DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Зов Кайдзюлху

Тихоокеанский рубеж / Pacific Rim

США, 2013

Жанр: меха

Режиссер: Гильермо дель Торо

Сценарий: Трэвис Бичем, Гильермо дель Торо

В ролях: Чарли Ханнэм, Идрис Эльба, Ринко Кикути, Рон Перлман

Похожие фильмы:

  • «Евангелион»
  • «Морской бой»
  • «Годзилла против Мехагодзиллы 2»

 

Где-то в альтернативной реальности августовский DARKER также посвящен лавкрафтиане, и в блоке кинорецензий на этом самом месте находится материал о другом высокобюджетном проекте Гильермо дель Торо. Причем фильм имеет прямое отношение к теме номера. Речь, конечно же, о «Хребтах безумия». Однако в нашем мире что-то пошло не так. Студия испугалась выдавать внушительный бюджет картине с рейтингом R, высшие силы не пожелали показывать смертным древний город во льдах, карма режиссера дала трещину, Ридли Скотт отвлек внимание Universal на себя, Вселенная сошла с ума, планируя сбросить метеорит на Челябинск… Так или иначе, не вдаваясь в причины, можно констатировать факт: к одной точке во времени мы пришли с разными фильмами дель Торо. У них там экранизация одного из лучших произведений Лавкрафта, а у нас история о поднявшихся с океанских глубин исполинских монстрах. Затворник из Провиденса наверняка одобрил бы и то и другое.

На дне Тихого океана образовался разлом — портал между литосферными плитами, откуда в наш мир стали проникать огромные чудовища. Их назвали «кайдзю». Рушились мегаполисы, гибли жители прибрежных городов, началась самая настоящая война. Чтобы противостоять монстрам из другого измерения, люди создали «егерей» — пилотируемых роботов-великанов. Через сложный нейронный интерфейс ими управляли экипажи из двух человек, чьи сознания сплетались в одно целое и оживляли машину-убийцу. Таким образом чем сильнее была связь между пилотами (которые фактически залезали друг другу в мозг), тем опасней становился егерь. Поначалу все шло хорошо, но со временем кайдзю эволюционировали. Из разлома выходили чудовища еще больших размеров, сильнее предыдущих, и что самое страшное — появляться они стали намного чаще.

Оригинальностью завязка похвастаться не может. Оно и понятно, ведь здешние стальные ноги растут из поджанра «меха», сформировавшегося в середине XX столетия. Антропоморфные пилотируемые роботы, воюющие с громадными тварями или механизмами, очень популярны в манге и аниме, а о самом известном кайдзю, пожалуй, слышал каждый обитатель планеты Земля, умеющий пользоваться мобильным телефоном. Гильермо дель Торо вырос на японской культуре, на фильмах о Годзилле и направлении «меха», поэтому в одном можно было не сомневаться: к работе он подойдет с любовью и халтуры не допустит. Так оно и вышло.

«Тихоокеанский рубеж» — прежде всего визуальное пиршество, масштабное полотно для ценителей спецэффектов и завораживающей картинки. Этот праздник для глаз невозможно заказать на дом, какой бы диагональю ни славилась ваша плазменная панель. Поскольку опираться на сюжетную канву в подобном проекте бессмысленно, акценты предсказуемо смещены в сторону битвы титанов. Дизайн егерей и кайдзю утирает нос всем «Трансформерам» вместе с пришельцами из «Морского боя» и прочими роботами-боксерами, что управляются с помощью Хью Джекмана. Изобретательный визионер дель Торо создал настоящую мифологию, где монстры по обе стороны баррикад — будь то тяжеленный и устаревший егерь из России с позывным Черный Альфа или летающий кайдзю Отачи — проработаны до мелочей. Причем в фильме показана лишь малая часть тварей из разлома, ведь дель Торо не раз говорил, что выбирал девятерых чудовищ из четырех десятков различных кайдзю.

Однако не на одном визуале держится кино. Красивых оберток в последние годы было очень много, но пустышка внутри сводила на нет все старания команды графических дизайнеров. Здесь же другая история. Фильм не превращается в надоедающий файтинг, нет ощущения циркового представления или эффектов ради самих эффектов. «Тихоокеанский рубеж» снят стопроцентным гиком для таких же гиков, но при этом он будет интересен и нейтральной аудитории, выделяясь на фоне любого летнего блокбастера. Конечно, от влияния Голливуда при двухсотмиллионном бюджете не откреститься даже известному мексиканскому сказочнику. Придурковатые ученые, пафосные речи с прицелом на трейлер, обязательные самопожертвования — всего этого в достатке, остается сказать спасибо за отказ от навязываемой любовной линии с поцелуем в финале, хотя между героями Чарли Ханнэма и Ринко Кикути чувствуется особая химия. Выписанный мир не блещет логикой даже в рамках своей собственной вселенной, где кулачные бои с кайдзю эффективней бомбардировок. К примеру, Токио-3 из «Евангелиона» при нападении чудовищ уходил под землю, а вот обитателей прибрежных городов «Тихоокеанского рубежа» иначе как самоубийцами не назовешь, ведь тем, похоже, родные квартирки милее собственной безопасности, а вторжения из другого измерения всегда поддерживают население в тонусе. Но, как ни странно, принесение здравого смысла в жертву зрелищности не раздражает. Даже когда проект «Егерь» решают заменить постройкой защитной стены, на что зритель должен среагировать классическим вознесением руки к лицу. Потому что подобные условности можно простить хорошему развлекательному кино, ведь дель Торо изначально изображал мир, не живущий по законам научной фантастики. Здесь и все актеры пришлись ко двору (особенно запомнится любимчик режиссера Рон Перлман), благодаря чему за броней егерей видны настоящие люди, за которыми интересно наблюдать и вне роботизированной кабины.

С точки зрения фаната жанра ужасов размен случился неравноценный. Действительно, где Лавкрафт и где боксерский спарринг в духе «Живой стали»? Спору нет, мрачности в фильме недостает — жителям параллельной вселенной повезло больше. Однако дель Торо не был бы собой, если бы после пятилетнего перерыва вернулся с новой версией «Трансформеров», которые так и не переросли звание мультика. С ним пришли чудовища из бездны, на удивление легко прижившиеся в рамках голливудских ограничений. Режиссер показал, как нужно снимать «крупнокалиберные» фильмы, чтобы после просмотра не создавалось ощущение, будто ты только что прожевал нечто красивое, но пресное и липнущее к нёбу. Он легко заткнул за пояс недавние проекты Зака Снайдера, Шейна Блэка и Марка Форстера, тем удивительнее непростая прокатная судьба «Рубежа», поскольку шанс собрать приличную итоговую кассу у него появился только благодаря азиатскому рынку. Но лучше оставить сухие цифры аналитикам и просто насладиться подаренным дель Торо зрелищем. Режиссер из-за различных проблем чуть было не увяз в творческой депрессии, однако же выбрался и снял стильное, «гиковское» кино, в котором каждый кадр повышает количество эндорфинов в организме. А прекрасный саундтрек от Рамина Джавади лишь подчеркивает все визуальные достоинства картины. Несмотря на штампы, несмотря на легковесную тематику аниме, несмотря на очередной странноватый образ русских (при виде Алексея Кайдановского отчего-то хочется трясти протезом ноги и кричать «кокаинум!»). Несмотря ни на что, это просто круто. А любителям просчитать схему работы нейронного моста или разобраться в источниках питания егерей лучше сосредоточиться на просмотре научно-популярных передач. Ведь «Тихоокеанский рубеж» серьезен ровно настолько, насколько может быть серьезен фильм об Огромных Боевых Человекоподобных Роботах, которые прихваченным с собой кораблем мутузят смесь Ктулху и динозавра размером с небоскреб.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 iRbos 02-09-2013 08:45

    Все-таки кто кого по части Экшена, Дель Торо Снайдера или наоборот, это вопрос, на мой взгляд, довольно спорный. Но в остальном суть ты уловил)))

    Учитываю...
  • 2 Мельник 22-08-2013 22:02

    Вот черт, я так и не сходил на него в кинотеатр. А дома уже будет совсем не то... Ну что теперь поделаешь.

    Учитываю...
  • 3 ersi13 20-08-2013 02:19

    Да, отличный летний блокбастер) И полностью согласна, что на большом экране кинотеатра смотрится просто шикарно.

    Учитываю...