DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Статьи

Вампир — идеальный киномонстр, из которого можно вылепить абсолютно любой образ, сэкономив на гриме и спецэффектах: достаточно одной пары накладных клыков! Нужен соблазнитель, эксплуатирующий сексуальные фрустрации поколения? Или аллегорическое отражение ксенофобии и ненависти к любой инаковости? Или просто не убиваемая обычными методами машина для убийства, крошащая героев направо и налево? Вампир может быть любым из этих образов, а также примерить на себя десятки других. О кровососах на экране, плохих и разных, рассказывает Игорь Евдокимов.

Вампиры сегодня — одни из самых популярных героев в кинематографе. Основным поставщиком вампирской братии, конечно же, является Голливуд. Но в сегодняшней статье мы обойдем Страну Грез стороной и познакомимся с вампирами, обитающими в разных уголках нашей планеты. Кровососов, достойных знакомства с нашими читателями, отбирала Александра Горелая.

Итальянский детский писатель, а по совместительству журналист Джанни Родари не только подарил миру сказку про Чиполлино, но также написал замечательное стихотворение «Чем пахнут ремесла». В нем он, увы, обошел один важный вопрос: чем же пахнет от маньяка-убийцы. Но мы и так знаем ответ — потом, кровью невинных жертв и выпотрошенными внутренностями. Впрочем, душегубы — это только часть любого мало-мальски приличного хоррора. Другой, не менее важной составляющей являются его жертвы. А они, если перефразировать другой детский стишок, тоже «всякие нужны, всякие важны». О профессиях людей, погибающих для нашего развлечения, рассказывает Алексей Абросимов.

В советское время, в условиях острой нехватки жути в организме, молодые пытливые умы придумывали байки о черных руках и зеленых простынях. Но не фольклором единым седели детские головы – родной кинематограф нет-нет да и подкидывал отдельные эпизоды, пробирающие до костей своей инфернальной ужасностью. О том, что пугало октябрят, пионеров и комсомольцев с кино- и телеэкранов вплоть до распада СССР, рассказывает Алексей Абросимов.

Кристоф Шлингензиф (1960 – 2010) — возможно, наиболее спорная фигура «нового немецкого кино», к которому он, впрочем, имел опосредованное отношение, начав профессиональную деятельность в то время, когда это кино было уже отнюдь не новым, а кумира Шлингензифа, Райнера Вернера Фассбиндера, не было в живых. Рассказ о легенде немецкого треша специально для DARKER подготовил Андрей Волков.

Тяжела доля «русского Декстера» Родиона Меглина. Что ни день — то новые испытания. Что ни ночь — то очередное убийство, или изнасилование, или и то и другое, в любой последовательности, с каннибализмом в придачу. Ведь маньяки — не абстрактное зло. Они повсюду. Среди нас. Среди наших друзей и близких. Они — это «нечто из иного мира», сокрытое за ширмой благопристойности. Топ-6 серийных убийц из сериала «Метод», прототипами которых послужили реальные маньяки, составил для наших читателей Султанбек Аббасов.

Теоретически фильмы, основанные на детских страшилках, – это гарантированные хиты. Формула опробована десятками писателей и режиссеров, аудитория есть всегда, а интерес к проекту подогревается чувством ностальгии по детству и жуткими воспоминаниями о ритуалах пионерлагерей (для бывшего СССР) или бойскаутских ночевках у костров (для США). Но – вот сюрприз – фильмов и сериалов, основанных на страшных историях для детей и подростков, не так уж много. Рассказ о самых ярких представителях не самой многочисленной категории фильмов ужасов подготовил Игорь Евдокимов.

Дети, как известно, это цветы жизни. Об этом говорил еще Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей в бессмертном произведении «12 стульев». Но не все знают, что у данного афоризма есть и продолжение, куда более мрачное. «Дети – цветы жизни… на могилах родителей». Какой бы смысл не вкладывал в уточнение извращенный разум, придумавший его, но фраза как нельзя кстати подходит к сегодняшней теме. С детьми-злодеями и детьми-жертвами знакомит читателей Алексей Абросимов.

Поверхность Земли на 70 % покрыта океанами. На остальных 30 % ютится человечество. Худо-бедно люди заселяют сушу вдоль и поперек, зачастую забираясь и повыше, там, где горный рельеф позволяет. А вот спускаться поглубже – это совсем другое дело, даже когда речь идет о твердой почве под ногами. Что уж говорить о морских недрах – их исследования затруднены не только экономическими и политическими нюансами, но и чисто физическими сложностями. Большие глубины, огромное давление и в целом весьма недружелюбная к хрупким двуногим среда делают океанские бездны такими же загадочными, как и космические просторы. С самыми жуткими обитателями киношных вод знакомит читателей Алексей Абросимов.

Рэй Деннис Стеклер – плоть от плоти нишевого кинематографа. Кинокритики братья Медвед, назвавшие Эдварда Вуда в своей книге «Удостоенные Золотой индюшки» (1980) худшим режиссером в истории кино, как-то проглядели эту лакомую фигуру, хотя есть свидетельства упоминания ими фильма Стеклера «Крыса Пфинк и Бу Бу» в числе худших фильмов. Постановщик разрушал все возможные приемы повествования – но не как Жан-Люк Годар. О творческом пути трешедела, порнографа и графомана от кино рассказывает Андрей Волков.

Ад, место для грешников, с его вечными огнями, раскаленными углями, пытками и муками, как правило, противопоставляется раю и должен пугать, мотивируя людей вести себя прилично. Увы, в современных реалиях концепция справляется с поставленной задачей из рук вон плохо, зато в художественном искусстве находит все больше и больше воплощений. О самых ярких из них рассказывает Алексей Абросимов.

Люди жестоки по своей природе и любят смотреть, когда другим больно. Вспомните все эти публичные казни, процессы над ведьмами, маленькие каморки, набитые людьми, которые пришли посмотреть, как преступника зажаривают на электрическом стуле, войны, драки, петушиные/собачьи/человечьи бои. Мы можем смотреть на все это, фыркать, закрывать глаза, говорить, как это ужасно, но каждый из нас в тайне радуется и испытывает облегчение и капельку злорадства, осознавая, что на той стороне, там, где больно, находится не он. Насилие в кинематографе в какой-то степени играет именно эту роль – отдушины, которая взрыхляет нашу внутреннюю жестокость. Рассказ о том, как развивалось насилие на экране, подготовила Александра Горелая.

Полет человеческой мысли, равно как и стремление к созиданию, не так-то просто остановить. Нас всех наверняка ждет еще много технических новинок, которые каких-то пару десятилетий назад мы и представить не могли. Ну а фантасты и хоррормейкеры рано или поздно придумают, как заставить нас бояться всего этого. О том, какие технические достижения нас уже пугали, рассказывает Алексей Абросимов.

В конце 1980-х и начале 1990-х, когда образ «красной угрозы» отступил и звероподобные советы перестали быть киноврагом Голливуда номер один, а злобные арабы еще не вошли в моду, американская индустрия нашла себе новый, бездонный, запас злодеев. Тенденцию можно назвать – cherchez le brit, «ищи британца». В компанию англичан и валийцев прокрался один носитель акцента куда более экзотического – шотландец Брайан Кокс. Рассказ о карьере актёра подготовил Игорь Евдокимов.

Без преувеличения: он может сыграть кого угодно – и вам это понравится. Его персонажи – герои с самых разных ступеней социальной лестницы, от андердогов до именитых профессоров. И всегда он одинаково хорош и харизматичен. Дамы и господа, встречайте, мистер Тим Рот – актер с туманного Альбиона, ставший звездой Голливуда! Сегодня мы поздравляем талантливого британца с 60-летием и вспоминаем его знаковые работы.

Речь сегодня пойдет о сновидениях и сюрреализме в темном кинематографе. Данное направление в искусстве зародилось в начале XX века, а к 20-м годам уже более-менее прочно сформировалось, не забывая, однако, медленно и печально развиваться. Основным понятием сюрреализма является так называемся сюрреальность (что логично до капитанства), которая являет собой совмещение сна и реальности. Текст подготовил Алексей Абросимов.

26 мая британской актрисе Хелене Бонем Картер исполняется 55 лет, и она по-прежнему яркая и востребованная актриса, которая прекрасна в каждой своей новой роли. За свою кинокарьеру она сыграла множество неординарных ролей, которые принесли ей славу «королевы корсетов» и женщины с сумасшедшинкой, которая способна справится с даже самым сложным персонажем. Самые яркие роли актрисы вспоминает Александра Горелая.

Вот уже десять лет DARKER обозревает и рецензирует, хвалит и критикует кинематограф «темной» волны. Среди всего этого многообразия есть одна особо дорогая сердцу категория – отечественные фильмы ужасов. Сегодня мы предлагаем читателю шаг за шагом пройти все эти десять лет и вспомнить, чем же нас радовали и огорчали (куда без этого) российские хоррормейкеры. Статью об успехах и провалах отечественного хоррора с 2011 года подготовил Вячеслав Ерлыченков.

Что может объединять Аврил Лавин, Уилла Смита, Рики Мартина, Бритни Спирс и, скажем, группы Garbage и Black Eyed Peas с одной из самых успешных подростковых антиутопических франшиз последних лет? А с зомби-постапом? А с самим Сатаной? Кроме, разумеется, их крайней популярности среди поклонников. Фрэнсис Лоуренс: клипмейкер, режиссер, продюсер, актер и недавний юбиляр, разменявший шестой десяток. Статью о его творческом пути подготовил Валерий Лисицкий.

В 19 лет Орен Пели переехал в США, где впервые начал жить один. Вырванный из большой и шумной семьи, парень испытал стресс, который усугублялся непонятными скрипами и стуками. Большинство домовладельцев прекрасно знают, что старые (да и новые) дома зачастую способны издавать звуки. Но Пели этого не знал. Впоследствии его переживания легли в основу первого фильма серии «Паранормальное явление», обзор которой подготовил Алексей Абросимов.