DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Тьма в кино. Пересматриваем классику

Глухая американская глубинка, бесконечные поля, протянувшиеся по обе стороны трассы, брат с сестрой едут домой, и больше ни души вокруг. Ни одной машины не встречается на многие десятки километров… По всем канонам жанра должно произойти событие, с которого и начнется отсчет злоключений главных героев. И оно не заставляет себя долго ждать. DARKER никак не мог обойти вниманием столь блестящий образец дорожного хоррора, как «Джиперс Криперс».

«Левиафан» цитирует фантастику ужасов рубежа 70—80-х годов — «Чужого» Ридли Скотта, а в большей степени «Нечто» Джона Карпентера, потому что использует для создания ужасного эффекта прием мутации. Правда, источником страшных превращений является не инопланетный организм, а последствия неудачного военного эксперимента по созданию биологического оружия — такое «эхо войны». Но суть остается одна — ужасное прорывается из самого человека, это не инопланетяне, не акулы и не серая слизь.

Этот фильм в немалой степени вдохновил ремесленников из студии «Asylum» на создание серии жутчайшего трэша о всяческих двухголовых, песчаных, горных и высокогорных плавающих, ползающих, летающих и бегающих по пляжу акулах. Но «Тварь» выгодно отличается от всего этого бреда хоть и фантастическим, но все же по большому счету вменяемым сюжетом, за основу которого был взят одноименный роман Питера Бенчли.

Когда в режиссерское кресло садится лауреат премии «Оскар» за визуальные эффекты, стоит ожидать как минимум зрелищного кино, что и получилось в режиссерском дебюте Джона Бруно. Вышедший в 1999 году «Вирус» основан на комиксе Чака Пфаррера и впечатляет не только спецэффектами, но и актерским составом.

Доктор Сьюзен Маккалистер пытается найти лекарство от болезни Альцгеймера, для чего ставит опыты по выращиванию мозговых клеток на акулах породы мако. Полигоном служит «Акватика», трехуровневая подводная лаборатория с целым комплексом по содержанию акул в неволе. Но в один прекрасный момент происходит непредвиденное, и подопытные акулы с увеличенным мозгом устраивают на станции форменный террор. Об акульем блокбастере «Глубокое синее море» рассказывает Кир Луковкин.

Германия, весна 1944 года. На фронтах солдаты гибнут сотнями и тысячами. А криминальная полиция Берлина ищет серийного убийцу, жертвами которого уже стали более пятидесяти женщин из разных городов и поселков. DARKER вспоминает классический триллер «Ночь, когда приходил дьявол», вышедший в 1957 году в ФРГ и номинированный на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Небольшой отряд гитлеровских солдат прибывает в румынскую деревню, чтобы занять стратегически важную позицию в местной старой крепости, не зная, что здесь им придется столкнуться со сверхъестественным Злом. Раскрывая военную тему, Алексей Петров проанализировал фильм «Крепость» Майкла Манна, основанный на одноименном романе Ф. Пола Вилсона.

Дядя Сэм — образ, использовавшийся в американских пропагандистских плакатах во время войн и наравне со статуей Свободы ставший персонификацией Соединенных Штатов. Нетрудно догадаться, что он горячо «любим» пацифистами и противниками США. Вот и для русского человека совершенно естественно горячо и всей душой любить Дядю Сэма. Если, конечно, речь идет об отличном хорроре Уильяма Ластига.

1917 год. Первая мировая война. Западный фронт. Остатки роты в количестве десяти английских солдат бродят в тумане после отступления. Уставшие, заблудившиеся, они выходят к передовой немецкой траншее, которую обороняют трое немецких солдат. Но немцы ждут врага с противоположного направления… От внимания DARKER не ускользнул британский военный хоррор «На страже смерти».

Своеобразная «картинка в картинке» — такого в «темном» кино еще не было. Получился этакий постмодернистский фильм, сильно тяготеющий к слэшеру. Чтобы воплотить подобную мысль и не промахнуться, необходимо было обладать недюжинным талантом, достаточным для совмещения умной идеи и удачного ее воплощения, не говоря уже о жанровых элементах, ведь хоррор первостепенно должен пугать. Трудно поверить, но Бигасу Луна удалось с лихвой превзойти эти требования и снять одну из наиболее эффектных картин 80-х — «Мучительная боль».

Под пристальное внимание DARKER попал классический «Сын Франкенштейна», третий в серии фильмов «Universal», снятых по мотивам романа Мэри Шелли. Первые два — «Франкенштейн» (1931) и «Невеста Франкенштейна» (1935) — признаны классикой жанра и до сих пор являются частыми гостями ретроспектив и списков ста лучших фильмов. Но «отпрыск», появившийся еще через четыре года, не имел подобного успеха и до сих пор упоминание о нем редко встретишь в текстах, посвященных фильмам ужасов.

В окрестностях одной из деревень вдруг стали происходить странные нападения на молодых и красивых девушек, которые в одну минуту становились старыми и безобразными и вскоре умирали. От старости. То, что нападало на них, было не обычным вампиром — высасывало не кровь, а молодость и с нею саму жизнь. Вспоминаем фильм культовой британской студии «Hammer» — «Капитан Кронос: Охотник на вампиров».

Босс предлагает Джону выгодную подработку: за двойную оплату расчистить подвал, заваленный мусором и ставший обителью армии крыс. Вместе с другими рабочими он принимается за дело, даже не представляя, какой кошмар ждет их в темноте… Об экранизации рассказа Стивена Кинга «Ночная смена» вспоминает Алексей Петров.

Многие поколения члены семьи Ван Даамов создавали союзы между прямыми родственниками, что привело к ужасным генетическим мутациям и болезням. Поселившиеся неподалеку люди ненавидели нечестивую семейку и подожгли замок, чтобы уничтожить это логово разврата вместе с его обитателями. Но некоторым из Ван Даамов удалось спастись от смерти, укрывшись в подземелье замка. В этих катакомбах они и стали жить, плодясь и размножаясь. О фильме «Гемоглобин», поставленном по мотивам рассказа Г.Ф. Лавкрафта, рассказывает Ирина Белова.

Голливуд не унимается и с упорством маньяка продолжает взрывать здания, топить города и вообще уничтожать планету всеми возможными способами. Вот и «Земное ядро» как раз из череды картин с самосбывающимися прогнозами… Фильм этим богат: крушение шаттла, уничтожение злосчастного моста самоубийц, превращение Колизея в руины, птичья атака на Лондон… Что-то мы забыли? Ах да! Уничтожение Земли. Мария Артемьева погрузилась в «подземную» тему так глубоко, что это едва не привело к катастрофическим для человечества последствиям…

Проведший детство в селе на Полтавщине, Николай Васильевич Гоголь еще мальчишкой с удовольствием слушал страшные сказки о чертях, ведьмах, русалках, домовых, которыми так любили пугать друг друга крестьяне, собираясь по вечерам. А потом, став писателем, использовал эти байки в своих произведениях, обрабатывая и шлифуя их, как бриллианты, заставляя сверкать новыми гранями и красками в обрамлении народного говора, народного юмора, народных обычаев и уклада жизни.

В фамильный замок древнего французского рода приезжает юная американка Люси, чтобы выйти замуж за маркиза Матюрена. Внешне европейская семья кажется солидной и благопристойной, но есть одна страшная и постыдная тайна, которая не должна быть раскрыта до свадьбы… DARKER рассказывает о фильме Валериана Боровчика «Зверь» — зоофилической сказке для взрослых и вариации на тему Красавицы и Чудовища.

Как увядающей с годами мачехе Клаудии можно победить свежесть и молодость юной красавицы Белоснежки? Если в наши дни дамы вольны прибегать к дорогостоящим чудесам медицины, пластическим операциям и ботоксу, то в Средние века у них не было выбора: только темное искусство! Только ведьмовство, злое колдунство и хардкор! Мария Артемьева вспоминает мрачную экранизацию сказки братьев Гримм с Сигурни Уивер в роли главной злодейки.

Жили-были на свете старик со старухой. Жили счастливо, не тужили, но вот детей бог им не послал. Однажды старик выкопал из земли сухой дубовый корень, по форме напоминающий человечка — голова, руки, ноги, все на месте. Старуха сильно обрадовалась, впервые увидав деревянную фигурку, — обрадовалась, да тут же положила полено в люльку. Дед принес молочка для новоявленного «младенца». Каково же было его изумление, когда обнаружилось, что полено-то — живое… Олег Ильин обозрел страшную сказку Яна Шванкмайера — фильм «Полено».

В основе фильма Джозефа Рубина «Видение» — злоключения выдающегося телепата, который принудительно участвует в секретном научном эксперименте, а затем становится жертвой преступного заговора, поднимающегося до вершин американского правительства. Причем режиссер пытался совместить в одном проекте целых три жанра. Если по основной сюжетной линии «Видение» — научно-фантастический экшн-триллер, то по мере развития событий лента все больше начинает походить на политический детектив, а при приближении к финалу вдруг становится сюрреалистическим фильмом ужасов.