DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Впередсмотрящие метала

Джон Зорн

 

Настала пора разобраться в таком жанре тяжёлой музыки, как avantgarde metal (или авангард-метал). Даже если вы, как заядлый любитель метала, когда-нибудь задавались подобным вопросом, то при обдумывании этого маленького вопроса вы наверняка не сможете определенно ответить, что же это такое по своей сути. Существует лишь общее представление о том, что он из себя представляет и, в принципе, его границы достаточно расплывчаты.

Начнём с того, что само слово «авангард» имеет французские корни и изначально относилось лишь к военной терминологии, подразумевая «отряд, выдвигающийся вперёд по движению войска» или «передовой отряд». Существует производное от него понятие - «авангардизм», которое обобщает его течения в мировом искусстве, возникшие на рубеже XIX и XX веков. Например, в истории изобразительного искусства авангард представлен как художественное направление начала XX в., тесно связанное с модерном и модернизмом.

Ну а теперь, когда общие черты схвачены, возвратимся к музыкальной стороне этого жанра. Следует различать авангардную музыку и авангардный метал, поскольку первая форма искусства относится к её современному виду, некоторые элементы эстетики которой представляют собой радикальные инновационные решения. Авангардный метал, в его исконном понимании, означает экспериментальную музыку, т.е. произведения, в которых применяются необычный инструментарий или новые композиционные принципы. Характерной чертой является шаткая эстетика, которая с точки зрения дальнейшего и успешного развития является весьма сомнительной. Что же у них общего? Только то, что подобная музыка в эстетическом отношении опережает своё время.

Так кто же такие авангардисты? Это пионеры металла, те группы и музыканты, которые включают новые элементы в метал, которые нарушают всевозможные условия и установленные нормы, те, кто сносит стены, вырываясь за пределы правил. Они строят новые миры. Они удивляют. Иногда они находят блестящие берега манящего будущего, необычные видения и идеи завтрашнего дня. Иногда они теряются в лесах безумия, попадают в водовороты хаоса и беспорядка. Но это всегда новые миры, которые обнаруживают авангардные группы.

Характеристики авангарда по сравнению с любым другим жанром труднее всего определить. Свежесть, новшества, удивление? Ответ на этот вопрос находится в глазах смотрящего. Некоторые утверждают, что avantgarde metal – это искусство создания глубокой и странной атмосферы, эксперименты с необычными/новыми инструментами и звучанием, нестандартный вокал, нетрадиционные структуры композиций, изысканные ритмы и гармонии, необычные тексты. Другие же описывают авангардный метал как прогрессивные, психоделические, сюрреалистические, фантасмагорические, экспрессионистские, диссонирующие или экстравагантные (тут можно перечислять до бесконечности!) интерпретации экстремального метала. Но что эти слова значат на самом деле?

Не будем вдаваться в подробности и перечислять все группы, которые можно отнести к авангарду, ведь их бесчисленное количество, остановимся на более влиятельных и интересных коллективах, делая пометки на присущих им отличительных чертах, объясняя тем самым, что же их делает такими особенными.

 Mr. Bungle

Было бы безобразием и кощунством не сказать в нашем обзоре о легенде и идоле метал-индустрии – Майке Паттоне. Этот человек отметился небывалой прыгучестью в музыкальных проектах, предлагая всё новые и новые идеи для тяжёлой музыки. Здесь необходимо сделать небольшую паузу. Однажды музыкант сказал: «Меня раздражает, когда про мою музыку говорят «экспериментальная». Эксперименты в музыке — как эксперименты в хирургии. Этим только нацисты занимаются…». Паттон с большим чувством юмора, а из его забавных высказываний можно составлять целый небоскреб из цитат, ну вот вам ещё одна: «Когда-нибудь я запишу альбом, где просто буду рыгать. И пусть только кто-нибудь скажет, что это нельзя назвать вокалом». И знаете, что самое смешное в этой фразе? Что это действительно может произойти на полном серьёзе и тогда очередной альбом за авторством маэстро отнесут к авангарду! И как же его не любить-то после всего этого?!

Его карьера началась со школьной группы Mr. Bungle в 1985 году, которая быстро приобрела известность на местных вечеринках. Со слов музыкантов, именно с этим и связана частая смена жанров, так как они были вынуждены постоянно подстраиваться под желания аудитории. Первый альбом, отвечающий требованиям профессиональной записи, был спродюсирован Джоном Зорном. и вышел в 1991 г. Его звучание было сложно описать, у него получился дикий, спонтанный характер, т.к. структура могла резко измениться в любой случайной точке внутри трека. Музыка Mr. Bungle отличалась миксом музыкальных жанров, среди которых, кроме метала, наиболее распространенными можно назвать ска, фанк, джаз, панк, поп и регги.

Их второй релиз «Disco Volante», изданный в 1995 году, на сегодняшний день самый экспериментальный, т.к. музыка принимает более сложные формы, заходя на территорию с экстремальными сдвигами. В то время как прошлый альбом был сфокусирован на смешивании жанров, этот релиз включает в себя влияние классики, электроники, джаза и европейской музыки к кинофильмам. 

 Последняя пластинка Mr. Bungle из этой трилогии, получившая  название «California», является наиболее доступной для понимания. Жанровые сдвиги всё ещё присутствуют, но они встречаются реже, поэтому предоставляют альбому больше стабильности. В 1999 г. группа распалась в связи с творческими разногласиями.

Ранее, в 1989 году Паттон присоединился к Faith No More в качестве вокалиста. С выходом альбома «The Real Thing», песни для которого, по легенде, были написаны за несколько дней, музыканты становятся известными, во многом благодаря не только запоминающимся мелодиям, но и оригинальному смешению хэви-метала, хип-хопа, фанка и R&B, что создало в результате блестящую музыкальную формулу, которая внесла новшества и повлияла на развитие рэпа, кроме того, с этих пор группу считают первопроходцами ню-металла.

Выпустив еще несколько значимых релизов, в 1997 г. Faith No More решили прекратить совместную деятельность, навсегда оставив яркий след в музыке. Однако, в начале 2009 г. легендарный коллектив воссоединился и ведёт активную концертную деятельность.

Последний проект Майка Паттона, что мы будем обсуждать - это загадочный Fantômas. Вы, наверное, видели название группы раньше. Возможно потому, что легендарный Дэйв Ломбардо из Slayer был приглашён в качестве ударника. По сравнению с предыдущими проектами Майка Паттона, этот, безусловно, самый странный. Группа уходит своими корнями в хэви-метал, но музыка достигает многих различных жанров. Их песни не содержат текст. Вместо этого, вокал, импровизируемый Паттоном, стал частью инструментария. Даже само понятие «альбом» не вписывается сюда – это слово по отношению к содержанию является каким-то скрученным, абстрактным и недосказанным. Вообще, сам Паттон описал это так: «Очень быстрый хардкорный материал в соединении с некоторым количеством шума, абсолютно лишённый импровизации, структурированный «до мозга костей», при этом структуру музыки достаточно легко забыть, она не подчиняется привычной схеме с куплетами и припевами». В качестве важнейших влияний были названы музыка к мультфильмам и фильмам категории B.

Их одноименный дебют был основан на научно-фантастических книгах, вместо названий  композиций им были присвоены номера страниц (например, Page 1, Page 2 и т.д.). Это оказывает на слушателя эффект, словно он читает комикс или роман во время прослушивания альбома.

Второй релиз Fantômas под заголовком «The Director's Cut» представляет собой сборник ремейков из различных фильмов в характерной стилистике группы. Некоторые из ремиксов были довольно лояльны к оригиналу, в то время как другие - радикально отличались. Третья работа «Delìrium Còrdia» - это одна композиция продолжительностью более часа, близкая к жанру эмбиент и посвящённая хирургическим вмешательствам без анестезии. Ну а следующий диск «Suspended Animation» был выполнен в стиле саундтреков к мультфильмам.

Майк Паттон - вдохновляющая фигура в авангардном метале. Можно даже сказать, что жанр начался с его музыкальной деятельностью. Самая главная причина, почему он так глубоко почитаем - по большей части даже не за оригинальность в написании песен и уникальные композиционный навыки, а за его вокальный талант - использование голоса самыми необычными методами.

 Painkiller

В продолжении темы нельзя обойти стороной такую не менее влиятельную фигуру, как Джон Зорн, который является американским композитором-авангардистом, саксофонистом, музыкальным продюсером, основателем лейбла Tzadik и движения еврейской авангардной музыки «Радикальная еврейская культура», где он применяет самые смелые эксперименты. Он заслуженно является одним из лидеров современного музыкального авангарда. А на своём лейбле Зорн активно продвигает молодых авангардных музыкантов, подающих многообещающие надежды. 

Его творчество невозможно описать простым языком. За плечами исполнителя и дирижёра работы в джазовой стилистике, сочинения академической авангардной музыки, сочетания хардкора, клезмерской музыки и свинга, сладжа и нойза, электро-акустические эксперименты, неидиоматическая импровизация.

Основным и самым известным его детищем считается Naked City – это первый проект Зорна, который получил широкую известность на джазовой сцене. В нём исполнялись произведения джазовых и классических композиторов, а также «хардкорные миниатюры», созданные под влиянием грайндкора. Кроме того, проводились эксперименты по сочетанию эмбиента и метала. Другим небезынтересным проектом стал Painkiller, который он организовал в 1991 г. вместе с басистом Биллом Ласвеллом и лучшим ударником грайндкора Миком Харрисом. В нём музыканты объединили радикальный грайндкор с авант-джазом и авант-роком с использованием элементов даба и эмбиента.

Далее в 1994 г. с созданием группы Masada к Зорну пришла широкая известность в джазовых кругах благодаря необычному звучанию этого коллектива, которое представляет собой сочетание фри-джаза и клезмера. Зорном был написан так называемый «Masada Songbook» — сборник примерно из 200 клезмерских мелодий, послуживших основой для импровизаций Masada. Классический состав Masada был основан на легендарном квартете Орнетта Коулмана. Кроме того, Зорн написал музыку ко множеству кинофильмов. Его запредельный талант можно обнаружить и в произведениях для камерных оркестров, в основном в жанре минимализма.

Большое внимание в творчестве композитора уделено музыке для реальных или воображаемых мультфильмов. Это направление связано с его увлечением к творчеству Карла Сталлинга, который сформировал каноны мультипликационной музыки с её иллюстративностью, непредсказуемыми сменами ритма, а также заимствованием музыкальных тем из современной массовой культуры.

Отдельным пунктом в наследии Зорна надо отметить экспериментальную музыку. Его безумные эксперименты в основном посвящены архитектуре импровизационных систем и «игре в музыку». Наиболее известным примером такого рода проектов является Cobra, посвящённый управляемой импровизации. При исполнении дирижёр (обычно сам Зорн) с помощью специальных карточек показывает музыкантам, в какую сторону необходимо развивать импровизацию.

Последним проектом на данный момент времени является Moonchild Trio (неофициальное название по титулу дебютника). Музыкальная начинка этой творческой ячейки посвящена исследованию тёмной стороны человеческого сознания и базируется на творчестве таких мастеров, как Антонен Арто, Алистер Кроули и Эдгард Варез.

 Celtic Frost

Теперь рассмотрим выдающийся швейцарский коллектив Celtic Frost, созданный Томасом Габриэлем Фишером, который начинал свою музыкальную карьеру в 1982 г. под вывеской Hellhammer - одной из самых экстремальных групп на тот период. Спустя пару лет коллектив сменил своё название на Celtic Frost, выпустив первенца «Morbid Tales», который стал хитом в металическом андеграунде.

В первую очередь, группа вдохновлялась такими культовыми бригадами, как Venom, Black Sabbath и Judas Priest, кроме того, им было не чуждо и творчество команд, относящихся к готик-року, например, Christian Death и Bauhaus, а также к хардкор/панку - Discharge.

В 1985 году они выпустили «To Mega Therion», который был более успешным, чем их первый опус. Но их самым влиятельным альбомом, однако, принято считать «Into The Pandemonium» (1987 г.), отмеченный богатым спектром звучания: группа добавила классические оркестровые инструменты, оперные вокалы и больше экспериментов из трэша, дэта и блэка. На пластинке «Cold Lake» (1988 г.), к примеру, музыканты отправились на изучение новых территорий, используя для опытов синтез глэма и метала. В глобальном смысле жанр Celtic Frost варьировался на протяжении всей музыкальной деятельности, точная характеристика их музыки часто становилась предметом споров, а их последующие работы и вовсе называли думом и готикой. В результате все эти инновации, изобретённые группой, привели к тому, что её поклонники и музыкальные критики стали классифицировать Celtic Frost как авангардный метал. Коллектив был активен с 1984 – 1993 гг. и был возрождён из пепла лишь в 2001 г., ну а после ухода Томаса Габриэля Фишера музыканты решили окончательно расформироваться.

 Pan.Thy.Monium

Отправляясь в Швецию в нашем небольшом путешествии по авангардному металу, надо обязательно сказать о мультиинструменталисте Дэне Свано - участнике огромного количества проектов. Просто ради интереса, советую, загляните в источники и проверьте их число: можно предположить, что около сотни. Но продолжим… Одним из таких неординарных проектов, заслуживающих особого внимания, является, как его еще принято называть – наисекретнейший сайд-проект Свано - Pan.Thy.Monium. Почему именно так? Да потому что все участники, работающие над ним, скрываются под псевдонимами. Этот гений нот всегда отличался особым видением текстур и строил он свои альбомы как самый настоящий архитектор – каждый, подобно зданию, отличался внутренним строением, формами и параметрами, дизайном и строительным составом, несмотря на то, что фундамент был фактически одним и тем же, но что он с ним вытворял в конечном итоге – это просто не поддаётся какому-либо описанию. Если попытаться разобрать Pan.Thy.Monium на составные части, а три выпущенных полноформатных альбома (Dawn Of Dreams (1992 г.), Khaooohs (1993 г.) и Khaooohs & Kon-Fus-Ion (1996 г.) – на кирпичики, то можно получить коктейль из таких жанров, как death, thrash и grindcore, doom перемешавшийся с gothic metal, а также сильное влияние таких направлений, как ambient и jazz, что в совокупности нам даёт единственное описание всей этой вакханалии, помещающейся в один флакон – avantgarde metal. Жуткие саксофонные партии переплетаются с сумасшедшими гитарными выкрутасами, кажется, что клавишный маскарад включает свои партии невпопад, при этом не выбиваются из общего плана мелодии, дополняющиеся водопадными ударными. Не могу сказать, что все они превосходно склеены, но абсолютно точно оставляют после себя необычный оттенок и приятное послевкусие, понять которые будет не каждому под силу. Но что тут говорить, у такого направления как авангардный метал не могут быть постоянные фанаты, это очень сложная музыка, кому-то могут понравиться определённые группы, другим - нечто более экстравагантное, но одно могу сказать с большой уверенностью – это всегда сюрпризы, приятные или нет – решать слушателям, но то, что им не придётся скучать, знаю наверняка. Надо только пробовать и вникать.    

 Gorguts

А сейчас давайте перенесёмся в Канаду, в страну, которая всегда была известна, как пантеон техникал дэт метала. Вы наверняка знакомы с такими великими группами, как например - Cryptopsy, Martyr и др., которые используют классический набор и традиционную песенную структуру. Однако есть одна группа, находящаяся вне рамок жанра и игнорирующаяся традиционализм, предпочитающая экстравагантный подход к музыкальному искусству. Это пионеры в своём роде – группа Gorguts, чьё творчество нас озадачивает, постоянно ставя в тупик, в то время как мы стремимся найти объяснение их нелогичному складу ума. И хотя они начинали как приличная death metal группа на первых двух дисках (считается «Considered Dead» (1991 г.) и «The Erosion Of Sanity» (1993 г.), альбом, который мы обсуждаем - это «Obscura» (1998 г.). Почему? Потому что он  показывает прогресс звучания, развитие аномальных идей и абстрактных мыслей. Скажем так, это вроде как нормальная геометрическая фигура, превращающаяся в массовый сгусток нестабильной материи, лишенной какой-либо определенной парадигме. Релиз отличился взрывом мозга - гармония граничит с диссонансом, хаотично разбрасывая свои безумные интермедии, прыгающие  шизофренические аккорды постоянно сбивают с толку, а гитарные изгибы подобны зигзагообразной форме. Вы также сможете обнаружить, что ритм не отличается стабильностью и регулярностью, создавая впечатление, что ударные следуют какому-то отдельному от всей траектории инструментов направлению. Даже бас является непоследовательным, он накладывается странными компонентами слоем за слоем, образуя собой лестницу в небо.

Gorguts была единственной группой в своем роде, учредителем собственных стандартов, демонстрируя блестящие навыки в тёмном и непредсказуемом жанре. К сожалению, этот альбом стал последним для барабанщика Стива Макдональда, покончившего жизнь самоубийством в 2002 г., его смерть привела к распаду коллектива в 2005 г., их творчество остановилось вместе с сердцем ударника. И лишь в 2013 г. Gorguts выпускают альбом «Colored Sands», но такой же изобретательности, как было прежде во времена «Obscura» на нём уже не найти.

Холодная страна богов – Норвегия также отметилась своими воспитанниками – группой Ulver. В первые годы своего существования эта формация исполняла black metal без каких-либо примесей, более того, это был даже настолько примитивный блэк, который можно сравнить лишь с дикарями. По прошествии многих лет, они начали медленно отходить от шаблонов и включать элементы экспериментальной музыки. В настоящее время, их сырой звук является делом прошлого, так как они стали изучать усложнённые музыкальные фактуры, привнося множество экспериментальных идей, став, таким образом, блестящим примером авангардного метала. Их звучание изменилось до неузнаваемости, стало цивилизованным и глубокомысленным. В общем, настоящая эволюция во всей своей красе!

Причины столь кардинального изменения музыкальной палитры могут быть прослежены в так называемой «трилогии» - первой тройке альбомов, повествующих о бескрайних просторах Севера и язычестве. Например, «Bergtatt: Et Eeventyr I 5 Capitler» (1995 г.) был традиционным блэк-альбомом, но с акустическими пассажами и чистым вокалом. Следующий «Kveldssanger» (1996 г.) получился с акустической гитарой, виолончелью, камерным песнопением. И «Nattens Madrigal: Aatte Hymne Til Ulven I Manden» (1997 г.) был очень резким в духе Darkthrone.

В 1998 году группа начинает экспериментировать с выходом пластинки «Themes From Willian Blake's The Marriage Of Heaven And Hell». Таким образом, они отходят от архетипного блэка, создавая оригинальные и новаторские принципы. Свои наработки Ulver смешивают с электроникой, индастриалом, прогрессивом, народной музыкой. Эта пластинка явилась переломным моментом в их дискографии и знаменует собой новый поворот творчества группы. В итоге все следующие работы Ulver видоизменились в формах и размерах, их альбомы причислялись к жанрам блэк, неофолк, трип-хоп и авангардный метал, так что в целом, коллектив почти всегда отличался необычностью, оригинальностью стиля и эксцентричностью. Группа продолжает развиваться и активна до сих пор, и сейчас она достигла такой зрелости, когда их музыка похожа на классический оркестр.

И в заключении хочется выделить ряд групп, которые не попали в основной раздел нашего обсуждения, но они также заслуживают своего места под солнцем авангарда, кроме того, о некоторых коллективах мы уже подробно рассказывали ранее, но всё же, в рамках данного направления надо упомянуть о них, так что обязательно проверьте дискографию этих формаций: Arcturus, Crotchduster,  Peccatum, Diablo Swing Orchestra, Maudlin of the Well, Dr. Zilog, Sebkha-Chott, Dog Fashion Disco, Pin-Up Went Down, Unexpect, Virus, норвежский Shining, Transcending Bizarre?, Ram-Zet, Kayo Dot, Disharmonic Orchestra, Vulture Industries, Waltari, Vintersorg, Solefald, Ved Buens Ende.

Сейчас сложно сказать о будущем жанра, какое развитие его ожидает, на какие эксперименты ещё будут готовы новые коллективы. Не знаю, может быть, авангард в сегодняшнем понимании станет музыкальной основой завтрашнего дня, но абсолютно точно известно, что он всегда будет оставаться абсурдным и странным для масс.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)