DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Тьма в кино. Пересматриваем классику

Художница Клэр Купер страдает от кошмара, в котором некто с длинными рыжими волосами ведет сквозь яблоневый сад маленькую девочку. Сон повторяется вновь и вновь, и хотя ничего пугающего в нем не происходит, от ощущения грядущей беды избавиться не удается. Клэр рисует эпизоды сновидения, тревожась о том, что сон может оказаться вещим. И она не ошибается. Александр Подольский пересмотрел мистический триллер «Сновидения».

Участники общины «Поле единства» совершают коллективное самосожжение. Но происходит чудо: среди огня и дыма находят единственную выжившую. Это Синтия, самая младшая участница общины. Но нет, не все так чудесно: девушка впала в кому. Синтия приходит в себя только через тринадцать лет. Но прошлое не отпускает ее, и она начинает видеть своего покойного духовного лидера. Тот утверждает, что пока она жива, участники «Поля единства» не могут обрести покой и долгожданную благодать. Если девушка не присоединится к ним, они станут убивать других вместо нее. О фильме «Плохие сны» рассказывает Александр Фомичёв.

Индустриальный хлам наглым образом вторгается в жизнь, и слабые личности, не сопротивляющиеся подобного рода инвазии, уже попросту не могут без нее обходиться. Электроника и механика столь плотно срастаются с обыденностью, что спустя некоторое время обретают чуть ли не религиозную значимость, начинают отождествляться с чем-то сакральным, достойным преклонения. Исполненное страданий превращение героя культовой ленты Cиньи Цукамото «Тэцуо, железный человек» в машину проанализировал Олег Ильин.

Индийский «Призрак» соединяет в себе сюжетную линию «семья снимает нехорошую квартиру» с элементами «Изгоняющего дьявола» и снят не кем-нибудь, а Рамом Гопалом Варма — признанным хоррор-мейкером на своей экзотической родине.

Такаси Миике, удивительно плодовитый японский режиссер, однажды, где-то на заре карьеры, году так в 1999-м сподобился снять «Кинопробу» — странный, парадоксальный фильм, который со временем приобрел культовый статус. О фильме, поразившем своей жестокостью даже Квентина Тарантино, рассказывает Кир Луковкин.

«Звонок» — это фильм, с которого фактически начался современный J-хоррор, его отправная точка и фундамент. «Звонок» — это популярный образ девочки-призрака в белых одеждах и с черными волосами, закрывающими лицо. Это субкультура, объединяющая единомышленников со сходными художественными вкусами. Наконец, «Звонок» — это технократическое табу, наложенное на home video под страхом мучительной смерти.

Американская семья получает в наследство замок в Италии. Новоиспеченные владельцы заселяются в старинный особняк и с первой ночи испытывают на себе жуткое воздействие атмосферы мрачной обители, в недрах которой живет кто-то еще… Наш постоянный рецензент Алексей Петров пересмотрел фильм Стюарта Гордона «Урод в замке», основанный на рассказе Лавкрафта.

Секреты бессмертия и вечной жизни занимали адептов черной магии не меньше, чем алхимиков интересовала возможность получения философского камня, который бы позволял выплавлять золото из свинца. Об этом снято множество фильмов и написано не меньшее множество книг, дающих разные рецепты искомого бессмертия, но и предупреждающих о том, что ни к чему хорошему эти эксперименты обычно не ведут. Лавкрафт посвятил этой теме роман «Случай Чарльза Декстера Варда», а знаменитый сценарист Дэн О’Бэннон в 1992 году его экранизировал. О фильме «Воскресший» написала Ирина Белова.

10% классического Лавкрафта + 30% черного как смоль юмора + 60% беспощаднейшего ультранасилия. От классика «Реаниматору» достались имя и образ главного героя, а также основной сюжетный стержень с чудо-сывороткой, оживляющей мертвецов. От Стюарта Гордона и Брайана Юзны — юмор и разнообразное уродство, показанное без купюр и прикрас, — две составляющие, ставшие его фирменными чертами и, безусловно, возвысившие его над множеством безликих малобюджетных ужастиков.

Джанет — мать-одиночка, живущая вдали от больших городов вместе с сыном Бреттом и четвероногим другом Тором. Однажды тихую провинциальную жизнь нарушает зверское убийство местного рабочего, которое совпадает с возвращением из экзотической экспедиции ее брата Тэда. О фильме Эрика Реда, посвященном теме оборотней, вспомнил Алексей Петров.

Фильм «Серебряная пуля» снят по сценарию Стивена Кинга, основанному на его же романе «Цикл оборотня». Одну из удачных экранизаций Мастера, передающую атмосферу хоррора 80-х, пересмотрела Ирина Белова.

Темной дождливой ночью в отдаленной вересковой пустоши в Англии с двумя молодыми студентами происходит событие, круто меняющее их дальнейшую жизнь. Об оскароносной ленте Джона Лэндиса, в которой запечатлено одно из самых эффектных превращений в оборотня, рассказывает Мария Артемьева.

Его зовут Билайл. Он представляет собой крупную, глупую, кровожадную, грушеобразную голову, донельзя мстительную и злопамятную и в довершение оснащенную острыми, как у пираньи, зубами и парочкой когтистых лап. Об этом омерзительном создании рассказывает Олег Ильин.

«Старлайнер» — современный жилой комплекс на острове, просто райское место с недорогими квартирами, удобной и развитой инфраструктурой, сетью магазинов, бассейном, площадкой для гольфа и всем прочим, что нужно для комфорта, работы и отдыха. Посетить место, придуманное светилом боди-хоррора Дэвидом Кроненбергом, приглашает Ирина Белова.

Старшеклассник Билл Уитни живет с постоянным чувство тревоги — «что-то страшное грядет!» Он подозревает собственную сестру и родителей в «нечеловеческой принадлежности». Билла преследуют галлюцинации, но что если он хоть немного прав в собственных жутких предположениях?

Сканнеры – люди с необычными телепатическими способностями, умеющие читать мысли других, управлять людьми, внушая им свои мыслеобразы, контролировать их действия, оказывать дистанционное физическое воздействие и даже убивать силой взгляда и мысли... Наша постоянная рецензентка Ирина Белова вспоминает культовую классику Дэвида Кроненберга.

В 1988 году мэтр английского кинематографа, имеющий противоречивую, а временами и прямо скандальную славу Кен Рассел, сделавший к тому моменту уже немало фильмов темного жанра – изысканную «Готику» (1986), запрещенных в Италии «Дьяволов» (1971), шокирующий «Другие ипостаси» (1980) и «Преступления по страсти» (1984) – неожиданно обращается к экранизации и пишет сценарий по книге Брэма Стокера «Логово Белого Червя»…

В 1959 году вышел фильм Жоржа Франжю «Глаза без лица», успех которого породил волну подражаний и фильмов о безумных докторах и ученых, таких как «Руки Орлока» и «Безликие». Некоторые режиссеры экспериментируют, соединяя с разной долей успеха готику и научную фантастику об ученых-безумцах. Иногда это выливается в сумбурную эклектику, как мексиканское «Зеркало ведьмы» Чано Уруэта. Но иногда – в визуально безупречную, готически мрачную историю, каким стал фильм Джорджио Феррони «Мельница каменных женщин».