DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Земля, оживляющая мертвых

Зедер / Zeder / Revenge of the Dead

Италия, 1983

Жанр: научно-фантастический детектив, триллер

Режиссёр: Пупи Авати

Сценарий: Пупи Авати, Маурицио Костанцо, Антонио Авати

В ролях: Габриэле Лавиа, Энн Кановас, Паола Танциани, Чезаре Барбетти, Боб Тонелли, Фердинандо Орланди

Похожие фильмы:

  • «Змей и радуга» (1987)
  • «Прикосновение» (1992)

Итальянский режиссер Пупи Авати, несмотря на несколько снятых хорроров, редко причисляется к мастерам европейской школы ужасов. Его деятельность протекала на стыке жанрового кино и артхауса, так что большая часть снятых им «страшных» фильмов едва ли вызовет восторг у среднестатистического хоррормана. Уж слишком они необычные.

«Зедер» один из них. Внешне он напоминает зомби-хоррор, но не имеет отношения не только к зомби-притчам Джорджа Ромеро, но и к «Зомби» Лючио Фульчи, также предпочитавшего алогичное действие на стыке жанровых канонов и сюрреализма. Если и можно подобрать кинематографический аналог, то им будет «Змей и радуга» Уэса Крэйвена, экранизация одноименной книги биолога Уэйда Дэвиса. Вот и Авати решил придать зомби-сюжету научные черты.

Зедер — это фамилия ученого, чью печатную машинку подарили писателю Стефано. На ленте машинки сохранились обрывки записей Зедера, из которых любопытный писатель с удивлением узнал, что, оказывается, на планете Земля существуют некие зоны К, где происходит паранормальная активность. А если в такой зоне похоронить человека, то он вернется к жизни, но вот только не тем, каким был до этого.

Сюжет фильма Авати может отдаленно напомнить роман Стивена Кинга «Кладбище домашних животных», который получил свою экранизацию в те же 1980-е. Удивительно, но картина Авати и роман Кинга вышли в один год, поэтому едва ли имело место влияние одного произведения на другое. Скорее тут редкий случай знаменательного совпадения.

Авати, впрочем, интересует не столько темная грань любви, нездоровая одержимость своего героя возвращением к жизни своей семьи, хотя он прекрасно знает о риске захоронения на заброшенном индейском кладбище. «Зедер» повествует о тайной правительственной организации, которая проводит эксперименты в зонах К, на основе исследований первооткрывателя этих зон Зедера, стремясь не столько победить смерть, сколько создать совершенное оружие против любого врага.

В 1970-е в Италии был расцвет политического кино. На этой ниве трудились такие мастера, как Дамиано Дамиани, Франческо Рози, Элио Петри. Они беспощадно вскрывали ранее замалчивающиеся социальные проблемы, предупреждали о сращении криминала и власти и обличали эксплуатацию простого человека как капиталистами, так и всесильным молохом государства. Политический кинематограф 1970-х развил одновременно две линии: гуманистическую, идущую от канувшего в лету неореализма, и бунтарскую, антибуржуазную, как в популярном во второй половине 1960-х кино контестации.

Вот и в фильме Авати правительственная организация, занимающаяся тайными экспериментами, — это не дань шпионскому кино, также популярному в Италии 1960-х, не попытка режиссера разнообразить сюжет за счет стороннего врага, а указание мастера, что любые научные открытия в конечном счете используются человеком для истребления себе подобных. Ожившие люди в зонах К, прежде всего бывший священник Коста, — словно марионетки в руках колдунов из предка современных зомби-лент «Белый зомби».

Режиссер применяет некоторые приёмы воздействия на эмоции зрителя, используя, в частности, необычные звуки, свидетельствующие о присутствии поблизости потусторонней силы, а также он снимает жуткую сцену пробуждения Коста от смертного сна на глазах Стефано, но всё это — второстепенные детали повествования. Главное — непреодолимое влечение Стефано разгадать тайну зоны К, что и вызвало к нему интерес со стороны тайной организации. Коста, ставший своего рода идеальным солдатом, боялся смерти и добровольно согласился быть похороненным в зоне К, несмотря на свою предполагаемую веру в бога.

Но «иногда смерть лучше», как говорил Джадд в «Кладбище домашних животных». Зона К оживляла тело, но не могла вернуть душу. Пупи Авати трактует эти зоны как своего рода природные аномалии, загадки природы, которые становятся на службу корыстным интересам власть имущих. Любопытно, что выразительное лицо Коста, сначала смотрящее на Стефано с могильной плиты в склепе, а потом появляющееся на видеозаписи в логове правительственной организации, где за мертвым священником ежесекундно следит камера, стало предвестием смерти задолго до выхода в свет культового отечественного хоррора «Прикосновение».

И Коста, и Стефано похожи в своей нездоровой одержимости жизнью, только Коста, будучи болен раком, мечтает сохранить свое земное существование, а Стефано — оживить свою убитую тайной организацией жену. Боязнь смерти, своей или близкого человека, приводит обоих героев в сети греха, делает и Коста, и Стефано служителями тьмы. Расследование писателя Стефано, начатое из простого любопытства, в итоге привело героя к нравственному падению.

Актер и режиссер Габриэле Лавиа, известный главным образом по многолетнему сотрудничеству с королем джалло Дарио Ардженто, впечатляюще передал трансформацию интеллигентного писателя в исступленного человека, мечтающего во чтобы то ни стало проникнуть в тайны открытия Зедера. Но есть секреты, которые опасно раскрывать, запретные тайны, прикосновение к которым губительно для нравственного облика человека. Не зря секрет вечной жизни стал проклятием для многих алхимиков. Жизнь конечна и, возможно, именно благодаря этому имеет особую ценность. Не стоит растрачивать ее, вторгаясь в запретные тайны бытия.

Атмосферный научно-фантастический триллер Пупи Авати, созданный на излете джалло, имеет с этим жанром некоторые черты. Это не только таинственные убийцы, работающие на правительственную организацию, но и общая атмосфера безумия. Чем ближе Стефано подбирается к разгадке записей Зедера, тем он быстрее теряет себя, и кадрами его помешательства как раз и кончается рассказ о зонах К. Мир живых и мир мертвых не просто так отделены друг от друга в большинстве религий и мифов. И любые попытки проникнуть за грань мироздания скорее приводят к духовной смерти, делают человека таким же зомби, находящимся в плену своих навязчивых желаний и психологических проблем.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)