DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Жажда безумия

Другие ипостаси / Altered States

США, 1980

Жанр: фантастический триллер

Режиссер: Кен Рассел

Сценарий: Пэдди Чайефски

В ролях: Уильям Хёрт, Блэр Браун, Боб Бэлабан, Дрю Бэрримор

Похожие фильмы:

  • «Лестница Иакова» (1990)
  • «Муха» (1986)

Чокнутое кино. И практически гениальное. Именно так вернее всего охарактеризовать «Другие ипостаси» Кена Рассела. Перед нами жутковато-сюрреалистическое полотно, удивляющее и восхищающее по сей день. Это наглядный пример эстетического кошмара, который сложно назвать классическим фильмом ужасов. И не потому, что хоррор – «низкий» жанр, к которому нельзя причислять истинные произведения искусства. Просто фильм не следует по пути стереотипной экстрим-драматургии, когда нас ожидаемо пугают в нужных местах и подводят к прогнозируемому финалу. «Другие ипостаси» – штучная авторская работа, на радость тем, кто ее еще не смотрел. Лента, на которую стоит потратить время, особенно если вам кажется, что все выдающиеся «страшилки» уже отсмотрены.

Молодой ученый Эдди Джессап одержим опасными экспериментами над собственным сознанием. Посредством различных методик, включая наркотики, Эдди погружается в затяжной транс, дабы постичь истину бытия. Но шаг за грань чреват сверхъестественными психическими и физическими трансформациями.

При экранизации такого сюжета велик соблазн возвести в абсолют форму, оставив на задворках содержание. Весь хронометраж можно заполнить красочным трипом, предложив публике самой разбираться в многочисленной символике. Отчасти Кен Рассел так и делает, но при этом не забывает об осязаемой смысловой нагрузке. Главный герой существует в двух мирах, и реальный ему куда менее интересен, нежели иллюзорный. Хотя сам Эдди не верит в галлюцинации как в бессмысленные мозговые проекции, он видит в них глубоко сокрытые знания о нашей многогранной сущности. Джессап верит, что душа еще при жизни тела способна обитать в разных измерениях, и пытается это доказать как себе, так и другим.

Кен Рассел выступает настоящим киновизионером-новатором своего времени. Любой наркотический бред хаотичен, поэтому в сценах «приходов» Эдди, режиссер выдает беспорядочную нарезку субъективных кошмаров, где обрывки воспоминаний смешиваются с призрачными мечтами и потаенными страхами. Рассел старательно уходит от штампованных ужасов, дико фантазируя и визуализируя настолько реалистично, насколько позволяли технологии тех лет. Да, отдельные элементы хоррор-визуала неизбежно устарели, но в целом видеоряд безумия (или сакральной истины – это как посмотреть) будоражит разум и чувства, и, возможно, заставить вас снова и снова погружаться в «Другие ипостаси».

Помимо «возвышенно-непостижимого», Рассел много рассуждает и о житейском, в полной мере раскрывая драму главного героя как одиночки среди людей. У Эдди есть жена, дети, коллеги, друзья, но все они третичны по сравнению с наукой и жаждой сумасшествия. Джессап определяет серую действительность как «бессмысленный ужас жизни», ему скучны обычные чувства, особенно когда доступны «божественные» ощущения. Но в то же время в Эдди сильно и тщеславие. Он буквально требует от людей понимания и признания, хотя и понимает, насколько это сложно с их стороны. Вера в его дело – фактически проверка настоящей любви, ведь стойко терпеть выходки Эдди будут только по-настоящему близкие. А вот способен ли Джессап сам на нежные чувства?

Учитывая причудливость концепции, у Рассела получился фантастически гармоничный симбиоз философии и хоррора, где кроваво-пугающие сцены чередуются с психоделикой и эмоционально-умными диалогами. Картина получила заслуженные номинации на «Золотой Глобус» и «Оскар», как и профильно-жанровую премию «Сатурн» за лучший грим. Этот фильм будет актуальным всегда, ведь он, по сути, о том, что мы сможем узнать, только закончив жизненный путь. Хотя, может быть, за гранью и нет ничего, а только страх смерти заставляет нас верить в свет в конце тоннеля…

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Кори 21-12-2018 21:51

    Да, серьезный фильм, до сих пор помню. Впрочем, надо будет пересмотреть... А Хёрт на фото в статье - прям ипостась Райана Гослинга smile

    Учитываю...