DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Жандармерия XXI века

Зов пустоты / L'Appel du néant (роман)

Автор: Максим Шаттам

Жанр: триллер, детектив

Издательство: АСТ

Серия: Короли французского триллера

Год издания: 2020 (в оригинале — 2017)

Перевод: М. Бендет

Похожие произведения:

  • Максим Шаттам «Терпение дьявола» (роман)
  • Франк Тилье «Комиссар Франк Шарко и Люси Энебель» (цикл романов)
  • Маньяки — народ самобытный и непредсказуемый. У каждого свои пунктики и фишки, свои навязчивые идеи, которые требуют реализации. Бедным полицейским не раз приходилось ломать голову над очередным изощренным убийством. Из всего многообразия литературных душегубов можно составить очень пеструю коллекцию, которая пополняется из года в год. Свой вклад в этот своеобразный бестиарий делает и французский писатель Максим Шаттам, выпуская на парижские улицы новый вид кровожадного безумца.

    «Зов пустоты» — третий роман Шаттама из цикла «Парижский отдел расследований». Хотя для нашего, отечественного читателя по факту лишь второй. Предыдущий роман серии — «Терпение дьявола» — появился на книжных полках России в прошлом году. А «La Conjuration primitive», первая книга цикла, на великий и могучий пока не переведена. Собственно, знакомству с творчеством Шаттама это не особо мешает. «Зов пустоты» можно читать в отрыве от основной линейки. Расследование, о котором идет речь в книге, самостоятельное и сюжетно никак не связано с предыдущими историями.

    А вот персонажи, естественно, сквозные. Во-первых, знакомьтесь с главной героиней книги (и всей серии) — лейтенантом Парижского отдела жандармерии Лудивиной Ванкер. Ей слегка за тридцать, она красива, уверена в себе, не замужем и жить не может без своей работы. На вторых ролях выступают несколько ее коллег и по совместительству друзей. Из текста видно, что характеры и взаимоотношения основных персонажей обозначены и частично раскрыты в первых книгах, но сложностей при чтении это не вызывает. Каждого выходящего на сцену героя Шаттам характеризует и внешне, и внутренне, а порой дает и более детальное разъяснение, упоминая прошлые события. Что касается самой Лудивины, то автор удачно преподносит внешне уверенную и целеустремленную девушку через внутренний диалог героини с самой собой. Шаттам обнажает клубок ее глубинных сомнений и ежедневную борьбу с собственными слабостями и пороками.

    Первое преступление, с которым сталкивается лейтенант Ванкер, — странное убийство Лорана Брака. Странное по нескольким пунктам. Во-первых, убийца не поленился уничтожить все следы ДНК, тщательно отмыв тело в хлорке. Во-вторых, труп он выбросил буквально под колеса поезда, так, чтобы его сразу же нашли. Ну и, в-третьих, массу вопросов вызывает куча наркотиков, оставленная рядом с убитым.

    С одной стороны, Шаттам старается потуже закрутить сюжет, максимально запутав исходные данные. Но, с другой стороны, автор делает не самый удачный первый шаг. Жертва — бывший уголовник, радикальный исламист — ну никак не вызывает сочувствия. Положа руку на сердце, далеко не каждый читатель на месте Лудивины стал бы так рьяно заниматься расследованием убийства человека с такой сомнительной репутацией. Тем не менее сюжет цепляет. И нам любопытно, что же за злой гений притаился там, на последних страницах романа.

    Труп на рельсах, естественно не единственный. Дальше — больше. Со временем расследование перестает быть, так сказать, «камерным» и выходит по сути на новый, более глобальный уровень. Стоит отметить, что одной из главных тем романа — нечасто затрагиваемой в детективах — является радикальный ислам и терроризм.

    По ходу расследования Лудивина пользуется всеми возможными достижениями современной криминалистики. Ставки повышаются. В наше время уже недостаточно одной лишь дедукции, собранных отпечатков пальцев и круглосуточной слежки за подозреваемыми. В бой рвутся разного рода лаборатории и технические новшества. Попутно Шаттам очень подробно разжевывает взаимоотношения и порядок работы различных служб и правоохранительных структур Франции. Текст буквально пестрит аббревиатурами: УЦНЖ (Уголовный центр национальной жандармерии), ПСРПВУ (Полицейская служба розыска, помощи, вмешательства и устранения), ИКРНЖ (Институт криминалистических исследований национальной жандармерии) и так далее. Это сильно уводит его от привычного художественного в сторону чуть ли не сухого бюрократического. Так что имейте в виду — и постарайтесь не подавиться, когда в каше попадутся такие комочки.

    Как и многие авторы детективов, Шаттам перемежает повествование. В одной главе мы вместе с лейтенантом Ванкер идем по следам маньяка. В следующей автор описывает периоды становления убийцы, при этом максимально его обезличивая. А еще через несколько страниц мы уже забегаем сильно вперед — Шаттам специально дразнит читателя, показывая интригующие последствия этого расследования. В итоге композиционно роман отлично выдержан и сохраняет интригу до самого конца.

    «Зов пустоты» — хороший способ познакомиться с современным французским триллером и с головой окунуться в специфику нынешней криминалистики. Если последнее, что вы читали по теме, это Жорж Сименон, то откройте Шаттама, и вы будете удивлены, как разительно изменились методы сыщиков со времен знаменитого комиссара Мегрэ. Будущее уже здесь. Это жандармерия XXI века!

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)