DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Статьи

Лучше фильмов про горы могут быть только фильмы ужасов про горы. Путешествие в горы — это безусловно красивая природа, потрясающие виды и непередаваемые эмоции. До тех пор, пока они не начинают показывать свое скрытое от солнца лицо, а на поверхность не вылезают монстры, притаившиеся где-то в их глубинах. Рассказ о девяти необычных и запоминающихся фильмах, показывающих горы с их мрачной стороны, подготовила Александра Горелая.

17 февраля исполнилось 80 лет со дня рождения немецкого актера Дитера Лазера. К сожалению, отметить юбилей лицедей уже не сможет — его жизнь завершилась 29 февраля 2020 года. В Рунете информации о нем не так уж много. Лазер не стремился к публичности, вот и о его смерти люди узнали лишь спустя почти полтора месяца. О творческом пути актёра, его философии и самом спорном фильме в карьере рассказывает Андрей Волков.

Сейчас, когда 2022-й едва наступил, кажется, что прошедший год останется в памяти непростым временем. Но жизнь, хотя и с известными оговорками, идет своим чередом. И мы в DARKER, как заведено, в январском номере подводим итоги и делимся ожиданиями. Но в этот раз все пройдет немного иначе. Мы решили провести небольшой эксперимент и обойтись без рейтингов, вместо этого предложив авторам, весь год писавшим о кино, высказаться напрямую, поделиться впечатлениями от того, что было, и размышлениями о том, что будет. Получилось любопытно.

Прошлый сериальный год на Западе снова окунал популярные темы расовой терпимости, феминизма и прочей «повесточки» в пучину ужастиков, мистики и триллеров. Отечественные телевизионщики пытались убедить, что наши сериалы тоже могут, а тем временем корейцы взрывали соцсети, порождая флешмобы и кучу мерча, масок и фигурок. Ну, и по давней хоррор-традиции не обошлось без экранизаций культового и вездесущего Кинга. Разобраться во всем этом и подготовиться к грядущему поможет Елена Труш.

Немецкий хоррор, о появлении которого можно уверенно говорить начиная со второй половины 1980-х гг., следует разделить на три волны, третья из которых пришлась на 2000-е. Здесь целая плеяда постановщиков — Марк Роншток и Марсель Вальц, Фрэнк В. Монтаж и Андреас Маршалл. В мейнстриме в это время вышли слэшеры «Бассейн» и «Флэшбек» (оба — 2000). Также началась деятельность радикального анонимного художника Мэриена Дора, чей шокирующий авангард выступил прикрытием для самых садистских фильмов немецкого подполья. Как в свое время о «Некромантике», зрители и критики спорили о «Каннибале» (2005), а Андреас Бетман знай себе снимал порнохоррор... О режиссере, одинаково любившем секс и насилие, рассказывает Андрей Волков.

На экранах кинотеатров новый «Крик». Поэтому включайте «Red Right Hand» Ника Кейва, под аккомпанемент которой мы разберемся, что серия сделала с жанром слешеров. И всеми нами. Текст подготовил Сергей Корнеев.

Как мог бы сказать Владимир Ильич Ленин, если бы дожил и мы его спросили: «Из всех искусств для нас важнейшими являются кино и видеоигры». А если видеоигры экранизируют, то это вообще искусство в квадрате (дисклеймер: это гнусная и мерзкая ирония). Поэтому сегодня мы поговорим об экранизациях видеоигр в жанре ужасов. Откиньте ваши кресла и надежды, переведите телефон в режим «Полет», пристегнитесь и помолитесь — мы отправляемся в краткий экскурс по экранизациям. Роль гида по виртуальным мирам взял на себя Алексей Абросимов.

Классик итальянского хоррора Дарио Ардженто не создавал джалло, но сделал его популярным. Этот жанр ассоциируется прежде всего с его именем, как саспенс с именем Альфреда Хичкока. К слову, английский мастер говорил про Ардженто так: «этот парень начинает меня беспокоить». Материал о творческом пути мастера, его идеях и их воплощениях на экране специально для DARKER подготовил Андрей Волков.

Вампир — идеальный киномонстр, из которого можно вылепить абсолютно любой образ, сэкономив на гриме и спецэффектах: достаточно одной пары накладных клыков! Нужен соблазнитель, эксплуатирующий сексуальные фрустрации поколения? Или аллегорическое отражение ксенофобии и ненависти к любой инаковости? Или просто не убиваемая обычными методами машина для убийства, крошащая героев направо и налево? Вампир может быть любым из этих образов, а также примерить на себя десятки других. О кровососах на экране, плохих и разных, рассказывает Игорь Евдокимов.

Вампиры сегодня — одни из самых популярных героев в кинематографе. Основным поставщиком вампирской братии, конечно же, является Голливуд. Но в сегодняшней статье мы обойдем Страну Грез стороной и познакомимся с вампирами, обитающими в разных уголках нашей планеты. Кровососов, достойных знакомства с нашими читателями, отбирала Александра Горелая.

Итальянский детский писатель, а по совместительству журналист Джанни Родари не только подарил миру сказку про Чиполлино, но также написал замечательное стихотворение «Чем пахнут ремесла». В нем он, увы, обошел один важный вопрос: чем же пахнет от маньяка-убийцы. Но мы и так знаем ответ — потом, кровью невинных жертв и выпотрошенными внутренностями. Впрочем, душегубы — это только часть любого мало-мальски приличного хоррора. Другой, не менее важной составляющей являются его жертвы. А они, если перефразировать другой детский стишок, тоже «всякие нужны, всякие важны». О профессиях людей, погибающих для нашего развлечения, рассказывает Алексей Абросимов.

В советское время, в условиях острой нехватки жути в организме, молодые пытливые умы придумывали байки о черных руках и зеленых простынях. Но не фольклором единым седели детские головы – родной кинематограф нет-нет да и подкидывал отдельные эпизоды, пробирающие до костей своей инфернальной ужасностью. О том, что пугало октябрят, пионеров и комсомольцев с кино- и телеэкранов вплоть до распада СССР, рассказывает Алексей Абросимов.

Кристоф Шлингензиф (1960 – 2010) — возможно, наиболее спорная фигура «нового немецкого кино», к которому он, впрочем, имел опосредованное отношение, начав профессиональную деятельность в то время, когда это кино было уже отнюдь не новым, а кумира Шлингензифа, Райнера Вернера Фассбиндера, не было в живых. Рассказ о легенде немецкого треша специально для DARKER подготовил Андрей Волков.

Тяжела доля «русского Декстера» Родиона Меглина. Что ни день — то новые испытания. Что ни ночь — то очередное убийство, или изнасилование, или и то и другое, в любой последовательности, с каннибализмом в придачу. Ведь маньяки — не абстрактное зло. Они повсюду. Среди нас. Среди наших друзей и близких. Они — это «нечто из иного мира», сокрытое за ширмой благопристойности. Топ-6 серийных убийц из сериала «Метод», прототипами которых послужили реальные маньяки, составил для наших читателей Султанбек Аббасов.

Теоретически фильмы, основанные на детских страшилках, – это гарантированные хиты. Формула опробована десятками писателей и режиссеров, аудитория есть всегда, а интерес к проекту подогревается чувством ностальгии по детству и жуткими воспоминаниями о ритуалах пионерлагерей (для бывшего СССР) или бойскаутских ночевках у костров (для США). Но – вот сюрприз – фильмов и сериалов, основанных на страшных историях для детей и подростков, не так уж много. Рассказ о самых ярких представителях не самой многочисленной категории фильмов ужасов подготовил Игорь Евдокимов.

Дети, как известно, это цветы жизни. Об этом говорил еще Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей в бессмертном произведении «12 стульев». Но не все знают, что у данного афоризма есть и продолжение, куда более мрачное. «Дети – цветы жизни… на могилах родителей». Какой бы смысл не вкладывал в уточнение извращенный разум, придумавший его, но фраза как нельзя кстати подходит к сегодняшней теме. С детьми-злодеями и детьми-жертвами знакомит читателей Алексей Абросимов.

Поверхность Земли на 70 % покрыта океанами. На остальных 30 % ютится человечество. Худо-бедно люди заселяют сушу вдоль и поперек, зачастую забираясь и повыше, там, где горный рельеф позволяет. А вот спускаться поглубже – это совсем другое дело, даже когда речь идет о твердой почве под ногами. Что уж говорить о морских недрах – их исследования затруднены не только экономическими и политическими нюансами, но и чисто физическими сложностями. Большие глубины, огромное давление и в целом весьма недружелюбная к хрупким двуногим среда делают океанские бездны такими же загадочными, как и космические просторы. С самыми жуткими обитателями киношных вод знакомит читателей Алексей Абросимов.

Рэй Деннис Стеклер – плоть от плоти нишевого кинематографа. Кинокритики братья Медвед, назвавшие Эдварда Вуда в своей книге «Удостоенные Золотой индюшки» (1980) худшим режиссером в истории кино, как-то проглядели эту лакомую фигуру, хотя есть свидетельства упоминания ими фильма Стеклера «Крыса Пфинк и Бу Бу» в числе худших фильмов. Постановщик разрушал все возможные приемы повествования – но не как Жан-Люк Годар. О творческом пути трешедела, порнографа и графомана от кино рассказывает Андрей Волков.

Ад, место для грешников, с его вечными огнями, раскаленными углями, пытками и муками, как правило, противопоставляется раю и должен пугать, мотивируя людей вести себя прилично. Увы, в современных реалиях концепция справляется с поставленной задачей из рук вон плохо, зато в художественном искусстве находит все больше и больше воплощений. О самых ярких из них рассказывает Алексей Абросимов.

Люди жестоки по своей природе и любят смотреть, когда другим больно. Вспомните все эти публичные казни, процессы над ведьмами, маленькие каморки, набитые людьми, которые пришли посмотреть, как преступника зажаривают на электрическом стуле, войны, драки, петушиные/собачьи/человечьи бои. Мы можем смотреть на все это, фыркать, закрывать глаза, говорить, как это ужасно, но каждый из нас в тайне радуется и испытывает облегчение и капельку злорадства, осознавая, что на той стороне, там, где больно, находится не он. Насилие в кинематографе в какой-то степени играет именно эту роль – отдушины, которая взрыхляет нашу внутреннюю жестокость. Рассказ о том, как развивалось насилие на экране, подготовила Александра Горелая.