DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

«Дядя Сэм» — на первый взгляд, весьма простой фильм. Режиссер как будто заигрывает с молодежной аудиторией, переделывая сюжет «Маньяка-полицейского» под слэшер. Только вместо стража порядка тут мертвый солдат, восставший, чтобы покарать жителей маленького городка за «неамериканский» образ жизни. Это последняя работа известного американского постановщика Уильяма Лустига, который в дальнейшем отошел от режиссерской деятельности. Рассказ о фильме подготовил Андрей Волков.

Если идея, лежащая в основе сюжета фильма «Воскрешение» показалась вам знакомой, то вы абсолютно правы. Хватит буквально нескольких минут, чтобы понять, что создатели не то, чтобы вдохновлялись финчеровским шедевром, а прилежно смотрели «Семь» по n-му разу, выписывая основные находки в толстые общие тетрадки, похожие, конечно же, на журналы Джона Доу. И внезапно получилось так, что фильм, не имеющий ни одной оригинальной черты, вышел вполне достойным просмотра сразу по нескольким причинам. Подробности – в обзоре от Игоря Евдокимова.

И по прошествии многих лет «Черное Рождество» остается хорошим фильмов ужасов, пусть неизбежно старомодным, но доказывающим, что классические устрашающие приемы работают всегда, и по сей день не претерпели кардинальных изменений. Для современных хоррормейкеров «Рождество» – наглядное пособие по построению жуткого повествования без пресловутой шокирующей резни, которая активно культивируется в наши дни. Обзор фильма подготовил Алексей Петров.

Он вновь спасает мир…Ну, по крайней мере пытается. Да-да, крепкий орешек Брюс. Вот только антураж дьявольски необычен, да и Уиллис играет до одури странного чувака. Впрочем, стоит ли удивляться, если у руля талантливый хулиган Терри Гиллиам, фильмы которого по определению не могут быть «нормальными». «12 обезьян» – феерическая авторская картина, о которой одни скажут: «Какая чушь!» и не досмотрят до конца. Но другие вначале поплюются, потом втянутся, а с финальными титрами вымолвят: «Это просто чума!»

Группа террористов проникает в здание ВОЗ в Женеве и разбивает сосуд с вирусом легочной чумы. Одному из террористов удается сбежать на поезде «Женева–Стокгольм», но он уже успел заразиться. В Женеву прибывает американский полковник Стивен Маккензи, ведь именно американцы оставили этот вирус на хранение в Женеве. Его задача – проследить, чтобы все свидетели утечки гарантированно замолчали. Поэтому поезд направляют к перевалу Кассандры, мост через который давно дышит на ладан. Рассказ о фильме «Перевал Кассандры» подготовила Ирина Белова.

Горан Маркович не столь известен широкой аудитории, как его коллеги Эмир Кустурица, Душан Макавеев и Александр Петрович. Однако он один из видных представителей «чешской школы» и с успехом работал как в документальном, так и в игровом кино. Маркович всегда был сторонником разноплановости в творчестве, и в его фильмографии присутствуют работы самых разных жанров. Вот и «Натуральная оспа» скорее триллер, ведь режиссер уделяет внимание не только драматическим перипетиям сюжета, но и саспенсу.

«Куджо» – это роман, о котором стыдно не знать. Одна из знаковых книг Стивена Кинга, написанная в необычной для него манере, но полюбившаяся очень многим читателям. Глубокая история, в которой нашлось место и любовной драме, и интриге, и леденящему душу ужасу… Смогла ли экранизация повторить этот успех? Рассуждениями на этот счет делится Валерий Лисицкий.

Хотя сегодня фантастические блокбастеры ассоциируются, в первую очередь, с американским кинематографом, в 60-х годах прошлого века ситуация была несколько иная. Первый полет человека в космос вдохновил советских режиссеров на создание фильмов, превосходивших по уровню съемки и спецэффектов голливудскую фантастику. В итоге нередко американские фильммейкеры просто вырезали фрагменты советских картин и вставляли в свои работы. В их числе и «Кровавая королева» Кёртиса Харрингтона, рассказ о которой подготовила Ирина Белова.

Человечество еще со времен Герберта Уэллса не ждало от встречи с инопланетным разумом ничего хорошего. Во многом в этом привычном сейчас фантастическом сюжете реализовался древний страх человека перед представителями чужого племени. Вот и режиссер Гарри Бромли Девенпорт, в противовес гуманистической фантастике Стивена Спилберга, был убежден, что инопланетяне заинтересованы в людях исключительно как в подопытных свинках. Весьма не новая трактовка, но в фильме «Экстро» она получила действительно достойное воплощение.

Фильм «Черная дыра» не только прославил на весь Голливуд Вина Дизеля, но и положил начало вполне разноплановой, но короткой серии про космического преступника Риддика, в которую вошли не только фильмы, но также игры, комиксы и даже мультики. Но настоящее восхождение героя началось с успешного блокбастера «Хроники Риддика», ставшего второй частью трилогии. Там было все: приключения, опасности, множество противников, экшен и интересная мифология вселенной. А вот первая часть – «Черная дыра» – была совсем другой. Это был хоррор.

Режиссер Гари Джонс так и остался в нише низкобюджетных ужастиков direct-to-video, получив относительную известность своими энимал-хоррорами «Пауки» и «Крокодил 2». А начинал он в далеком 1994 году с интересного треша «Москиты», сделанного в нарочито дурацком стиле старых фильмов ужасов. Гари Джонс, решил совместить «животный» сюжет с космической фантастикой, сделав завязкой фильма крушение летающей тарелки. О том, что из этого вышло, читайте в обзоре от Андрея Волкова.

По структуре сюжета фильм «Наследие» очень напоминает «Десять негритят» Агаты Кристи, но насквозь пропитанный мистикой. Та же группа случайных лиц, которых связывают тайны их прошлого, оказавшихся в одно время в одном месте. Их гибель одного за другим, хотя каждый борется за свою жизнь и против остальных. В эту смертоносную игру неожиданно оказывается втянута молодая американка Маргарет Уолш. Но так ли случайно ее появление в роковом доме?

Стэнли Кубрик принадлежит к числу нетипичных американцев среди режиссеров. Он родился в США, но по своему мировосприятию больше тяготел к европейской культуре. Постановщик не желал заигрывать с «большим кино» и в то же время не проявлял интереса и к независимой ветви американского киноискусства. Типично американские жанры трактовались режиссером в экзистенциальном ключе. Вот и «Сияние», экранизация нового тогда романа Стивена Кинга, заимствует от первоисточника лишь фабулу.

Кто в детстве не лепил снеговиков? Кажется, эта традиция существует всюду, где хотя бы иногда выпадает снег. И разве может быть что-то плохое связано с этими милыми и смешными пародиями на людей? Конечно же, нет, такое и представить-то себе сложно! Если, конечно, вы не Майкл Куни. Фильм «Снеговик» – это задорный и смешной трэш, сделанный на коленке, но с душой и любовью. Его можно ругать и ругать заслуженно, но оригинальный образ монстра заставляет простить ему многое.

Нолан – обедневший капитан рыболовного судна. Ему срочно нужны деньги, чтобы выплатить залог за лодку и вернуться из Канады в родную Ирландию. Во время одного из рейсов он видит, как косатка убивает большую белую акулу, и становится одержим идеей поймать могучее создание. На его беду, когда он исполняет свое начинание, пойманная «орка» оказывается беременной самкой. И ее «супруг» пойдет на все, чтобы отомстить за «жену» и «ребенка». Рассказ о фильме «Смерть среди айсбергов» (1977) подготовил Игорь Евдокимов.

«Отзвуки эха», по сути, классическая история о неупокоенном привидении. Этот сюжет мы не раз встречали и в кино, и в литературе. Дух невинно убиенной девушки требует от живых найти ее останки и пролить свет истины на загадочные события дней минувших. Несмотря на то, что режиссер выбрал в принципе заезженную (даже на тот момент) тему, фильм получился стоящим и не вторичным. Успех сложился из множества факторов. Подробности – в обзоре от Вячеслава Ерлыченкова.

В полнометражном кино Жауме Балагуэро дебютировал интересным триллером «Без имени», где рассказывалось об экспериментах таинственной секты с темными силами. Постановщика всегда интересовала темная сторона души человека, поэтому нет ничего удивительного, что свой второй хоррор он назвал весьма лаконично: «Тьма». В нем он попытался совместить оккультизм и семейную драму, придав сюжету черты фильмов о нехороших домах.

Фильм «Длинные волосы смерти» по праву считается одним из образцов готического хоррора. В нем присутствуют все характерные признаки этого жанра: проклятье сожженной ведьмы, которого невозможно избежать, таинственная роковая незнакомка, как орудие мести, высокие замки со стрельчатыми окнами и винтовыми лестницами, мрачные подземелья, потайные ходы, старинные семейные склепы и многое другое. Впечатлениями от этого фильма более чем 50-летней давности поделилась Ирина Белова.

«Корабль-призрак» – это еще одна лента, не сразу оцененная по достоинству. Не ясно, подкачала ли тематика, либо просто так сошлись звезды, но поначалу об этом фильме отзывались как о «середнячке», не слишком страшном и не слишком интересном. Однако он достоин иной оценки, явно более высокой, и сейчас, полтора десятка лет спустя, об этом можно говорить совершенно определенно. Подробности – в рецензии от Валерия Лисицкого.

В 2001 году в Германии, в небольшом городке Ротенбург, произошел из ряда вон выходящий случай. Одинокий гей Армин Майвес оставил на одном сайте объявление, что хотел бы найти мужчину, который хочет быть съеденным. Откликов было около 300, но лишь один, не менее одинокий гей-мазохист Брандес решил идти до конца и раствориться в своем новом друге в качестве пищи, мяса. Режиссер Мэриэн Дора был одним из первых, кто взялся за исследование страшного, ирреального мира Армина Майвеса. Результатом стал фильм «Каннибал», рассказ о котором подготовил Андрей Волков.