DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Зловещие мертвецы а-ля франсэз

Мрак над Джексонвиллем / Ténèbres sur Jacksonville (роман)

Автор: Брижит Обер

Жанр: хоррор

Издательство: Азбука-классика

Серия: X-libris

Год издания: 2005 (оригинал в — 1994)

Перевод: Е. Капитоновой

Похожие произведения:

  • Бентли Литтл «Откровение» (роман)
  • Сергей Кириенко «Гулы» (роман)

Джексонвилль — маленький городок в пустыне Нью-Мексико, живущий размеренной и унылой провинциальной жизнью, которая внезапно прерывается серией кровавых жутких преступлений. Полиция находит обглоданные трупы горожан, и глодали их не звери, но люди. Некоторые из жителей начинают страдать от кошмарных галлюцинаций, и непонятно откуда толпами выползают огромные тараканы. Расследование не успевает раскачаться — каждый новый день подбрасывает новые растерзанные трупы, и кошмарные события затягивают в свою воронку все большее число обитателей, пока в итоге не накроют весь городок целиком.

Повествование ведется от лица нескольких главных героев, причем переход от одной точки зрения к другой иногда бывает невероятно резким — внутри одного абзаца. Также случаются единичные вставки, чаще всего от людей, которые вскоре погибнут, правда, во многих из них нет надобности — они не важны для сюжета, не дают читателю новой информации, и, что хуже всего, часто не работают на создание атмосферы.

Брижит Обер — французская писательница, более известна как автор детективов и триллеров, и данная дилогия (у «Мрака над Джексонвиллем» есть продолжение — «Укус мрака») является ее единственным экскурсом в незамутненный хоррор. Данный роман очень занятно иллюстрирует одну давнюю (пусть и не столь давнюю, как сам роман) дискуссию, регулярно разворачивающуюся на русскоязычных конкурсах хоррора — «Почему нельзя писать про Америку?». Да вполне можно, но для этого ее надо знать, понимать. Тогда как абсолютное большинство авторов, замахивающихся на истории про Джонов и Мэри в Мухосрансковилле, знакомы со штатами по фильмам и романам Стивена Кинга. Из-за чего герои получаются не живыми персонажами, а киношно-гипертрофированными штампами, картонными неубедительными функциями. В данном романе таковы все второстепенные персонажи. Разжиревшая инертная негритянка — мамаша друга; тупые агрессивные качки-старшеклассники; коп-расист, избивавший негров в соседнем городке, и т.п. Даже главные герои, хоть и выглядят немного живее, выпуклее, но все равно не очень далеко ушли от неуклюжей ходульности.

Также совершенно очевидно, что вдохновением для Брижит Обер были не только (и возможно не столько) авторы вроде Кинга, сколько американские фильмы ужасов. Огромное количество сцен и мизансцен поданы как описание отрывков из фильма. Да и весь роман — это скорее новеллизация «внутренних видений» автора. То и дело происходит что-то ненатуральное, из серии «не верю!» (например, отрывание руки у стоящего человека), что можно увидеть в трэшовых фильмах. Вообще логика действия в целом и вменяемость отдельных частей романа хромают. Правда, наверное, не каждый читатель это заметит из-за быстрого действия, быстро набирающего темп и к концу уже несущегося ураганом.

Киношная «описательность» то и дело ставит роману подножку — если в кино полчища тараканов, волной накатывающих на человека, или же насекомое, выползающее из раны — однозначно мерзко выглядят, даже если не страдаешь блаттофобией, то в данном романе особого эффекта не производит. Описательной разнообразной мерзости и жестокости в романе вообще много, но из-за слабой эффективности его не отнести к сплаттерпанку (хотя автор на него претендовал).

Из однозначных плюсов: не сразу понятно, в какую из классических категорий хоррора попадает роман, что именно является причиной происходящих в городке странных и страшных событий. Ведь читатель со стажем, даже если автор пытается играть с закрытыми картами, рассчитывая на некий эффект неожиданности, очень быстро понимает, о чем речь. В данном случае Обер пошла не по шоссе, а по тропе, выбрав для романа тему не из топовых вариантов зла, вдобавок приправив ее собственной фантазией. И если читатель не придирчив к деталям, логически-физическим косякам происходящего, шаблонности ситуаций, то вполне может получить немало удовольствия от изобретательного, наполненного экшеном настоящего хоррора.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)