DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Время ведьм

Плач Банши / Cry of the Banshee

Великобритания, 1970

Жанр: ужасы, история, мистика

Режиссер: Гордон Хесслер

Сценарий: Кристофер Уикинг, Тим Келли

В ролях: Винсент Прайс, Эсси Перссон, Хилари Хит, Карл Ригг, Стивен Чейз

Похожие фильмы:

  • «Великий инквизитор» (1968)
  • «Инквизиция» (1969)
  • «Печать дьявола» (1970)

Средневековая Англия. Церковь и инквизиция с великим рвением изобличают и наказывают ведьм, колдуний и прочих прислужников Сатаны. К этому увлекательному занятию с удовольствием подключается знать разного калибра, превращающая пытки и казни в забаву. Лорд Уитмен с сыновьями, не зная границ в жестокости и самоуправстве, потакают своим низшим инстинктам. Местные жители ненавидят их и боятся, ведь любой, кто попадет им под руку, может быть избит, подвергнут мукам и умерщвлен. Никто ни за кого не заступится — из страха стать следующей жертвой страшных и кровавых игр высокородной семейки. Любая девушка в деревне может стать жертвой похоти любого из двух наглых и грубых сыновей лорда. Однажды устроив бойню в обществе язычников, они оставляют в живых Уну, их старшую ведьму, дабы унизить ее, заставив скорбеть по погибшим. Уна проклинает Уитменов и призывает банши, чтобы погубить весь их род. Семейство Уитменов начинает гибнуть один за другим.

В своем фильме «Плач Банши» режиссер Гордон Хесслер сосредоточил внимание не на ужасном и кровожадном оборотне-банши, которого почти не показывают, ограничиваясь в основном косматым силуэтом из темноты и когтистыми мохнатыми лапами, тянущимися к горлу жертв, а на исторической и религиозной линии сюжета. Мрачное средневековье, злобное, невежественное, жестокое и страшное погружает зрителя в свою эпоху сразу, с первых кадров. Любой, в кого лорд ткнет пальцем, тут же признается ведьмой или колдуном, предается смерти на костре, а члены семьи несчастного становятся игрушками для сыновей Уитменов, которые можно сломать и выкинуть, когда надоест. Жизнь крестьянина не стоит ничего, а его смерть — лишь способ повеселиться на пиру или на охоте. Полное бесправие и незащищенность подданных перед жестокой извращенностью господ в их мерзких забавах, безысходность и страх — вот что пугает в этом фильме намного больше. И вся эта жуткая атмосфера полной безнаказанности титулованных и тупых извергов передана на экране концентрированно. Фильм как бы продолжает тему «Великого инквизитора», тем более что Винсент Прайс сыграл там очень похожего персонажа.

Образ Эдварда Уитмена, созданный Прайсом, живой, словно шагнувший из XVII века и рассыпавшийся на свои клоны в «Красной маске смерти», «Великом инквизиторе» и на другие подобные роли, которые знаменитый актер сыграл во множестве. И везде его персонажи получались яркими, запоминающимися, острохарактерными. Прайсу всегда удавалось наполнить жизнью, энергией и буйным нравом своих героев в костюмных готических хоррорах, что делало сюжет частичкой ожившей истории, а не условно-театральной постановкой со статистами. И роль лорда Уитмена — настоящая жемчужина в длинном ряду великолепных образов, сыгранных Винсентом Прайсом за свою долгую актерскую карьеру. Остальные актеры «играют короля» и в общем ансамбле смотрятся вполне неплохо, работая на конечный результат.

Хотя основная роль в сценарии отведена исторической канве, по ней легкими вкраплениями в сюжет идет мистика и таинственность. Личность конюха Родерика постепенно выходит на первый план, неся в себе обязательные признаки готического хоррора. Он — безродный найденыш, выросший в доме лорда Уитмена. Никто, включая его самого, не знает, кто он, кто его родители, откуда он появился в лесу, где нашла его леди Патрисия, жена Эдварда. И откуда у него странный медальон в виде головы мистического зверя, так похожего на настенный барельеф божества в пещере язычников. Он влюблен в дочь Эдварда, Морин, они любовники, скрывающие свои отношения от лорда. Но призыв колдуньи делает его послушным рабом ее мести, не властным больше ни над своими чувствами, ни над желаниями. И даже гибель Уны с отчаянным призывом не мстить никому, ибо месть уничтожает душу, не принося ни удовлетворения, ни любви, не в силах остановить запущенного проклятья и его исполнителя.

Несмотря на то, что картина называется «Плач Банши», самого плача в фильме почти нет. В начале фильма, после очередных бесчинств лорда с сыновьями, несколько раз жутко воет за кадром собака, и все со страхом говорят, что это банши плачет, предрекая смерть хозяев замка. Эдвард Уитмен лишь смеялся над глупыми крестьянами. Никогда он не боялся никаких банши, не верил в них, и выставленная голова убитой им собаки на очередном пиру как бы служила доказательством и символом его могущества и силы. Но его непомерная злоба, жестокость и гордыня вызвали из небытия совсем другого зверя — банши. Его невозможно было убить, потому что он — не человек, и не подчиняется его силе, его власти, его плети. От банши невозможно убежать, спрятаться, укрыться.

«Рожденный в огне может погибнуть только от огня». Так было написано на стене в пещере язычников и на амулете Родерика. Мстящий дух не остановят крепкий гроб и крест на кладбище. Финал картины неожиданный и ожидаемый одновременно. Начинаясь как историческая психологическая драма на тему безжалостной инквизиции и жестокости высокородных господ, очень популярную в кино именно в те годы, картина постепенно сдвигается в область мистики, все больше приобретая черты классического готического хоррора. Родовое проклятье ведьмы сжимает сюжет в тугую пружину событий, смертей, ужаса, мести и мистики. Зло порождает еще большее зло, а ненависть губит и правых, и виноватых. И где, на ком успокоится этот мстительный дух, не знает никто. Потому заключительные кадры стали очень мощным завершающим смысловым аккордом.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)