Одной дождливой ночью / One Rainy Night (роман)
Автор: Ричард Лаймон
Жанр: хоррор, сплаттерпанк
Издательство: АСТ, «Астрель-СПб»
Серия: Мастера ужасов
Год издания: 2022 (в оригинале — 1991)
Перевод: Г. Шокин
Похожие произведения:
- Джеймс Герберт «Туман» (роман)
- Crossed (комиксы)
- «Безумцы» (фильм)
С фразой «Если бога нет, то все позволено», приписываемой Достоевскому, знаком каждый более-менее начитанный человек. Любопытное утверждение, которое можно прочитать и так: «Если бога нет, то можно убивать всех подряд». Да, религия, законы и социальные нормы не дают нам вцепиться в глотку другим представителям своего вида. Но что, если однажды в голове щелкнет невидимый тумблер и человек превратится в бешеного зверя, самого опасного на планете? А что, если таких homo rabidus будет много?
Одним из первых произведений, где воплотился этот троп, можно считать фильм «Безумцы» Джорджа Ромеро. Однажды самолет с военным вирусом на борту падает близ сонной провинции и отравляет воду, из-за чего часть жителей превращается в маньяков-психопатов-убийц. На противоположном конце временной шкалы — серия комиксов Crossed, где количество убийств-пыток-извращений на одну страницу превышает все мыслимые пределы. Посередине, между 1975 и 2008 годом, расположился роман Ричарда Лаймона «Одной дождливой ночью».
Однажды в городке Биксби выпадает черный дождь. Людей, попавших под него, переполняют похоть и жестокость. Главной целью психопатов становятся «сухие», те, кто не попал под дождь и сохранил рассудок. Людей, оставшихся в своем уме, спаслось немного. Мы знакомимся с полицейским Тревором, пытающимся отыскать свою девушку Морин; с самой Морин, угодившей в плен к банде отморозков; с девушкой Дениз, которую попросили посидеть с девочкой Карой; с родителями Кары, запертыми в ресторане. Этим персонажам предстоит столкнуться с безумцами, а также разгадать тайну напасти, с которой столкнулся Биксби.
Ричард Лаймона знают как одного из родоначальников сплаттерпанка — жанра, в котором балом правит гротескное насилие. И несмотря на то, что у автора есть и относительно бескровные вещи, например «Кол» и «Во тьме», роман «Одной дождливой ночью» следует отнести именно к экстремальному хоррору, пусть и не такому жесткому, как творчество Эдварда Ли или Рэта Джеймса Уайта. Чем отличается Лаймон от вышеупомянутых авторов? В его произведениях герои живые, и если такой персонаж попадает в беду, за его судьбой следишь неотрывно. «Одной дождливой ночью» — не исключение, книгу можно проглотить за день-другой.
Однако у романа есть пара недостатков. Первый: автор нарушает правила, которые сам же и придумал. В начале книги герои уясняют: дождь превращает тебя в психа; если смыть черную жижу, человек вернется в нормальное состояние. Но когда действие приближается к финалу, обнаруживаются несколько новых переменных, которые вроде и объясняются, но в целом показывают, что автору было лень прорабатывать сюжет. Второй минус книги — обрубленная концовка. Если герои изменились или сделали какие-то выводы в результате трагедии, их внутренние терзания остались за кадром. Выжили, и хорошо.
Получается неоднозначная ситуация. С одной стороны, автор явно не довел до ума свой труд, и это заметно. С другой — много ли издают Лаймона на русском? И скоро ли издадут вновь, учитывая последние тенденции?
Комментариев: 0 RSS