DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Воскрешение не состоялось

Матрица: Воскрешение / The Matrix Resurrections

США, 2021

Жанр: боевик, научная фантастика

Режиссер: Лана Вачовски

Сценарий: Дэвид Митчелл, Александр Хемон

В ролях: Киану Ривз, Керри-Энн Мосс, Яхья Абдул-Матин II, Джонатан Грофф, Джессика Хенвик, Нил Патрик Харрис

Похожие фильмы:

  • Трилогия «Матрица» (1999 – 2003)

«Матрица» — вещь дорогая. Ее бюджет составил 190 миллионов долларов, которые в мировом прокате фильм пока так и не смог окупить. На IMDB рейтинг ленты в районе 5,7, примерно такой же на КиноПоиске, зато сообщество критиков, ругающее гораздо более талантливые фильмы, в этот раз как сговорилось — обилие «зеленых» рецензий говорит само за себя.

Выделились лишь очень немногие, не ставшие подпевать в общем хоре восторгов новой «Матрице». И мы можем только согласиться с ними: лента Ланы Вачовски выглядит в лучшем случае как фанфик классической трилогии, так что на ее фоне даже вторая часть, наименее удачная, кажется образцом стиля и смысла.

Прежде всего стоит сказать, что зрители, которые не видели оригинальную франшизу, едва ли разберутся, что здесь вообще творится и почему. Сценарий откровенно сырой, непроработанный — порой кажется, что авторы сами запутались в реинкарнациях персонажей оригинальных фильмов. Нео ныне —знаменитый геймдизайнер, создатель серии компьютерных игр «Матрица», агент Смит — его начальник, психотерапевт — новый Архитектор (или это реинкарнация старого?). Тринити теперь — жена и мать, и с ней Томас Андерсон, он же Нео, знакомится в кафе.

Если воссоздание Нео Матрицей еще можно как-то объяснить, поскольку он перешел на новый уровень эволюции, стал своего рода сверхчеловеком из философии Фридриха Ницше, то вот зачем машинам понадобилась Тринити — кстати, умершая в реальном мире, — непонятно. И куда делся оригинальный Морфеус? Вместо него задействована программа, которая в прошлой жизни была Морфеусом, а потом каким-то образом человек Морфеус превратился в программу-агента. Играет его не Лоуренс Фишберн, которого Лана и ее наниматели не пригласили в новый фильм, а талантливый молодой актер Яхья Абдул-Матин II. Увы, авторы не предоставили ему возможность проявить свои актерские навыки — он в основном повторяет роль Фишберна из первой части, вплоть до реплик.

Если классическая трилогия была воплощением идей Жан-Поля Сартра и других экзистенциалистов о свободе как сути человеческой личности, то четвертая часть — словно парафраз песни Егора Летова «Моя оборона»: «Пластмассовый мир победил, макет оказался сильней». О да, и этот макет есть желание боссов со студии «Warner Bros. Pictures» заработать денег на вроде бы давно закончившейся франшизе. Но за 18 лет с момента выхода триквела многое изменилось.

Сиквел ныне стал гламурным, политкорректным, Матрица в лице «Warner Bros. Pictures» уже открыто рекламирует саму себя, дабы зритель не забыл, кто создал «Матрицу». За это время братья Вачовски превратились в сестер. Лилли (в прошлом Эндрю) отказалась снимать продолжение, отметив, что эта идея ей не нравится, но Лана согласилась — возможно, чтобы отвлечься от скорби по умершим родителям.

Рассмотреть сиквел с психоаналитической точки зрения даже интересно: возможно, скорбь Ланы как раз и стала катализатором идеи реинкарнации героев, примерно как в индуизме. Вот только зрителю от этого не легче. Ему-то увлекательное действие подавай, но новая «Матрица» не по этой части. Большая часть фильма — фантазия на тему сюжетов первых трех или авторский комментарий к ним. Имеющиеся в нем отступления от трилогии касаются в основном модной темы самоидентификации. Только теперь под этим философским термином подразумевается не ответ на вечный вопрос «кто я», а вполне конкретная идентификация — принятие социумом людей инаковых и их интеграция в общество. Нео теперь хочет не победить Матрицу, а быть с Тринити, пусть даже и внутри симулякра. Отказ от борьбы за свободу и стремление подстроиться под «пластмассовый мир» — важное нововведение Ланы Вачовски, которая также встроилась в голливудскую систему, а не приспособила ее под себя, как оригинальный Нео.

Возможно, тема приспособления людей инаковых под современное общество, где роли заранее расписаны, как в театре, была бы неплоха, будь она хоть как-то внятно выражена. Вместо этого персонажи-проекции Матрицы выглядят как абстрактные ролевые модели — феминистки, геи, грубые самцы. И только Нео и Тринити кажутся живыми, но их любовная линия никак не развивается и по большому счету вторична по отношению к оригиналу. Стоило ли их воскрешать, чтобы они повторили все то, что зрители уже слышали в первых трех фильмах?

Единственное, за что можно похвалить Лану, это за приглашение на роль Тринити все той же Керри-Энн Мосс. Она постарела, но не утратила ни таланта, ни харизмы. Если экшен-фильмов с возрастными героинями станет больше, то, возможно, будет сломан самый несправедливый стереотип в Голливуде — взгляд на женщину как на сексуальный объект. Почему-то это не возмущает активистов, в результате чего множество ярких талантливых актрис, которым за 50, вынуждены играть мам и бабушек, но не главных героинь блокбастеров.

Чем та же Керри-Энн Мосс хуже Киану Ривза, у которого отбоя нет от экшен-ролей? «Матрица: Воскрешение» убеждает, что массовое кино несправедливо рассматривает женщину как товар, некое сексуальное приложение для возбуждений фантазий зрителя. Будем верить, что на Керри-Энн Мосс обратят внимание другие режиссеры, чей талант еще не выдохся.

Возможно, Лана Вачовски хотела снять мета-фильм, представив трилогию как кино, а сиквел как новую реальность. Так уже делал Уэс Крэйвен в седьмой части «Кошмара на улице Вязов», и у него получилось блестящее зрелище, полное философских идей о природе зла и творчества. Но у Ланы вышел симулякр, где вторичность не только не скрывается, но тщательно подчеркивается — подсчитайте, сколько экранных минут отбил сиквел за счет кадров из предыдущих фильмов.

Смотря такие ленты, начинаешь лучше понимать художников поп-арта и ситуационистов, которые, в соответствии с марксистским пониманием капитализма, критиковали окружающую реальность за создание коммерческих тотемов. Сколько людей, поддавшись воспоминаниям о старой «Матрице», отнесли деньги, чтобы посмотреть новую часть! И неважно, что мало кому она понравилась — этот фильм был создан не ради искусства, а с целью заработать деньжат для конгломерата. Возможно, поэтому четвертая часть так спекулирует на ностальгии зрителей и наполовину состоит из флешбеков, ибо ничем другим она привлечь не может. Даже спецэффекты выглядят блеклыми, а мир будущего похож на примитивную компьютерную игру.

«Матрица» теперь — не притча о свободе, а товар, сошедший с матричного голливудского конвейера, дабы выманить у зрителей прибавочную стоимость в редкие часы досуга между рабочими днями. Новая «Матрица» — это именно то, против чего протестовал Ги Дебор в «Обществе спектакля», что высмеивал в своих фильмах Энди Уорхолл и о чем пел Егор Летов.

Кино перестало быть искусством и превратилось в товар, продающий пустоту в привлекательной маркетинговой оболочке. А ежели вы, уважаемый зритель, еще сомневаетесь, смотреть или нет, то в многочисленных положительных обзорах вам с радостью расскажут обо всем на свете: и куда делся Морфеус, и о крутости местного экшена, и как гениально выражена оригинальнейшая идея симулякра внутри симулякра. Вы только верьте. И поскорее покупайте билет в кино.

Комментариев: 10 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Алексей 26-01-2022 00:27

    Западная культура, когда-то очень много давшая человечеству, полностью себя исчерпала.

    В своё время Голливуд сыграл ключевую роль в падении коммунизма и распространении Pax America. Помню как и стар, и млад поголовно принимали к экранам в видеосалонах и, затаив дыхание, смотрели за процессом. А потом на полном серьёзе пытались подражать киногероям.

    Были фильмы, которые я раз по двадцать пересматривал в начале девяностых.

    За последние двадцать лет затрудняюсь назвать голливудский продукт, который сумел бы просто запомниться.

    Самую первую часть "матрицы" я смотрел на компьютере, ещё будучи студентом и живя в общаге. Довольно скучное кино с избитым и банальным сюжетом. Впрочем, спецэффекты ничего. Только это у Голливуда и осталось.

    Следующие части не смотрел и не собираюсь. Да, ещё братья Вачовски стали сестрами. Это уже полная клиника.

    Учитываю...
    • 2 Маня 26-01-2022 07:52

      Алексей, Голливуд уже давно мертв. Он даже протухнуть успел.

      Учитываю...
      • 3 Алексей 26-01-2022 16:31

        Маня, это факт

        Учитываю...
  • 4 Илья Пивоваров 22-01-2022 16:03

    Жаль, что не могу прикрепить скриншот из новой «Матрицы», но желающие могут увидеть его сами.

    Это текст вывески, за которую цепляется Багс, когда прыгает с небоскрёба, спасаясь от агентов. «For those people, who love to eat shit».

    Четвёртая «Матрица» – высказывание на тему, нужна ли вообще четвёртая часть. Лана прямым текстом проговаривает в фильме, что её позвали снимать продолжение ради денег. И лишила студию этой возможности, обломав ожидания зрителей во всём.

    Учитываю...
    • 5 Аноним 22-01-2022 20:29

      Илья Пивоваров, всё так. Быдло не выкупило постмодерн, как и обычно.

      Учитываю...
      • 6 Парфенов М. С. 24-01-2022 06:46

        Аноним, я не смотрел фильм и не собираюсь, т.к. никогда не разделял культа "Матрицы" как некоего прорывного философского кино (даже первая часть не несла в себе ничего нового в этом смысле). Но просто по поводу ремарок про eat shit:

        что-то мне подсказывает, что если ты делаешь говно и говоришь при этом "смотрите, я сделал говно" - говно от этого говном быть не перестает.

        А постмодернистские фишки сами по себе уже давным-давно никакой ценности не несут, мода миновала, постмодернизм как некая худсистема пожрал сам себя.

        Учитываю...
    • 7 alexdarkman 28-01-2022 12:17

      Илья Пивоваров, Поддерживаю данную точку зрения на 100%!

      Учитываю...
  • 8 Max Cady 20-01-2022 21:54

    Вот и я один из глубоко разочарованных зрителей. В худшем случае я ожидал проходное кино, а увидел откровенно плохое. В защиту фильма можно сказать разве что то, что возможно Вачовски полностью погрузилась в свой внутренний мир и просто экранизировала его, выдав абсолютно искреннее субъективное восприятие мира Матрицы, на сегодняшний день. Но зрителям в своей массе, ожидавшим совсем другого, от этого не легче.

    Учитываю...
  • 9 Eucalypt 20-01-2022 14:53

    Несмотря на то, что не могу не согласиться со всеми упрёками к фильму, я придерживаюсь диаметрально противоположного мнения о фильме. И считаю его, в контексте всей вселенной Матрицы, удачным и интересным фильмом. Заслуживающим похвалы.

    Учитываю...
  • 10 Po3T 20-01-2022 02:23

    Перефразируя того же Летова:

    Пластмассовый мир победил,

    Маркет оказался сильней.

    Последний джедай тупо слил,

    А Бэтмен уже почти гей...

    Учитываю...