Advertisement

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Вперёд в прошлое

Улица страха: Трилогия / Fear Street: Trilogy

США, Канада, 2021

Жанр: ужасы

Режиссер: Ли Джаньяк

Сценарий: Фил Грациадей, Ли Джаньяк, Р. Л. Стайн, Кайл Киллен

В ролях: Киана Мадейра, Оливия Уэлш, Бенжамин Флорес мл., Джулия Ревальд, Дэвид В. Томпсон, Фред Хехингер, Эшли Цукерман, Майя Хоук, Джордана Спиро, Шарлин Амойя, Сэди Синг, Эмили Радд, Тед Сазерленд, Гиллиан Джейкобс, Райан Симпкинс, Меган Пэкер, Мэттью Зук, Элизабет Скопель, Рэндолл П. Хевенс

Похожие фильмы:

  • «Пятница, 13-е» (1980)
  • «Крик» (1996)
  • «Салем» (сериал, 2014-2017)

Как известно, каждый автор в той или иной степени пишет про себя. Повествование складывается из жизненного опыта, персонажи и события проходят сквозь призму авторской личности. Иными словами, писатели изображают хороших людей, смешных приятелей, злодеев только так, как они себе их представляют. То же самое с любыми событиями: чем шире кругозор, тем достовернее, правдоподобнее и точнее описываемый антураж. Стивен Кинг не скрывает, что при написании новых книг активно сотрудничает с множеством людей, чей взгляд изнутри помогает ему в мелочах рассказать о нелегких буднях полиции («Почти как бьюик»), гражданской авиации («Лангольеры») или отдельно взятой больницы («Королевский госпиталь»). К сожалению, подавляющее большинство писак с Netflix не могут похвастаться подобной щепетильностью, принося достоверность в жертву современным трендам, толерантности и повесточке. Трилогию «Улица страха» данная участь тоже не миновала – и это грустно.

Три фильма с подзаголовками «1994», «1978» и «1666» основаны на цикле подростковых триллеров Роберта Лоуренса Стайна. Плодовитый автор написал больше полусотни романов только в этой серии. Местом действия цикла является вымышленный городок Шейдисайд, который издавна терзают неприятности из-за раздора двух достопочтенных семейств – Гудов и Фиров (Фир-стрит, давшая имя всему циклу, как раз названа в честь второго).

Трилогия несколько вольно обходится с первоисточником, что, впрочем, давно стало притчей во языцех для любой экранизации от Netflix. Кино строится вокруг проклятия сожженной за колдовство в 1666 году ведьмы Сары Фир. С тех пор время от времени в Шейдисайде кто-то сходит с ума, якобы порабощенный ее духом, и запускает массовые убийства. Авторы даже не постеснялись назвать городок «столицей убийств США» – видимо, банальные криминальные сводки из неблагополучных районов им слишком страшно изучать. После очередного такого убийства в 1994 году главную героиню Дину начинают преследовать призраки, которых объединяет одно: при жизни они были одержимы проклятием, стали убийцами, и после смерти жажда крови их не покинула. Чтобы разобраться, как избавиться от проклятия, Дина находит Си Берман, единственную выжившую после резни в летнем лагере «Найтвинг» в 1978 году. Вместе они пытаются упокоить дух ведьмы, но вместо этого узнают страшную правду о том, что же на самом деле случилось в 1666 году.

Отличная, казалось бы, задумка – долгоиграющий сюжет, переносящий зрителя в различные эпохи и медленно приоткрывающий завесу тайны над происходящим. Портит синопсис-идиллию тошнотворная реализация. Желание боссов Netflix пропихнуть максимум инклюзивности в каждый проект уже давным-давно идет вразрез со здравым смыслом. И на «Улице страха» они себе не изменили.

Можно было бы оставить в стороне интернациональный каст (хотя азиатов однозначно не хватает), если бы создатели не пошли на хитрость – и не задействовали в третьей части всех актеров из предыдущих двух. Можно было бы проигнорировать обученных грамоте первопоселенцев, среди которых затесался даже умеющий читать чернокожий, и даже простить бодипозитивного чернокожего брата главной героини (мулатки, на секундочку, что важно в контексте). На все это запросто можно не обращать внимания – это же Netflix, что с него вообще взять, – если бы не одно маленькое «но». Создатели намеренно усугубляют атмосферу, демонстрируя общину из 1666 года как глубоко религиозную (вплоть до фанатизма) и сугубо консервативную группу людей. А в такой среде порицают не только лесбийские пристрастия героини, но и межрасовые браки. Да вообще в 1666 году чернокожих, мягко говоря, не слишком за людей-то считали. Современные сценаристы могли бы это знать, если бы, к примеру, почитали хотя бы Марка Твена. (Ах да, его же тоже теперь запрещают за чрезмерно негативное изображение прошлых нравов.)

Но если в прошлом полно банальных глупостей, исторических неточностей и примитивного незнания материала, то в лихие 90-е ситуация складывается несколько иначе. Тут весь саспенс портит натужная любовная линия между двумя начинающими лесбиянками Диной и Сэм. Натужная – потому что авторы лепят сцены с выяснением их отношений куда только можно, напрочь убивая всю динамику повествования и переводя хронометраж на соплевыжимательные эпизоды. Наглядный пример из самого начала первой части — футбольная игра на выезде. Школьники из Шейдисайда гостят в Саннивейле, городе, который настолько успешен на фоне вечных трагедий соседа, что кажется, будто его основал сын маминой подруги, не иначе. (Тема противостояния двух городов и впредь будет подниматься в трилогии, здесь она прозвучала в первый раз.) Футболисты начинают переругиваться из-за того, что в Шейдисайде массовые убийства – уже не трагедия, а обыденность. Спор закономерно заканчивается массовой дракой.

Казалось бы – вот он, отличный момент для введения в курс дела, раскрытия предыстории, сложившихся традиций. Но нет. Эпизод со спортсменами перемежает сцена выяснения отношений между неопытными лесбиянками. Не ждите подноготной чувств между девочками – авторы за всю трилогию так и не расскажут, как у них все завертелось, к чему идет, какие планы на будущее. Важно только то, что здесь и сейчас они поссорились и что они такие все из себя прогрессивные. Ко всему происходящему любовная линия имеет примерно никакое отношение — зато отлично убивает динамику и раздражает притянутыми за уши элементами.

И так во всем. Сценаристы буквально расписываются в собственном творческом бессилии, когда дело касается чего-либо приземленного. Выездные матчи – в автобус вместо спортсменов и группы поддержки запросто пробирается безбилетник. Тренеров нет. Водитель автобуса в упор не видит преследующий автомобиль. Распоясавшихся школьников некому приструнить. Малолетние интеллектуалы весьма безалаберно относятся к собственному спортивному труду – и это в стране, где спортивные стипендии для колледжей являются для некоторых чуть ли не единственным шансом получить образование. А ведь это еще даже не середина первого фильма.

Ленивый и бездарный подход не нюхавших жизни за пределами Твиттера и экрана телевизора сценаристов удручает и раздражает. Весь потенциал задумки разбивается вдребезги о топорность реализации. Инородные пятна обязательной повесточки безобразно портят холст повествования. Даже терпеливые к подобному зрелищу западные зрители не особо полюбили трилогию – их оценки на IMDb не сильно отличаются от аналогов с отечественного «Кинопоиска». Причем и те, и другие сошлись во мнении, что сегмент «1978» – лучший из всех, хоть и воздает дань уважения классическим слэшерам в целом и «Пятнице, 13-е» в частности. Ностальгия – мощная штука.

Рекомендовать к просмотру фильм «Улица страха: Трилогия» можно только большим поклонникам стилистики ретро, людям с крепкой нервной системой и нерасшатанной психикой, а также мазохистам. Ценителям хоррора здесь ловить нечего: любая попытка сделать страшно тонет под маразмом прогибов под «прогрессивные» ценности.

И не говорите, что вас не предупреждали.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Сэрж 20-09-2021 13:49

    Трилогия скорее понравилась. Кроваво, ненапряжно, много ностальгичного музла, ярких красок etc. Герои тупые, логика хромает — ну дык слэшер же.

    Слава Богу, что они не превратили это в сериал.

    Учитываю...
  • 2 Shepel 13-09-2021 15:23

    Не поленился зарегистрироваться, чтобы выразить своё фи. Автору явно застилает глаза махровая ксенофобия. Чёрт бы с тем, что Сару Фир не сожгли, а повесили - это детали. Но написать целый абзац расистских предъяв, проморгав то, что главная героиня только видит себя (мулатку Дину) вместо Сары Фир - это уже сильно. Зрителю несколько раз чётко дают понять, что она мысленно подменяет жителей городка в 17 веке на своих знакомых, поскольку это ВИДЕНИЕ. Приёму натурально сто лет, если считать от "Кабинета доктора Калигари", чуть меньше, если брать за точку отсчёта "Волшебника страны Оз", где он оформлен почётче. Ну а претензии к тому, что создатели тратят время на романтическую линию, чтобы раскрыть характеры обеих героинь и дать Дине понятную мотивацию - это уж вообще извините. По итогу я вынужден читать не рецензию, а какой-то пост из "Одноклассников", в котором вместо конструктивной критики фильмов (а их есть, за что поругать) один сплошной бомбёж из-за "повестки". Ну-да, ну-да, бездуховный Запад пичкает нас своей гей-пропагандой и неграми - тьфу на них. Ну не позорьте вы веб-зин, в самом деле. Если уж сидите в пещере, то хотя бы не козыряйте своей дремучестью.

    Учитываю...
    • 3 Парфенов М. С. 18-09-2021 19:44

      Shepel, честно говоря, натужная повсеместная инклюзивность и правда раздражает. Я люблю очень многие прекрасные фильмы и на расовую тему ("Зеленая книга", допустим), и на тему однополых отношений или дискриминации по этой части (к примеру, "Филадельфия"). Но в последние годы это все чаще и чаще носит характер какой-то откровенной пропаганды, навязывания. В первой части "Улицы страха" (а я не стал смотреть две другие, т.к. первая не понравилась) я как зритель не чувствую, что создателей реально сколько-нибудь волнует тема. Кроме того, уже просто неприятно видеть, как гетеросексуальных белых мужчин в очередной раз выставляют либо злодеями, либо идиотами - что само по себе довольно-таки дискриминирует этих людей.

      Учитываю...