DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Возвращение к мицелию

Исполнитель: Björk

Название альбома: Fossora

Жанр: Electronic, Experimental

Страна: Исландия

Лейбл: One Little Independent Records

Дата выхода: 30 сентября 2022

Ну вот и свершилось. Хорошо известная в кругу любителей электронной музыки певица выпустила новый, десятый в своей сольной дискографии альбом. Кто такая Бьорк и чем она известна — мы рассуждать не будем; кому интересно — отыщет все сам. Лучше попытаемся разобраться в содержимом нового релиза.

Начнем, пожалуй, с названия. Певица то ли подчеркивает свое не совсем обычное происхождение, то ли просто плохо выучила латынь, но вышел какой-то странный феминитив от слова «копатель». Что-то вроде «землеройки», да-да. Обложка вообще напоминает творчество ныне всенародно любимых и столь же безграмотных нейросетей, но не стоит на этом зацикливаться. Бьорк всегда любила эксперименты, и каждый альбом из предыдущих девяти это доказывал. Музыка варьировалась от жесткого постиндастриала до брейкбита в сочетании с живыми инструментами, а вокал... вокал напоминал и напоминает до сих пор эксперименты капитана Бифхарта с мелодией. Тот абсолютно так же строил каждую песню — словно случайно нарушая все законы. Он заставлял своих музыкантов играть чуть ли не какофонию, которая воспринималась как нечто гораздо большее, чем разваливающаяся кучка нот... Бьорк поет примерно в том же ключе. Словно старательная школьница, она порой выговаривает слова, а порой выпевает что-то, но все это — мимо нот.

Этот нарочитый инфантилизм в сочетании с жесткой танцевальной музыкой всегда казался чем-то большим, чем обычный эксперимент; сквозь музыкальное полотно просвечивало что-то вроде... вот если кто читал рассказы Монтегю Джеймса — поймет. В них обыватель частенько сталкивается с чем-то странным и непостижимым — порой пугающим, порой завораживающим — и часами ворочается в кровати, пытаясь понять, было это на самом деле или просто показалось. Примерно такое ощущение возникает от прослушивания лучших альбомов исландской Березки. В этом случае оно сохраняется даже с учетом солидного возраста певицы. Сохраняется и все, что она наработала за годы музыкальной карьеры. Постиндастриал, габбер, секстет для бас-кларнета — замечательно, кидаем в общий котел. Подросшие дети? Замечательно... э, их в котел не нужно! Пусть помогают создавать очередное магическое зелье, грибов поищут каких-нибудь.

Да, грибообразные структуры на обложке появились не зря. Они отсылают как минимум к двум песням альбома — «Mycelia» и «Fungal City» (featuring Serpentwithfeet). Как видим, и здесь с языком что-то не то… или просто кажется? Прямо исландский Твин-Пикс какой-то с его совами и Красной комнатой. Впрочем, эта аналогия касается только пары песен на смеси исландского и английского. Языки настолько контрастируют, что возникает ощущение, будто запись пущена в обратном направлении.

Альбом, может быть, и не столь оригинален, как все предыдущие, но оставляет чудесное ощущение возвращения в сказку — и это здорово… Правда, сказка эта грустная. Ведь и Бьорк зацепила, пусть и краем, пандемия COVID-19, да еще и смерть матери не дает повода для веселья. Последняя песня как раз намекает на это. Очень хрупкая и пронзительная вещь, в которой принимает участие дочь Бьорк, Исадора.

Бьорк не подвела. Стоит обратить особое внимание на песню «Fagurt Er í Fjörðum», спетую на исландском языке с нежно постукивающей электронной подкладкой и гудящими в лучших дроновых традициях кларнетами; уже упомянуты выше «грибные» «Mycelia» с удивительными вокальными экспериментами в стиле альбома «Medulla» — и «Fungal City», просто милая песенка с отзвуками трип-хопа и неосоула. Ведь музыкант с труднопроизносимым псевдонимом как раз занимается неосоулом и не гнушается зайти на территорию других похожих направлений. Любителей странной электроники точно порадует нечто очень привлекательное под названием «Trölla-Gabba» (featuring Kasimyn). Название явно отсылает к многочисленным легендам о троллях, но тут скорее имелась в виду одна из разновидностей драугов. Мюлинг. Ребенок, которого унесли на пустоши умирать от голода. Kasimyn — псевдоним одного из участников индонезийского дуэта Gabber Modus Operandi. Видимо, именно он наполнил музыку странными звуками, похожими на плач младенца. Иными словами, Бьорк так или иначе на протяжении всего альбома возвращалась к теме детства — будь то свое или чужое. Странный, очень личный и пропитанный ностальгией релиз.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)