DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Второй круг на карусели ужаса

Круги ужаса. Сумрачный переулок. Последние Кентерберийские рассказы (авторский сборник)

Автор: Жан Рэй

Жанр: ужасы, мистика

Издательство: Престиж Бук

Год издания: 2016

Серия: Ретро библиотека приключений и научной фантастики

Перевод: Аркадий Григорьев

Похожие произведения:

  • другие сборники рассказов Жана Рэя

Второй сборник прозы Жана Рэя от издательства «Престиж Бук» продолжает знакомить отечественного читателя с тем, в чём автор, несомненно, был силён, а именно — с рассказами. Удивительно, как можно сохранять довольно высокую планку качества при такой скорострельности! Но бельгийцу это удавалось: конечно, не все рассказы, даже вошедшие в этот томик, одинаково замечательны, но и проходных вещей — раз-два и обчёлся.

В книгу вошли два оригинальных сборника в полном виде и подборка произведений, найденных в других сборниках Рэя. «Круги ужаса», составившие первую часть тома, вышли впервые в 1943 году. В предисловии и послесловии, которые названы «Круги. Написано для Лулу» и «Вне кругов. Написано для Лулу» соответственно, автор подводит некоторую базу под образ, запечатлённый в названии сборника. Рэй предлагает нам заглянуть в эти самые «круги» — с тем, чтобы обнаружить там иные миры: некоторые — умирающие, другие — рождающиеся. Но и те, и другие, по утверждению автора, сходны, ибо наполнены ужасом...

Путешествие по кругам начинается с рассказа «Рука Геца фон Берлихингена», давно уже известного русскоязычным читателям. Пожалуй, это самый у нас популярный из рассказов Жана Рэя. История незамысловатая, повествует о железной руке означенного рыцаря, которая, по слухам, начала самостоятельную жизнь. А вот уже следующий текст «Тарелка из мустьерского фаянса» — более необычен. Рэй здесь пускает воображение в любимую стихию — произведение благоухает романтикой широких морей и дальних берегов. И чертовщина в этом произведении довольно экзотическая.

Далее следует «Кладбище Марливек», один из самых замечательных ранних рассказов писателя. Несмотря на то, что впервые в книге он был опубликован только в «Кругах ужаса» в 1943 году, в периодике появился ещё в 1930. Это мрачная сюрреалистическая зарисовка о путешествии на кладбище, атмосфера — на высоте. Примерно такое же впечатление производит и рассказ «Последний путешественник», повествующий об ужасах, творящихся в одной отдельно взятой гостинице, куда заселился мистер Баттеркап.

«Человек, который осмелился» рассказывает об отважном человеке, отправившемся на «большое болото» — странное место, где гибнут и люди, и животные. А вот о чём повествует «Дюрер, идиот» — сказать довольно сложно. В самом начале всё понятно: главный герой сообщает своему приятелю, что недолюбливает журналиста Дюрера. После этого разворачивается настолько сюрреалистичная картина, что осилит её не каждый. Зато вот «Таверна призраков» более прозрачна: трое приятелей решают узнать тайну запертой комнаты на постоялом дворе. Здесь, правда, тоже нашлось место сюрреалистичным ужасам, но не настолько диким, как в предыдущем рассказе.

«История про Вулкха» в чём-то напоминает «Человека, который осмелился»: здесь тоже действие происходит на болотах. Один охотник, услышав о существовании птицы по прозванию Вулкх, всенепременно решил её подстрелить. И последний рассказ в сборнике «Круги ужаса» — «Чёрное зеркало», история о докторе Бакстере-Брауне, укравшем вынесенный в заглавие загадочный артефакт. Естественно, с этим зеркалом связана какая-то тайна, скорее всего — неприятная.

«Круги ужаса» сменяет раздел «Сумрачный переулок», куда вошли рассказы из разных сборников Жана Рэя. Открывает его одноимённый рассказ 1932 года, впервые вышедший в сборнике «Круиз теней». Это самый известный в мире из рассказов автора, и, прочитав его, вы поймёте, почему писателя называли «европейским Лавкрафтом». Сюжет крутится вокруг двух манускриптов, написанных по-немецки и по-французски, и эти бумаги открывают большую и страшную тайну...

В произведении «Господь, ты и я...» Жан Рэй отдаёт дань популярной в жанре ужасов теме. Моряк после долгих лет отсутствия вернулся в родной город и зажил на широкую ногу, благо денег у него было немало. Но, как водится, вся жизнь его переворачивается, стоит только встретить прекрасную незнакомку... Следующий рассказ «Я убил Альфреда Хивенрока!» весьма необычен. Всё время он представляется этакой иронической зарисовкой о послевоенной жизни в Англии, о любви и расчёте... Но финал оборачивается самым настоящим инфернальным кошмаром, и в этом-то главная прелесть произведения!

«Ночной властитель» публиковался прежде как «Великий Ноктюрн» и «Великий Дух Ночи» и тоже принадлежит к числу самых популярных вещей писателя. Снова сюрреализм, снова мистика, снова атмосфера играет первую скрипку! А сменяет этот текст «Ярмарочная карусель», в которой тесно переплелись «французская ярмарка» в относительно близком Лондоне и остатки древней жизни, которые, однако, могут ещё напомнить о себе — и довольно ощутимо! — с другого конца планеты.

«Владычица тигров» и «Золотые зубы» представляют собой детективы, ироничные, несерьёзные. В первом намешано многое: от Индии до Скотленд-Ярда, во втором история более незатейлива: это зарисовка из жизни грабителей могил, которые крадут золотые зубы. И завершается раздел «Сумрачный переулок» двумя довольно атмосферными рассказами: «Мистер Глесс меняет жизнь» и «Строкхаус, или Дом с журавлями». Довольно интересные вещи, которые вполне могут удивить и порадовать любителей мрачных историй.

Третий и заключительный раздел книги — сборник «Последние Кентерберийские рассказы», уже из одного названия которого становится ясно, что Жан Рэй был увлечён творением Чосера. Если вы не читали оригинальных «Кентерберийских рассказов», это не страшно — уже в первом рассказе-предисловии «Фантастический пролог» бельгийский автор даёт понять структуру произведения Чосера. Таким же образом он строит и собственное повествование. Слово по очереди берут рассказчики, собравшиеся в таверне. Нормальных людей здесь раз-два и обчёлся. Призраки, ведьмы, даже кот Мурр (с приветом Гофману!).

И истории — одна другой забавнее (вряд ли — страшнее, но некоторые рассказы могут навести самую малость жути). Ирония пропитывает каждое повествование насквозь. Большинство произведений снабжены неожиданными финалами, поэтому подробно рассказывать о сюжетах не стоит, наметим их слегка.

В «Ирландском жарком» рассказчик натыкается на забегаловку, где продают очень дешёвое мясо. Или вот «Тайберн» — история ведьмы, которая развлекалась, следя за казнями, происходившими на этой знаменитой площади. «Мистер Галлахер возвращается домой» представляет собой историю о том, как вся семья Галлахера однажды исчезла, но потом так же неожиданно появилась — но уже в новом виде. «Продолжение Тайберна» — это исповедь палача, работавшего некогда в поте лица на этой лондонской площади. «Розовый ужас» — вообще чуть ли не фантастика (очень оригинальная фантастика!), смешанная с ужасами.

Единственный, пожалуй, рассказ, в котором иронии практически не найти — «Уху», сюрреалистичное полотно, сотканное безумцем (по сюжету). Это произведение действительно стоит особняком: если все остальные рассказы впервые увидели свет в этом сборнике, то «Уху» был опубликован ещё в 1925 году, так что изначально он, конечно, не входил ни в какие «Последние Кентерберийские рассказы». А далее снова играет первую скрипку ирония: в трёх историях моряка с Ромового пути, в «Реке Флиндерс» и — особенно — в «Вспоминает Фальстаф» и «Убиенном коте».

Когда ночь сменилась рассветом, все истории были рассказаны и повествователи стали расходиться, секретарь литературного клуба Верхней Темзы Тобиас Уип тоже пошёл домой. По пути он повстречался с самим Чосером, а на основе тех небылиц, что услышал в таверне, написал повесть. И когда он принёс её в литературный клуб... Тут Жан Рэй припас последний свой козырь и перевернул всё с ног на голову. Неожиданные финалы в рассказах — что ж, того же заслуживает и весь сборник!

«Последние Кентерберийские рассказы» получились очень цельными, это произведение, вероятно, даже можно поименовать романом в рассказах, а не сборником! Необычная книга, ироничная, но вместе с тем самую малость жутковатая, местами — весьма неуютная.

Так что второй сборник произведений Жана Рэя от издательства «Престиж бук» получился не менее увлекательным, чем первый. По его прочтении нам только и остаётся ждать продолжения.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)