DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Жестокое убийство в горах

Отель «У погибшего альпиниста»

СССР, 1979

Жанр: научная фантастика, детектив, экранизация

Режиссер: Григорий Кроманов

Сценарий: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий

В ролях: Улдис Пуцитис, Юри Ярвет, Лембит Петерсон, Микк Микивер, Карл Себрис, Сулев Луйк, Тийт Хярм, Нийоле Ожелите, Каарин Райд, Ирена Кряузайте

Похожие фильмы:

  • «Турбаза «Волчья» (1985)
  • «Контакт» (1989)

Повесть братьев Стругацких «Отель „У погибшего альпиниста“» была написана в 1969 году и опубликована в 1970. Ценители научной фантастики быстро причислили произведение к классике жанра, хотя из канона Стругацких оно заметно выбивается. «Отель» создавался как литературный продукт, который точно не вызовет нареканий у советских цензурных органов. Задумка удалась, хотя сами авторы от результата были, мягко говоря, не в восторге.

Впрочем, это не помешало Аркадию и Борису Натановичам создать на основе повести киносценарий. Киноверсия снималась в Эстонской ССР эстонским же режиссером союзного значения Григорием Кромановым. Актеров подобрали из местных, оригинальная звуковая дорожка — на эстонском языке.

Вероятно, выбор места съемок не такой уж случайный. Роман насквозь европейский, «западный»: события разворачиваются в Альпах, главные действующие лица — представители бомонда, а детективная составляющая повествования выдержана в духе лучших образцов западного детектива середины ХХ века. Из республик Союза прибалтийские к европейской цивилизации, конечно, были ближе всех.

Однако безупречно переданный дух западноевропейского высшего общества с его чуждыми советскому человеку причудами — не единственная составляющая успеха картины. Как и повесть, фильм стал классикой что детективного, что фантастического жанра — и не в последнюю очередь благодаря мастерству режиссера. К 1979 году в послужном списке Григория Кроманова уже занимала почетное место историческая остросюжетная картина «Бриллианты для диктатуры пролетариата» — классика еще более бессмертная, чем «Отель».

Не будем пересказывать сюжет — в обсуждении классических произведений это бессмысленно. Но отметим его достоинства. Аркадий и Борис Стругацкие скрупулезнейшим образом проработали детективную составляющую. «Маленькие серые клеточки» работают, каждая деталь становится штрихом в общей картине преступления. Детективная загадка здесь гораздо заметнее, сильнее и значительнее, чем «инопланетный» компонент. Во время просмотра не оставляет ощущение, будто на экране — добротный английский детектив какой-нибудь Агаты Кристи, а на помощь инспектору Глебски вот-вот придет Эркюль Пуаро, пошевелит усами и расставит все по полочкам. Действительно, отрезанный от мира горный отель, где произошло зверское убийство, по сути своей мало чем отличается от застрявшего в снегах скорого поезда…

Характерно, что фантастическая составляющая максимально органично вплетается в насквозь детективный сюжет. Не возникает ощущения, будто авторы повести и сценария выдумали головоломную загадку, которую в итоге сами не сумели распутать и кинули клич гостям из космоса. Цепочка событий не разваливается, не распадается на части. Звенья спаяны качественно. Что ж, мастера — они на то и мастера.

Ну, а благодаря первоклассной работе режиссера и всех участников постановки сценарий удалось по-настоящему качественно реализовать. Игра актеров блистательна, эмоции — живые, без тени фальши. Насыщенные холодными цветами снежные горные пейзажи затягивают, словно мощная гравитационная воронка. И все это покрыто чудесной глазурью — электронной музыкой Свена Грюнберга, которая многократно усиливает впечатления от происходящего на экране.

«Отель „У погибшего альпиниста“» — ценный подарок любителям и детективной классики, и крепкой научной фантастики, и просто хорошего, настоящего кино.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)