Отель «У погибшего альпиниста»
СССР, 1979
Жанр: научная фантастика, детектив, экранизация
Режиссер: Григорий Кроманов
Сценарий: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
В ролях: Улдис Пуцитис, Юри Ярвет, Лембит Петерсон, Микк Микивер, Карл Себрис, Сулев Луйк, Тийт Хярм, Нийоле Ожелите, Каарин Райд, Ирена Кряузайте
Похожие фильмы:
- «Турбаза «Волчья» (1985)
- «Контакт» (1989)
Повесть братьев Стругацких «Отель „У погибшего альпиниста“» была написана в 1969 году и опубликована в 1970. Ценители научной фантастики быстро причислили произведение к классике жанра, хотя из канона Стругацких оно заметно выбивается. «Отель» создавался как литературный продукт, который точно не вызовет нареканий у советских цензурных органов. Задумка удалась, хотя сами авторы от результата были, мягко говоря, не в восторге.
Впрочем, это не помешало Аркадию и Борису Натановичам создать на основе повести киносценарий. Киноверсия снималась в Эстонской ССР эстонским же режиссером союзного значения Григорием Кромановым. Актеров подобрали из местных, оригинальная звуковая дорожка — на эстонском языке.
Вероятно, выбор места съемок не такой уж случайный. Роман насквозь европейский, «западный»: события разворачиваются в Альпах, главные действующие лица — представители бомонда, а детективная составляющая повествования выдержана в духе лучших образцов западного детектива середины ХХ века. Из республик Союза прибалтийские к европейской цивилизации, конечно, были ближе всех.
Однако безупречно переданный дух западноевропейского высшего общества с его чуждыми советскому человеку причудами — не единственная составляющая успеха картины. Как и повесть, фильм стал классикой что детективного, что фантастического жанра — и не в последнюю очередь благодаря мастерству режиссера. К 1979 году в послужном списке Григория Кроманова уже занимала почетное место историческая остросюжетная картина «Бриллианты для диктатуры пролетариата» — классика еще более бессмертная, чем «Отель».
Не будем пересказывать сюжет — в обсуждении классических произведений это бессмысленно. Но отметим его достоинства. Аркадий и Борис Стругацкие скрупулезнейшим образом проработали детективную составляющую. «Маленькие серые клеточки» работают, каждая деталь становится штрихом в общей картине преступления. Детективная загадка здесь гораздо заметнее, сильнее и значительнее, чем «инопланетный» компонент. Во время просмотра не оставляет ощущение, будто на экране — добротный английский детектив какой-нибудь Агаты Кристи, а на помощь инспектору Глебски вот-вот придет Эркюль Пуаро, пошевелит усами и расставит все по полочкам. Действительно, отрезанный от мира горный отель, где произошло зверское убийство, по сути своей мало чем отличается от застрявшего в снегах скорого поезда…
Характерно, что фантастическая составляющая максимально органично вплетается в насквозь детективный сюжет. Не возникает ощущения, будто авторы повести и сценария выдумали головоломную загадку, которую в итоге сами не сумели распутать и кинули клич гостям из космоса. Цепочка событий не разваливается, не распадается на части. Звенья спаяны качественно. Что ж, мастера — они на то и мастера.
Ну, а благодаря первоклассной работе режиссера и всех участников постановки сценарий удалось по-настоящему качественно реализовать. Игра актеров блистательна, эмоции — живые, без тени фальши. Насыщенные холодными цветами снежные горные пейзажи затягивают, словно мощная гравитационная воронка. И все это покрыто чудесной глазурью — электронной музыкой Свена Грюнберга, которая многократно усиливает впечатления от происходящего на экране.
«Отель „У погибшего альпиниста“» — ценный подарок любителям и детективной классики, и крепкой научной фантастики, и просто хорошего, настоящего кино.
Комментариев: 0 RSS