DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

Режиссер Жак Турнёр, известный любителям хоррора по фильмам «Ночь демона», «Люди-кошки» и сериалу «Сумеречная зона», в конце своей карьеры решил похулиганить и снять черную комедию, которую так и назвал – «Комедия ужасов». И собрал в ней самые сливки актерского сообщества. Об одном из первых фильмов в жанре черной комедии подготовила рассказ Ирина Белова.

После абсолютного успеха «Дракулы», воплощенного Белой Лугоши, студия Universal Pictures решила продолжить работу над фильмами жанра ужасов и следом был выпущен «Франкенштейн», открывший миру статного Бориса Карлоффа. Следующим проектом стала лента «Мумия», снятая по мотивам пьесы Нины Уилкокс Патнем и Ричарда Шайера. Снятый в 1932 году, фильм является одним из первых звуковых фильмов ужасов, рассказ о котором подготовила Элизабет Барк.

В недалеком будущем в Америке появятся парки отдыха нового поколения. В трех исторических зонах – Западном мире, Средневековье и Древнем Риме – посетители живут рядом с андроидами, не отличимыми от людей. Посетители могут делать с ними практически все, что хотят: те не дадут настоящего отпора и не откажут. Так считали их создатели, но постепенно андроиды начали выходить из-под контроля, чтобы в один ужасный день обрушить на мучителей весь свой гнев.

В хранилище музея вспыхнул пожар, уничтоживший все экспонаты. Кроме одного — совсем не пострадавшей в огне старинной глиняной статуи со странной надписью на иврите в складках одежды. Во время осмотра статуи погибает смотритель музея, а его помощник Пимм замечает, что положение ее рук изменилось. Экспонат устанавливают в главном зале музея, при этом гибнет электрик. Полиция ведет расследование странных смертей. А Пимм узнаёт, что глиняный истукан – это легендарный пражский Голем, созданный несколько веков назад для защиты евреев.

Все мы любим тайны. Особенно тайны, не ограничивающиеся строгостью реального мира, а неразрывно связанные с миром воображаемым: легенды, мифы и просто прекрасные в своей загадочности истории. А какие тайны могут хранить тихие города, улицы которых словно застыли во времени, чтобы стать невольными свидетелями историй, на них происходящих? В 1969 году режиссеры Иржи Брдечка, Милош Маковец и Эвальд Шорм познакомили зрителя с ночной Прагой и тайнами, которые открываются, лишь когда солнце скрывается за горизонтом.

«Франкенштейн встречает Человека-волка» – это ни много ни мало первое экранное противостояние монстров из классической серии фильмов ужасов студии Universal, и состоялось оно в 1943 году. То, что сегодня назвали бы словом «crossover», тогда обозначили «ensemble»; сегодня между именами персонажей в названии поставили бы «против», а тогда писали просто «встречает».

Парень в серебряной маске раздаёт в метро билеты на фильм без названия. Девушка берёт у него два билета, для себя и для подруги. Кино оказывается фильмом ужасов, в котором группа молодёжи открывает могилу, в которой лежит похожая маска. И предсказание, что одевший маску станет первым, кто впустит демонов в наш мир... В ушедшем году классический хоррор Ламберто Бавы отметил 30-летие. По такому случаю Ирина Белова пересмотрела «Демонов» и поделилась впечатлениями.

В 2015 исполнилось полвека со дня выхода на экраны триллера Романа Полански «Отвращение» с Катрин Денёв в главной роли. Спустя годы бессмысленно определять, кому этот фильм дал больший толчок, но совершенно очевидно, что без «Отвращения» не было бы ни «квартирной» трилогии Полански, ни знаковых ролей Денёв под крылом Франсуа Трюффо и Луиса Бунюэля. Но сегодня мы вернёмся в прошлое и пересмотрим, с чего всё началось. А поможет нам в этом Александр Колесников.

Кажется, ещё вчера мы ходили в кино на первый «Город грехов» — но в минувшем году и он справил первый юбилей. Те, кто видели его на видео, вероятно, не смогут понять, насколько потрясающим был эффект: ты входил в кинотеатр, собираясь посмотреть фильм, основанный на комиксе, и оказывался прямо перед страницей этого комикса — с той разницей, что она двигалась и реплики персонажей звучали, а не возникали в «пузырях». Василий Рузаков в очередной раз открыл для себя — и для читателей — это зрелище: стильное, эмоциональное и неповторимое.

Не успев начаться, 2016-й принёс в мир кино печальную весть: умер Алан Рикман, яркий мастер отрицательных ролей, будь то профессор Снейп из «Гарри Поттера» или судья Тёрпин из «Суини Тодда». А ещё «неповторимый, сексуальный, великолепный, король девичьих снов». Как бы ни были злы его киногерои, когда они погибали, глаза у девочек всегда были на мокром месте. Не ищите логики — такие вот эмоции. Как эта рецензия на единственный в карьере Рикмана фильм ужасов.

Девушки, ехавшие себе на грузовике по тропическому лесу, были арестованы, обвинены в пособничестве мятежникам и доставлены в концлагерь. Здесь их будут допрашивать — и, честно сказать, палачу не особенно интересно, знают они что-нибудь или нет: ему просто нравится эта работа... О фильме Джесса Франко, снятом в некогда популярном поджанре WIP, рассказывает Василий Рузаков.

Эксперименты по оживлению мертвецов наконец-таки довели Герберта Уэста до тюрьмы. Но спустя тринадцать лет, проведённых за решеткой, у него появляется шанс в лице доктора Говарда Филлипса продолжить свои безумные опыты. О картине Брайана Юзны «Возвращение реаниматора», по совместительству — триквеле культовой франшизы, вышедшему в 2003 году, рассказывает Иван Иванов.

Ренни Харлин — режиссер крайне неровный и неоднозначный и, как и многие другие, на заре своей карьеры с обращался к хоррору. В 1987 году он поставил фильм, который не только идеально подходит тюремной теме, но даже носит созвучное ей название — «Тюрьма». Об этой подзабытой картине из 80-х рассказывает Игорь Евдокимов.

Дерек Кейлор, ветеран Вьетнама, устраивается водителем к местному боссу мафии Вику Моретти и не придумывает ничего умнее, как затеять интрижку с его подругой. Вик, узнав об измене, убивает девушку, обвинив в этом Дерека, и отправляет его в тюрьму смертников, где сидит его брат Фрэнки, и при этом просит брата устроить тому нескучную жизнь на новом месте. В этой же тюрьме полковник Берджесс проводит на зеках испытания препаратов, стремясь создать непобедимых солдат-убийц… «Зомби в камерах смертников» не ускользнули от внимания Ирины Беловой.

Не знаете, где ваш мозг? Ушёл из дома и не вернулся? Только из соседской ванны доносится подозрительное чавканье… Спросите у Брайана или Элмера: кто-то из них точно знает, в чём дело. А если нет, то поинтересуйтесь у Евгения Ионова, который пересмотрел фильм Фрэнка Хененлоттера «Повреждение мозга» и даже написал на него рецензию. Он уж наверняка расскажет. Конечно, если сумеет привести свой собственный мозг в норму.

В 1986 году Фред Деккер снял фильм, который придётся по душе любому настоящему поклоннику жанра, так как буквально сочится аллюзиями и пародирует множество всем известных клише. Ирина Белова обнаружила в ткани фильма десятки деталей от фильмов про инопланетян, маньяков, безумных учёных, зомби и множество оммажей в адрес мэтров хоррора. А сколько обнаружите вы?

Копы преследуют бандита в серии динамичных сцен, полных погонь, выстрелов и насилия. Казалось бы, причём тут фильмы ужасов? Всё просто: в деле об ограблении замешан инопланетянин, способный вселяться в тела людей. А ещё фанатеющий от секса, наркотиков и рок-н-ролла. Для рецензента задача непростая: выяснить, что в фильме от полицейского боевика, а что от ужасов, и стоит ли его смотреть поклоннику хоррора? Решить её попробовал Иван Иванов.

Учёный, который вывел новую разновидность паразитов, считая, что работает на правительство, узнаёт, что на самом деле его изобретение нужно некоей беспринципной корпорации. Заражённый своим созданием, он бежит, стремясь успеть разработать вакцину. На просторах постапокалиптического мира он встречает банду агрессивных хулиганов и молодую красавицу, которая выращивает лимоны… «Паразит» Чарльза Бэнда пересмотрел Василий Рузаков.

Нужно ли объяснять фанату ужасов что такое слэшер? Нужно ли напоминать о «типовом наборе» которым пользуются создатели подобных фильмов? «Последняя девушка», убийца в маске, игра «угадай, в каком порядке жертвы отправятся на тот свет» — всё это было снято, переснято, спародировано, переосмыслено и опять спародировано. Из подобных «переосмыслений» наиболее котируется крэйвеновский «Крик». Однако ещё в 1980-м появился фильм, покусившийся на «святая святых» — убийцу в маске...

Когда-то DARKER уже рассказывал о фильмах, навеянных рассказом «Музей восковых фигур» Гастона Леру. Но одно дело пробежаться по всем лентам галопом и совсем другое устремить пристальный взор на одну из них. Ирина Белова пошла по второму пути. В своей рецензии она анализирует не просто одну из самых любопытных историй о злодее в восковой маске, но и лебединую песню всего классического итальянского хоррора.