DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Змеиный источник

Пленницы / Prisoners

США, 2013

Жанр: триллер, драма, детектив

Режиссер: Дени Вильнёв

Сценарий: Аарон Гузиковский

В ролях: Хью Джекман, Джейк Джилленхол, Мелисса Лео, Пол Дано

Похожие фильмы:

Уже давно подмечено, что зло коренится в самой сущности человека. Зло многолико и многогранно, у него тысячи форм, начиная с «экспериментов» юных садистов над животными и заканчивая развязыванием полномасштабной войны. Порой люди творят такие вещи, от которых волосы встают на голове дыбом. Картина «Пленницы» знакомит нас с еще одним проявлением темной человеческой сути, и имя ему киднеппинг.

Одноэтажная Америка, штат Пенсильвания. Место действия — один из тех городков, что легко теряются на карте США среди десятков себе подобных. День благодарения. Две обычные американские семьи совместно празднуют этот исконно домашний праздник, пока не обнаруживается пропажа двух девочек, по одной из каждого семейства. Очень быстро выясняется, что детей похитили и даже есть подозреваемый. Но никаких улик на парня нет, да и сам он по интеллекту не взрослее 10-летнего. Детектив Локи вынужден отпустить его за отсутствием обвинения. Обезумевший от горя отец одной из девочек, Келлер Довер, решается на отчаянный шаг: он похищает предполагаемого злодея, запирает в заброшенном доме и пытается выбить из того признания, не гнушаясь ничем, даже пытками.

Время работает против полиции. Локи прекрасно понимает, что шансы спасти детей тают с каждым часом. Детектив отчаянно ищет зацепки, идет по ложным следам, пытается понять логику действий преступника. Постепенно факты всплывают на поверхность; Локи догадывается, что киднеппинг совершил другой человек. Он плутает по запутанным следам, ищет, подозревает… События развиваются все быстрее, отчаявшийся Довер заходит в своих пытках все дальше, и даже пойманный похититель — сам бывшая жертва такого же преступления — всего лишь выдает себя за преступника. Опять осечка! Локи узнает о некоем лабиринте, логической игре, из которой невозможно найти выход, и этот финт окончательно приводит его в ярость.

Можно уверенно сказать, что Дени Вильнёв сделал знаковый для своей карьеры фильм. Мы знаем режиссера по дебюту «Водоворот» и сильной работе «Пожары», но «Пленницы» вынесли его на новую орбиту, поставив на один уровень с мэтрами вроде Финчера. И вот почему.

Первое и самое основное достоинство фильма — сильный сценарий. Истории о похищении людей, и особенно детей, всегда актуальны, потому что почерпнуты из реальности. Ребенок это самое ценное, что есть в семье, поэтому его утрата страшна вдвойне. Как, почему это произошло, каковы мотивы похитителей и чем все это закончится — вот те вопросы, что поставлены картиной во главу угла. Очень грамотно выстроено повествование. Фильм затягивает. Умело создана ситуация неопределенности, вычислить настоящего преступника трудно, зритель вынужден вместе с детективом анализировать ситуацию, выдвигать гипотезы и бессильно следить за метаниями отца одной из девочек.

Второе. Производят впечатление актерские работы Джилленхола и Джекмана. Их герои показаны убедительно и вызывают сочувствие. В каждом из них мы видим прежде всего живого человека со своими установками и взглядами. Довер Джекмана — суровый мужчина с повышенным чувством ответственности, вообще не допускающий ошибок. Он набожен, импульсивен и готов на все, чтобы спасти свою дочь. В противовес ему детектив Локи внешне флегматичен, внимателен и обладает четкой правовой позицией. Он не идеален, но является профессионалом в своем деле. Это обычные люди, которые идут к одной цели, но разными путями. Обоих можно назвать сильными личностями, но преступление станет для них настоящим испытанием на прочность.

По атмосфере «Пленницы» следуют законам жанра; внешне это вязкий холодный триллер, прекрасно передающий тревожное состояние героев. Дождь сменяется снегом, небо затянуто пеленой туч, за весь фильм не видно ни одного луча света. Визуальное сходство с «Семь» Финчера и «Бессонницей» Нолана налицо.

Что же касается центральной идеи, «Пленницы» — это не только и, наверное, не столько развлекательное кино. Его назначение двояко. С одной стороны, это умный детектив с закрученным сюжетом и непредсказуемой развязкой, что роднит его с «Зодиаком» того же Финчера. В силу обстоятельности изложения, а может быть, и хронометража, фильм напоминает повесть, которую читаешь поначалу без особого интереса, но с каждой страницей напряжение возрастает, события наслаиваются и вот уже конец: время пролетело незаметно, сюжетные нити закончились точкой.

Если же абстрагироваться от чисто технических моментов, можно выделить определенную идею — утрату веры. А суть ее сводится к простому вопросу: как меняется человек, испытавший горе?

Люди разные, слабые и сильные, умные и не очень. Кто-то в случае похищения близкого человека ограничится обращением в полицию и будет покорно ждать. Кто-то начнет бегать по инстанциям и звонить во все колокола, распечатает объявления, достучится до СМИ, организует поиски. А теперь представьте себе, что предполагаемый преступник живет через дом от вас и его отпустили за отсутствием улик. Ваши действия? Может быть, у него в подвале третий день без воды умирают несчастные дети? А может, лежат мешки картошки. Это боль, это время, которое утекает сквозь пальцы, это самое страшное — неизвестность. Вы не знаете, но у вас есть шанс узнать.

И вот мы наблюдаем за агонией отца девочки Довера, его боль сочится наружу, он подобен загнанному, но опасному зверю. Он ослеплен жаждой поиска и не важно, что объектом его пыток мог стать невиновный человек. Это круговорот: зло порождает зло, возможно, худшее из всех возможных. В какой-то момент мы следим уже не за поисками детей, а за духовным падением их родителей, которых покинул бог. Он оставил их, и даже «Отче наш» Довер не может дочитать до конца, все запинаясь на «…как и мы прощаем…»

На идею работают все элементы. Если присмотреться, мы увидим, что картина наполнена символами: это змеи как метафора зла, лабиринт как метафора поиска, подстреленный олень и даже похищение в праздничный день, что особенно цинично. «Исчезновение детей это наша война с богом. Чтобы люди теряли веру, становились демонами. Как вы».

«Пленницы» радуют по всем параметрам. Конечно, это тяжелый фильм с жестким концом, но такие истории важно рассказывать, даже с чисто профилактическими целями. Этот триллер можно уверенно поставить на уровень с лучшими работами в жанре. Рекомендуется к просмотру.

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 05-12-2013 22:29

    Вроде и хороший фильм, но мне не хватило напряженности. То есть, местами она была, конечно. Но в общем фильм не окунул в себя, просто смотрел интересную детективную историю. И уж на сколько я бываю сентиментальным, однако тут ни за кого не переживал...

    Актеры сыграли классно, да.

    Учитываю...
  • 2 Zлыдень 21-11-2013 02:09

    Фильм обалденный и слава Богу, я не дочитал даже и половины рецензии, а сразу пошел смотреть кино. На мой взгляд, в рецензии заспойлерена одна из деталей сюжета - я, к счастью, не знал о ней заранее и был поражен в фильме одним из сюжетных поворотов, а потому кажется, что лучше бы она не упоминалась здесь. Впрочем, возможно, какой-нибудь бывалый поклонник детективных триллеров тот же поворот посчитал бы предсказуемым. Я же под конец фильма вообще сидел с мыслью "Черт! Как же я не догадался - тут всё было очевидно!" Что радует в хорошем детективе, так это когда у зрителя есть возможность наравне с героями картины разгадывать тайну - и сделать это раньше, чтобы потом довольно ждать, угадал или нет. В этом фильме такая возможность есть. У Джекмана тут - пожалуй, лучшая роль в его карьере, даже и не знал, что он способен так передавать эмоции.

    Учитываю...
  • 3 ersi13 20-11-2013 14:31

    Хороший, сильный, фильм.

    Учитываю...
  • 4 Eucalypt 20-11-2013 11:13

    Обязательно посмотрю. Джиленнхола люблю еще с "Донни Дарко", а уж как замечательно он играет журналиста, разрушающего свою жизнь расследованием в "Зодиаке"!

    Учитываю...
  • 5 delfin-mart 20-11-2013 03:19

    +1 )) Согласна со всем сказанным. Разве что в оценке сценария - впечатления другие: мне показалось, напротив, с символизмом перебор.

    Люди вроде бы живые, а история искусственная. Отдает и мифологизмом, и моралитэ сильно в глаза бьет. Литературщина.

    Но это так чисто вкусовое. ) Хорошая рецензия, спасибо.

    Учитываю...