DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Зло, живущее в глуши

Перед самым рассветом / Just Before Dawn

США, 1981

Жанр: ужасы

Режиссер: Джефф Либерман

Сценарий: Джефф Либерман, Марк Эйриуиц, Джозеф Миддлтон

В ролях: Грегг Генри, Крис Леммон, Джордж Кеннеди, Дебора Бенсон, Ральф Сеймур

Похожие фильмы:

Садясь смотреть «Перед самым рассветом», сразу настраиваешься на хоррор-классику, ибо фильм был действительно высоко оценен отдельными критиками и многими зрителями из целевой аудитории. И здесь скрывается определенный подвох восприятия: картина либо будет искренне восхищать, либо ты будешь искусственно отмечать художественные достоинства, которые на самом деле спорны или вообще таковыми не являются просто потому, что тебе навязали ярлык «классики». Но лента Джеффа Либермана реально заявляет о себе с первых секунд. Мы видим то самое обещанное в названии предрассветье, из панорамной съемки замирающее в статичном кадре багрянца, под тревожный саундтрек Брэда Фиделя, который через несколько лет создаст поистине культовую мелодию к «Терминатору» Джеймса Кэмерона. Далее «кровавый» восход солнца сменяется другим простым, но характерным и атмосферным атрибутом слешера — хижиной в лесу, что окончательно подготавливает смотрящих к предстоящему ужасу.

Впрочем, классический пролог кромсательных хорроров также последует, но при этом преподнесет определенный сюрприз. Во-первых, зритель узнает, что же это за хижина, выбивающаяся из череды традиционных гостевых домиков, а во-вторых, первой жертвой станет на удивление не похотливая молодежь. Хотя едущая по дороге машинка с беззаботными мальчиками и девочками привычно составит основной костяк будущего «мяса».

Задумываясь, чем же так понравился фильм немалому количеству посмотревших, приходишь к удивительному выводу: скорее всего, «мягкой» жестокостью. Ведь даже от ряда фанатов страшного кино можно услышать мнение, что им больше нравится «атмосферное, психологичное», а не тупая резня, на которую противно смотреть. Понятно, что так говорят не ярые любители конкретно слешеров, где эта самая мясорубка — главнейший жанровый атрибут. И если именно таким любителям «ненатуралистичных» ужастиков вдруг попадется «Перед самым рассветом», то они скажут: «Ну вот, есть же слешеры, где кровищи и выпущенных кишок в меру!» Поэтому определенный зрительский успех ленты Либермана обусловлен тем, что он захватил не только «мясную» публику, но и поклонников неспешных хорроров — слоубернеров, как их называют сейчас.

Вот так противники экранных зверств неожиданно выиграли, а фанаты смачной бойни оказались слегка в пролете, ибо для них соответствующего визуала в ленте крайне мало. Причем сей факт не говорит о том, что «Перед самым рассветом» — это какой-то недослешер, проводя параллель с жанровым эталоном — «Хэллоуином» Джона Карпентера, где буквальная кровь на экране была лишь в первой насильственной сцене. Но в то же время по саспенсу проект Либермана и близко не подошел к шедевральному началу похождений Майкла Майерса, что, впрочем, говорит о беспрецедентном художественном величии последнего.

Фабульно «Перед самым рассветом» — безусловный побратим «Поворота не туда», причем не только в буквальном понимании, но и в конфликте «городских» и «деревенских». Это когда урбанистическая молодежь едет по селу и удивляется, смотря в окно: «У, какие они странные!» А местные в ответ так же смотрят на разнузданных «пришельцев» и думают: «Вот от них весь разврат и зараза!» Хотя знатоки слешеров знают, что в «этих самых деревнях» и обитают самые ужасные маньяки, не в обиду будет сказано реальным жителям загородных поселений. И здесь всплывает в памяти другая незабвенная хоррор-классика, «Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера, из которой Либерман также, несомненно, черпал вдохновение.

По факту же почитателям убийств придется ждать примерно две трети хронометража, прежде чем «что-то такое» начнется, не считая умерщвления в прологе. А до этого, говоря с позиции современного восприятия, все идет по накатанной. Молодняк разбивает палатки в лесу и плещется в близлежащем озере на фоне красивого водопада, а за ребятками кто-то зловеще следит. Из услады для глаз, кроме красивой природы, — топлес-сцена купания одной из девчонок и традиционные пугалки друг друга. Когда же, наконец, начнется месилово, зрителей ждет один эффектный сюрприз, к сожалению, раскрытый в некоторых сетевых синопсисах. Но даже по нынешним меркам, когда подобное использовалось много раз, это все равно крутая фишка, способная удивить.

Одна из причин малого количества смертей в том, что таинственному маньяку особо некого резать. Земляков он (почти) не трогает, а гостей приехало всего пять человек. Увы, это вам не «Пятница, 13-е», когда на землю Джейсона заваливались куда более многочисленные компании, а у того же Майкла Майерса в распоряжении был целый городок. Здесь режиссер четко оперирует лишь судьбой имеющейся компании, поэтому до последнего оттягивает начало бойни. Классно было бы, расскажи создатель какую-нибудь легенду о природе местного зла, о причинах и следствии происходящего. Но режиссер делает ставку исключительно на один «вот это поворот!», а в остальном снимает снисходительный по части жести ужастик, не заботясь о рождении «новой легенды ужаса». Собственно, даже по концовке понятно, что здесь не предполагалась франшиза, а реализованная идея вполне была чем-то относительно свежим, учитывая небольшое количество снятых на тот момент слешеров. И фактически фильм считается жанровой классикой потому, что он тоже был одним из первых в своем роде и с позиции истории маньячного кино достоин внимания как характерный образчик. Но в то же время становится понятно отсутствие широкой известности и тем более культовости в силу скромных художественных качеств. Кстати, «Перед самым рассветом» — лишь красивое поэтичное название, не отражающее смысла рассказанной истории.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)