DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Жесткая муть

Омут

Россия, 2022

Жанр: мистический триллер

Режиссер: Денис Крючков

Сценарий: Ольга Лоянич

В ролях: Алена Митрошина, Вольфганг Черни, Вячеслав Чепурченко, Виктория Скицкая, Екатерина Соломатина

Похожие фильмы:

  • «Солнцестояние» (2019)
  • «Плетеный человек» (2006)

Потенциально правильный вектор развития российского хоррора – обращение к родной культуре. Об этом говорят все, кому не лень. Зачем гоняться за подражанием голливудским и азиатским образчикам, когда у нас самих страшного наследия – пруд пруди? Так, пожалуй, главный отечественный ужасмейкер Святослав Подгаевский усиленно разрабатывает фольклорное наследие и добивается определенных успехов, хотя не столько в художественном, сколько в коммерческом плане. И фактически убеждает коллег-соотечественников в верности выбранного пути. В конце концов, если уж не получается буквально экранизировать наши байки, то важно хотя бы поместить хтонь в сосны и березки, где «русский дух», где «Русью пахнет». И режиссер «Омута» Денис Крючков, по сути, это и делает, к тому же затрагивая серьезную тему токсичных отношений, пресловутого абьюза, о чем в 2022-м рассказывал еще один российский хоррор — «Сестры». Но если там была практически квартирная история, то здесь чуть больший простор, в рамках обитаемого островка, где живут некие «дети божьи». Хотя начинается рассказ все с той же семейной тирании, где засранец-муж прессует и поколачивает красавицу-жену.

При просмотре трейлера отнюдь не кажется, что история домашнего насилия здесь главенствующая. В ролике преобладает нарезка злоключений на природе, а семейные разборки кажутся чем-то вторичным, послужившим лишь отправной точкой. Но на самом деле «Омут» как раз про «бьет — значит любит», а духовная община — лишь эффектное приложение к социальному жутику.

Вообще, на уровне сценария задумка для параноидального триллера бесспорно интересная. Люба – внешне эффектная девушка, но внутренне – «серая мышка», затюканная муженьком Сергеем, менеджером среднего звена, вкалывающим на похотливого босса и имеющим «все, что движется». С одной стороны, Люба не работает и живет на всем готовом. Но с другой — постоянно терпит грубость и унижения от «любимого», который готов супругу под начальника подложить, если ему будет выгодно. И однажды наступает день бунта, когда жертва сваливает из семейного гнезда и отправляется с двумя подругами на психотерапию, осуществляемую отнюдь не в клинике. Девчонки выезжают на природу, по секретному маршруту, в логово добрых сектантов, обещающих за три дня очищение разума и души. Но кто бы сомневался, что лечебный релакс обернется жуткими испытаниями. Хотя бог его знает, что хуже: танцующие фанатики или дерущийся муж…

На первый взгляд, в фильме все сделано правильно. По крайней мере, так это воспринимается долгое время, пока действие реально цепляет. Кажется, что история искусно построена на противопоставлении двух вышеуказанных зол: жестокого изувера, маскирующегося под интеллигентного офисника, и кучки религиозных безумцев. Фактически публика ожидает жуткий вояж из ада в ад, когда поиск спасения приводит в чудовищную западню. Но, увы, режиссер идет не по пути честного жанрового кино, а ударяется в мутную психоделию, на которую легко списать сюжетные неувязки и алогичные сцены.

Причем условный наркотрип, в которой погружается зритель, во многом существует отдельно от «абьюзивной» сюжетной линии. Можно сказать, что на длительное время действие полностью погружается в совместное бытие гостей и сектантов, а о злобном муже периодически напоминают лишь флэшбеки-воспоминания Любы. Причем «послушники» формально ничего плохого не делают (в смысле, обходятся без откровенного физического насилия и угрозы жизни). Они просто вгоняют девушек в транс, когда переплетаются сон и явь, а при возвращении в реальность наступает паника. Подано все это через вереницу странных обрядов и средней руки компьютерную графику, олицетворяющую приход «мистических существ». Очевидны отголоски творчества Ари Астера, как его «Реинкарнации», так и «Солнцестояния», хотя, по заявлению создателей, последнее вышло тогда, когда уже вовсю шла работа над «Омутом». Также в одной из мимолетных сцен передается очевидный привет «Плетеному человеку» Робина Харди. И подобные аллюзии отнюдь не характеризуют работу Дениса Крючкова как скверное кино. Наоборот, изящно исполненные подражания всегда похвальны. А вот что действительно печалит, так это стремительное сдувание истории в третьем акте. Весь магический хоррор идет коту под хвост ради аляповатой криминальщины. И если создатели посчитали, что выдержали баланс между «паранормальным и нормальным», то они, увы, просчитались. Если в итоге все свелось к житейским разборкам, то на кой, спрашивается, вообще был нужен весь этот псевдомагический хоррор? Да, местами смотрелось относительно свежо и эффектно, но вот только не срослось с «серьезными щами» домашнего насилия.

«Омут» — очередная российская попытка (боже, как банально звучит, но это правда) снять интеллектуальный хоррор, на голову превосходящий своей душевностью и внутренней искренностью западные образцы. На выходе же получился сумбурный калейдоскоп из образов и идей, который кому-то сможет понравиться формой, но вряд ли содержанием.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)