DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Тьма в кино. Пересматриваем классику

Босс предлагает Джону выгодную подработку: за двойную оплату расчистить подвал, заваленный мусором и ставший обителью армии крыс. Вместе с другими рабочими он принимается за дело, даже не представляя, какой кошмар ждет их в темноте… Об экранизации рассказа Стивена Кинга «Ночная смена» вспоминает Алексей Петров.

Многие поколения члены семьи Ван Даамов создавали союзы между прямыми родственниками, что привело к ужасным генетическим мутациям и болезням. Поселившиеся неподалеку люди ненавидели нечестивую семейку и подожгли замок, чтобы уничтожить это логово разврата вместе с его обитателями. Но некоторым из Ван Даамов удалось спастись от смерти, укрывшись в подземелье замка. В этих катакомбах они и стали жить, плодясь и размножаясь. О фильме «Гемоглобин», поставленном по мотивам рассказа Г.Ф. Лавкрафта, рассказывает Ирина Белова.

Голливуд не унимается и с упорством маньяка продолжает взрывать здания, топить города и вообще уничтожать планету всеми возможными способами. Вот и «Земное ядро» как раз из череды картин с самосбывающимися прогнозами… Фильм этим богат: крушение шаттла, уничтожение злосчастного моста самоубийц, превращение Колизея в руины, птичья атака на Лондон… Что-то мы забыли? Ах да! Уничтожение Земли. Мария Артемьева погрузилась в «подземную» тему так глубоко, что это едва не привело к катастрофическим для человечества последствиям…

Проведший детство в селе на Полтавщине, Николай Васильевич Гоголь еще мальчишкой с удовольствием слушал страшные сказки о чертях, ведьмах, русалках, домовых, которыми так любили пугать друг друга крестьяне, собираясь по вечерам. А потом, став писателем, использовал эти байки в своих произведениях, обрабатывая и шлифуя их, как бриллианты, заставляя сверкать новыми гранями и красками в обрамлении народного говора, народного юмора, народных обычаев и уклада жизни.

В фамильный замок древнего французского рода приезжает юная американка Люси, чтобы выйти замуж за маркиза Матюрена. Внешне европейская семья кажется солидной и благопристойной, но есть одна страшная и постыдная тайна, которая не должна быть раскрыта до свадьбы… DARKER рассказывает о фильме Валериана Боровчика «Зверь» — зоофилической сказке для взрослых и вариации на тему Красавицы и Чудовища.

Как увядающей с годами мачехе Клаудии можно победить свежесть и молодость юной красавицы Белоснежки? Если в наши дни дамы вольны прибегать к дорогостоящим чудесам медицины, пластическим операциям и ботоксу, то в Средние века у них не было выбора: только темное искусство! Только ведьмовство, злое колдунство и хардкор! Мария Артемьева вспоминает мрачную экранизацию сказки братьев Гримм с Сигурни Уивер в роли главной злодейки.

Жили-были на свете старик со старухой. Жили счастливо, не тужили, но вот детей бог им не послал. Однажды старик выкопал из земли сухой дубовый корень, по форме напоминающий человечка — голова, руки, ноги, все на месте. Старуха сильно обрадовалась, впервые увидав деревянную фигурку, — обрадовалась, да тут же положила полено в люльку. Дед принес молочка для новоявленного «младенца». Каково же было его изумление, когда обнаружилось, что полено-то — живое… Олег Ильин обозрел страшную сказку Яна Шванкмайера — фильм «Полено».

В основе фильма Джозефа Рубина «Видение» — злоключения выдающегося телепата, который принудительно участвует в секретном научном эксперименте, а затем становится жертвой преступного заговора, поднимающегося до вершин американского правительства. Причем режиссер пытался совместить в одном проекте целых три жанра. Если по основной сюжетной линии «Видение» — научно-фантастический экшн-триллер, то по мере развития событий лента все больше начинает походить на политический детектив, а при приближении к финалу вдруг становится сюрреалистическим фильмом ужасов.

Художница Клэр Купер страдает от кошмара, в котором некто с длинными рыжими волосами ведет сквозь яблоневый сад маленькую девочку. Сон повторяется вновь и вновь, и хотя ничего пугающего в нем не происходит, от ощущения грядущей беды избавиться не удается. Клэр рисует эпизоды сновидения, тревожась о том, что сон может оказаться вещим. И она не ошибается. Александр Подольский пересмотрел мистический триллер «Сновидения».

Участники общины «Поле единства» совершают коллективное самосожжение. Но происходит чудо: среди огня и дыма находят единственную выжившую. Это Синтия, самая младшая участница общины. Но нет, не все так чудесно: девушка впала в кому. Синтия приходит в себя только через тринадцать лет. Но прошлое не отпускает ее, и она начинает видеть своего покойного духовного лидера. Тот утверждает, что пока она жива, участники «Поля единства» не могут обрести покой и долгожданную благодать. Если девушка не присоединится к ним, они станут убивать других вместо нее. О фильме «Плохие сны» рассказывает Александр Фомичёв.

Индустриальный хлам наглым образом вторгается в жизнь, и слабые личности, не сопротивляющиеся подобного рода инвазии, уже попросту не могут без нее обходиться. Электроника и механика столь плотно срастаются с обыденностью, что спустя некоторое время обретают чуть ли не религиозную значимость, начинают отождествляться с чем-то сакральным, достойным преклонения. Исполненное страданий превращение героя культовой ленты Cиньи Цукамото «Тэцуо, железный человек» в машину проанализировал Олег Ильин.

Индийский «Призрак» соединяет в себе сюжетную линию «семья снимает нехорошую квартиру» с элементами «Изгоняющего дьявола» и снят не кем-нибудь, а Рамом Гопалом Варма — признанным хоррор-мейкером на своей экзотической родине.

Такаси Миике, удивительно плодовитый японский режиссер, однажды, где-то на заре карьеры, году так в 1999-м сподобился снять «Кинопробу» — странный, парадоксальный фильм, который со временем приобрел культовый статус. О фильме, поразившем своей жестокостью даже Квентина Тарантино, рассказывает Кир Луковкин.

«Звонок» — это фильм, с которого фактически начался современный J-хоррор, его отправная точка и фундамент. «Звонок» — это популярный образ девочки-призрака в белых одеждах и с черными волосами, закрывающими лицо. Это субкультура, объединяющая единомышленников со сходными художественными вкусами. Наконец, «Звонок» — это технократическое табу, наложенное на home video под страхом мучительной смерти.

Американская семья получает в наследство замок в Италии. Новоиспеченные владельцы заселяются в старинный особняк и с первой ночи испытывают на себе жуткое воздействие атмосферы мрачной обители, в недрах которой живет кто-то еще… Наш постоянный рецензент Алексей Петров пересмотрел фильм Стюарта Гордона «Урод в замке», основанный на рассказе Лавкрафта.

Секреты бессмертия и вечной жизни занимали адептов черной магии не меньше, чем алхимиков интересовала возможность получения философского камня, который бы позволял выплавлять золото из свинца. Об этом снято множество фильмов и написано не меньшее множество книг, дающих разные рецепты искомого бессмертия, но и предупреждающих о том, что ни к чему хорошему эти эксперименты обычно не ведут. Лавкрафт посвятил этой теме роман «Случай Чарльза Декстера Варда», а знаменитый сценарист Дэн О’Бэннон в 1992 году его экранизировал. О фильме «Воскресший» написала Ирина Белова.

10% классического Лавкрафта + 30% черного как смоль юмора + 60% беспощаднейшего ультранасилия. От классика «Реаниматору» достались имя и образ главного героя, а также основной сюжетный стержень с чудо-сывороткой, оживляющей мертвецов. От Стюарта Гордона и Брайана Юзны — юмор и разнообразное уродство, показанное без купюр и прикрас, — две составляющие, ставшие его фирменными чертами и, безусловно, возвысившие его над множеством безликих малобюджетных ужастиков.

Джанет — мать-одиночка, живущая вдали от больших городов вместе с сыном Бреттом и четвероногим другом Тором. Однажды тихую провинциальную жизнь нарушает зверское убийство местного рабочего, которое совпадает с возвращением из экзотической экспедиции ее брата Тэда. О фильме Эрика Реда, посвященном теме оборотней, вспомнил Алексей Петров.

Фильм «Серебряная пуля» снят по сценарию Стивена Кинга, основанному на его же романе «Цикл оборотня». Одну из удачных экранизаций Мастера, передающую атмосферу хоррора 80-х, пересмотрела Ирина Белова.

Темной дождливой ночью в отдаленной вересковой пустоши в Англии с двумя молодыми студентами происходит событие, круто меняющее их дальнейшую жизнь. Об оскароносной ленте Джона Лэндиса, в которой запечатлено одно из самых эффектных превращений в оборотня, рассказывает Мария Артемьева.