DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Время собирать камни

Проклятый камень / Greystone Park

США, 2012.

Жанр: ужасы, мокьюментари

Режиссёр: Шон Стоун

Сценарий: Шон Стоун, Александр Рэйт

Актёры: Оливер Стоун, Шон Стоун, Александр Рэйт, Антонелла Лентини, Моника Ван Вурен

Похожие фильмы: «Искатели могил», «Колодец смерти», «Девятая сессия, «Смертельный туннель»

Фильм основан на реально жизненном опыте режиссёров Шона Стоуна и Александра Рэйта. Во время обеда с Оливером Стоуном в октябре 2009 года, когда снимался фильм «Уолл Стрит: Деньги не спят», Шон и Александр решают посетить заброшенную психиатрическую больницу в Нью-Джерси, известную своим радикальным лечением больных с психиатрическими заболеваниями. Оказавшись внутри психушки, они понимают, что они здесь не одни…

Шон Стоун и его друг Александр Рэйт решили снять фильм ужасов в стиле мокьюментари. Поленьев в огонь подкинул тот факт, что Шон и Александр, а также другие актёры, среди которых отец Шона - Оливер Стоун и ряд талантливых новичков сыграли в фильме самих себя.

Как утверждают режиссёры, фильм представляет собой переложение реальных событий, случившихся с ними в 2009 году. Шон и Александр ужинали с Оливером Стоуном, работавшим тогда над фильмом «Уолл Стрит: Деньги не спят» и у них завязался разговор о реальности присутствия в нашем мире потусторонних сил, следствием которого стало решение друзей посетить одно из известнейших зловещих мест северо-восточных Штатов – заброшенную психиатрическую лечебницу Greystone Park. Начало фильма, как и лёгшая в основу история, вполне соответствует стандартному зачину городских легенд и настраивает на отсутствие в нем чего-либо сверхоригинального.

Основная часть фильма представляет блуждания друзей по мрачным коридорам богадельни, сопровождаемые в меру дрожащей камерой, элементами ночной съёмки, не очень убедительной игрой представительницы слабого пола в лице Антонеллы Лентини, и периодическими галлюцинациями, сводящими героев с ума. Причём, все это растянуто почти на час экранного времени и начинает удручать задолго до наступления подобия кульминации, которому уделено около двадцати последних минут «Проклятого камня». Визуальные эффекты, созданные Аароном Куперманом, работавшим до этого в соавторстве над такими фильмами как «Лабиринт Фавна» и «Трон: Наследие», смотрятся вполне достойно, но остаются на уровне малобюджетных хорроров, к чьей весовой категории принадлежит фильм Стоуна и Рэйта.

Greystone Park занимает собственную нишу в разделе американского фольклора. Её вековая история представляет полный спектр архетипичных образов и тем, сопутствующих страшным историям о дурдомах. От жестокого обращения с пациентами и проведения бесчеловечных экспериментов, до побегов представляющих опасность для общества насильников и убийц. Архитектура комплекса, растянувшегося на три квадратных километра, исполнена в подкрепляющем его репутацию стиле викторианской неоготики. Это сделало использование Greystone Park в качестве декорации для картины очень сильным ходом, обеспечившим внимание американской аудитории к фильму. Не малую роль сыграло и то, что съёмки велись не в стилизованных павильонах или безымянном пустующем здании, а непосредственно в помещениях самого Greystone Park, благодаря чему Стоуну и Рэйту удалось добиться действенно натуралистичной, угнетающей атмосферы. Немаловажным фактором представляется и то, что правительство Джерси не раз порывалось снести заброшенный психиатрический комплекс, но стараниями местных общественных движений, озабоченных защитой архитектурного достояния, этого удалось избежать, и фильм Стоуна в некоторой степени привлекает внимание общественности к сохранению памятников американской истории.

Сложно не пытаться отыскать сходства между режиссёрским дебютом Шона Стоуна и работами его отца, но единственными очевидными параллелями можно считать наличие в портфолио Стоуна старшего «вьетнамского цикла», одной из главных особенностей которого является лёгший в его основу глубокий личный опыт кинематографиста. А также уделяемое им в начале своей карьеры внимание к жанру ужасов и практика в жанре документалистики.

Картины, снятые в манере мокьюментари, уже успели набить оскомину и расширение псевдодокументалистических рамок за счёт вставки исторических хроник, так же как сильная привязка к реальным событиям не столь отдалённого прошлого и существующим в действительности персонажам, не способны компенсировать ощутимой вторичности «Проклятого камня». Тем более что фильмы про психбольницы, из-за общего колорита и фона происходящего можно смело выделить как отдельный и уже сформировавшийся поджанр, знавший как посредственных, так и выдающихся представителей и элемент мокьюментари не смог стать подспорьем в этом случае из-за на два года опередившего творение Шона Стоуна канадского фильма «Искатели могил». Съёмка в настоящей лечебнице, хоть и добавившая картине баллов, также не явилась новаторством, - подобное уже использовал Бред Андерсон в фильме «Девятая сессия» 2001 года, только местом действия у него стала менее известная и претенциозная заброшенная психиатрическая клиника из Денвера.

Фильм стоит посмотреть только ради того, что бы понять, как Стоун младший смог преподнести выдаваемые за реальные события в контексте того, что всему миру известно, что их герои здравствуют и поныне и никакими драматическими происшествиями их жизнь не омрачена, и удалось ли ему это вообще? Скатятся ли сюжет к банальному хеппи-энду, или соответствие действительности будет принесено в жертву неожиданным поворотам сюжета?

«Проклятый камень» оставляет ощущение не столько достойного дебюта наследника известного режиссёра, сколько дружеского шаржа его создателей на самих себя, подкрепляет подобное чувство имеющий место каламбур, вызванный созвучием оригинального названия картины – «Greystone Park» и фамилии Шона. И не было бы ничего удивительного, если бы его бюджет состоял не из двух миллионов, а из гораздо меньшей суммы.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Дмитрий 92 10-10-2012 04:16

    Как то даже слишком позитивно...

    оставляет ощущение не столько достойного дебюта наследника известного режиссёра, сколько дружеского шаржа его создателей на самих себя

    Да откровенно шлак... Без шуток, лучше не тратить время.

    Учитываю...
  • 2 Мельник 26-09-2012 13:40

    Не фонтан, но, думаю, разок можно посмотреть.

    Учитываю...