запилил горную местность в своем «симуляторе курьера» Death Stranding. Главному герою в исполнении актёра Нормана Ридуса придётся немало побродить по пейзажам, напоминающим скандинавские просторы. Некоторые локации Silent Hill: Downpour представляют из себя туристическую экскурсию в заброшенные шахты — даже канатная дорога здесь есть. В подземных пещерах засыпанных временем и песком гор разворачивается драматическое противостояние The Dark Pictures Anthology: House of Ashes. Открытый мир стильного «выживастика» The Long Dark также является высокогорным северным лесом. Хардкорный платформер Celeste, заточенный под спидраны, вообще назван в честь реальной канадской вершины — именно её должна покорить героиня. Даже события медитативного детективного симулятора ходьбы The Vanishing of Ethan Carter разворачиваются в крайне живописной горной местности.

Но всё же полноценно передать опасность крутых склонов, заснеженных подъёмов и разреженного воздуха видеоигры не в состоянии. Любое восхождение к вершине — это прежде всего борьба с самим собой, преодоление и превозмогание. Такие вещи не ощутить через экран телевизора или монитора, их нужно прочувствовать на собственной шкуре. Да и реализовать основные моменты в качестве игровых механик весьма проблематично — есть риск получить в итоге переусложнённую ненужными механиками скучную бродилку. Поэтому горы подходят только в качестве редкого фона.

К тому же для боли, страданий и мучительной борьбы с самим собой у геймеров есть souls-подобные игры.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)