DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Статьи

В 2005 году любители хоррора погрузились во мрачный мир подземных пещер вместе с пятью отважными девушками-экстремалками. Что это, необычная экскурсия? Нет, это — успешный фильм ужасов Нила Маршалла «Спуск», снискавший одобрение кинокритиков и получивший звание «одного из самых страшных фильмов в мире». Каким же образом британцам удалось так напугать публику? Знает и готов рассказать читателям DARKER Феликс Кривенцов.

Как правило, экранизация фантастики — занятие неблагодарное, да и не благородное. Зритель — это не читатель, у него совсем иначе работает воображение. И дело даже не в том, что постановка может оказаться далёкой от литературного оригинала… Айк Варданян к юбилею Роберта Говарда написал объёмную статью о фильмах, снятых по его текстам, изучив их плюсы и минусы, подробности съёмочного процесса и сравнив с оригинальными произведениями.

Настоящий расцвет эксплуатационного кино — жанра, основанного на раскрутке популярных у публики тем, — пришёлся на 70-е годы. Именно в это время пользовалось популярностью множество шокирующих направлений, но особняком среди них стояла серия фильмов о беспощадной тюремной надзирательнице Ильзе, блестяще воплощенной актрисой Дайан Торн. О культовой квадрологии рассказывает Феликс Кривенцов.

Популярный термин «мокбастер» в мире кино обозначает низкобюджетный фильм, снятый с целью паразитирования на высокобюджетном блокбастере. Основной целью их создателей является вырывание пусть небольшого, но достаточного куска кассы у гигантов-соперников. В результате выходят фильмы вроде «Индийского кошмара на улице Вязов» и продуктов студии «The Asylum». Феликс Кривенцов ужаснулся алчности «кинопаразитов» и посмеялся над их проделками.

Грабоидов из серии фильмов «Дрожь земли» не отнесёшь к паразитам: эти червячки не паразитируют, они приползают и берут своё. Но для публикации посвящённого им материала есть два других, не менее весомых повода: 25-летие франшизы, отмечаемое в этом году, и недавняя премьера фильма «Дрожь земли 5: Кровное родство». О «грабоидной вселенной» во всех подробностях рассказал Артём Суров.

Многим поклонникам хоррора не понаслышке знаком фильм Дона Сигела «Вторжение похитителей тел» — одна из самых популярных историй о пришельцах-паразитах своего времени. Чуть менее известен снятый по тому же роману фильм Филипа Кауфмана. А ещё две более поздних экранизации романа припомнят разве что самые матёрые знатоки жанра… Не пора ли объединить все четыре ленты и сказать о каждой то, что она заслуживает? Такую попытку предпринял Валентин Шукайло.

Эдгар Аллан По является не только одним из самых любимых, но и самых экранизируемых американских авторов. Не обошли режиссёры и «Маску Красной смерти», сюжет которой можно пересказать в трёх предложениях. Но как сделать из небольшого рассказа фильм на полтора часа? И как в этом могут помочь Гофман или подружка Пола Маккартни? И самое интересное, каким видят По югославские аниматоры? Обо всём этом рассказывает DARKER.

Что нужно маньяку из фильма ужасов, чтобы до самого конца картины оставаться безнаказанным? Ну, конечно же, собственная устрашающая маска! Кроме того, маски могут сообщать зрителям самую разную информацию об их владельцах: раскрывать черты характера или детали биографии. О самых запоминающихся злодеях из тех, что редко «открывают личико», рассказывает Феликс Кривенцов.

В современных фильмах благодаря компьютерным спецэффектам можно показать всё, что угодно. В эту цифровую эру киноиндустрия вступила сравнительно недавно: всего несколько десятков лет назад спецэффекты из фильмов ужасов создавались при помощи грима и всевозможных самодельных конструкций. Но даже сейчас, в век всевозможных технологий, гримёры остаются ключевыми фигурами в создании образов героев. О лучших из мастеров грима рассказывает Ирина Кукушкина.

Один из основополагающих элементов жанра хоррор заключен в опасности, которую таят в себе окружающие нас вещи, повседневно используемые и необходимые для жизни. А какое из бытовых благ сегодня стало первостепенным почти для каждого человека? Конечно, Интернет. Но что будет, если бесконечный источник информации обратится против человечества? Об этом можно узнать, посмотрев фильмы ужасов из серии «Пульс». Или прочитав статью Феликса Кривенцова об этой серии.

Академическое киноведение редко снисходит до хоррора. Равно как и современные фильмы ужасов нечасто угождают вкусам интеллектуального истеблишмента. Но то во внешнем мире. В сети же совершенно другое дело. «Место действия — монитор как зримая часть интернет-пространства. Включенный компьютер, таким образом, является обязательным условием для внедрения пользователя в цепь событий». «Техника всегда подчинена силам потустороннего мира, такова мифологема». В общем, добро пожаловать в Интернет!

Британский сериал «Черное зеркало» — одно из самых впечатляющих высказываний на тему современной коммуникации. И пусть это не хоррор в традиционном представлении, в нем есть сильный инструмент создания страха: аллегорическое отражение нашей действительности в предельно нелицеприятном ключе. «Как страшно жить!» — если угодно, так: лаконично и емко. А хотите подробностей — прочтите статью Ирины Кукушкиной, которая не побоялась и заглянула в самую глубину черных экранов телефона и ноутбука.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Расскажи мне о том, какие ты любишь фильмы, и я сделаю то же самое. Хоть и дольше, зато получу куда больше удовольствия. Ведь это так увлекательно: узнавать вкусы другого человека, находя пересечения и разночтения со своими. Особенно если человек интересный. Такой, как Г. Ф. Лавкрафт. Сегодня немногие в курсе, что классик едва не уснул на сеансе «Франкенштейна», зато был в восторге от фильмов Чарли Чаплина и пришел в ужас при виде «Призрака оперы». Глеб Колондо узнал кинематографические вкусы затворника из Провиденса.

«Цена заклятия смерти» и «Охота на ведьм» — малоизвестная телевизионная дилогия кабельного телеканала HBO. Место действия: альтернативные США, а конкретно — район Голливуд, Лос-Анджелес. Время действия: послевоенные 1940–50-е годы. В этой альтернативной Америке люди свободно пользуются магией, в том числе преступники и полицейские, а еще частные детективы. Но есть в Голливуде один, кто не пользуется магией принципиально, его зовут Гарри Филлип Лавкрафт, и именно на его плечи ляжет неблагодарное дело — спасать мир.

Сражение с игрушечными солдатиками, город мертвых рок-н-ролльных звезд, посмертное вскрытие живого человека, лавкрафтовский город-портал в параллельные миры… Постоянный Читатель легко узнает здесь мотивы своих любимых историй. Объединяет их не только авторство Короля ужасов, но и то, что они вместе с другими легли в основу мини-сериала «Ночные кошмары и фантастические видения: По рассказам Стивена Кинга». Об этой восьмисерийной антологии, увидевшей свет в 2006 году, рассказывает Феликс Кривенцов.

Из десятилетия в десятилетие. В черно-белом, цветном и трехмерном варианте. Король Конг шагает по киношному мегаполису, круша его одной рукой. Ведь в другой он сжимает милую ему девушку — очередную полуголую блондинку. Кровожадный, безнравственный, пугающе гигантский… Фу таким быть, как говорят в интернетах. Но почему тогда уже более восьмидесяти лет Кинг Конг не сходит с экранов? Чего ради, начиная с далекого 1933 года, зритель исправно покупает билеты в кино, тем самым поощряя производство все новых и новых картин об этом аморальном парне?

Что мы знаем об индонезийском кино? Ну, можно вспомнить кое-что из относительно недавнего — умопомрачительный боевик «Рейд», мистический слэшер «Дара»… А дальше приходится копать глубже. Тогда можно наткнуться на индонезийского Фредди Крюгера, Леди-Терминатора, экзотическую «Мистику на Бали»… Китти Сандерс, изучив культурные особенности Индонезии, поведала о темной стороне кинематографа этой экзотической страны.

Насколько серьезным может быть влияние идеи, по сути, никогда не воплощенной? Может ли фильм, не будучи снятым, оказать сколь-либо заметное влияние на жанр и индустрию? Оказывается, может. Хотя здесь речь идет, несомненно, об уникальном случае. Именно так стоит расценивать амбициознейшую «Дюну» режиссера Алехандро Ходоровски, которая активно разрабатывалась в 1974 году, но так и не была претворена в жизнь.

Актеры, продюсеры, режиссеры, сценаристы, композиторы и люди многих других профессий, причастных к производству кино, недолго были в безопасности. В поисках новых историй, способов удивить и шокировать зрителя, авторы начали делать самих кинематографистов героями триллеров и фильмов ужасов — как главными, так и второстепенными. Сюжеты таких картин, а еще эпизодов телесериалов и мультфильмов, как-либо связанных с фильмами ужасов, мы и вспомним в этой статье.

Несмотря на то, что обителью призраков традиционно считаются заброшенные дома и замки, театры, а вернее, их закулисные помещения, хранят не меньше тайн и легенд, многие из которых носят весьма мрачный характер. В свете этого неудивительно, что вышедший в 1910 году роман Гастона Леру «Призрак Оперы» наряду с «Дракулой» Брэма Стокера и «Франкенштейном» Мэри Шелли подарил миру один из самых известных хоррор-сюжетов.