DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Тьма в кино. Пересматриваем классику

Это может показаться странным, но «Леди исчезает» – по-настоящему добрая кинолента. Фильм насквозь пропитан понятиями чести, взаимовыручки, любви и уважения. Не важно, что за окном уже двадцать первый век и компьютерные технологии способны создавать на экране невероятные фантастические миры. Черно-белый, лишенный всякой бессмысленной мишуры фильм «Леди исчезает» моментально заберет ваше внимание. И поверьте, как только вас коснуться цепкие пальцы сэра Альфреда Джозефа Хичкока, вам уже не выбраться. Такое кино не умрет никогда. На то оно и классика.

Картина хороша своей обезоруживающей старомодной непосредственностью, когда жесткий по смыслу триллер воспринимаешь как доброе «ламповое» кино, практически для семейного просмотра. Спустя несколько лет выйдет «Слепой ужас» Ричарда Флайшера, лента с условно схожей фабулой (незрячая девушка противостоит маньяку), и это будет уже шокер нового формата, под стать современным психологическим жутикам. А «Дождись темноты» – кино действительно из другой эпохи, скорее для ценителей прекрасного, а не фанатов жести.

Про шведский хоррор-кинематограф многие узнали только когда в прокат вышла «вампирская» лента «Впусти меня» (2008), к которой американцы тут же сделали ремейк. Однако шведское кино развивалось по тем же законам, что и другие европейские кинематографии, оттого страшные темы в скандинавском кино пусть изредка, но освещались. Сам Ингмар Бергман в 1968 году снял «Час волка», который можно классифицировать как психопатологический триллер. «Посетители» же более жанровая работа, которую показывали в 1990-е в России по кабельному ТВ и издавали на VHS. Многим с тех пор этот фильм и запомнился.

«Комната страха» – это крепкий high-concept-триллер о вторжении в дом, который можно с удовольствием посмотреть, если не забивать себе голову киноманскими знаниями, чтобы вдоволь попереживать за симпатичных героинь, в перерыве между обгрызанием ногтей крича в экран бесполезные советы из серии «Да что ж ты делаешь?».

Несмотря на то, что за окном уже давным-давно двадцать первый век и бал правят компьютерные технологии и сверхреалистичные спецэффекты, фильмы Лучио Фульчи по-прежнему привлекают зрителей. В них есть атмосфера, саспенс, море крови и, безусловно, филигранное мастерство с которым мэтр демонстрировал нам свои жуткие истории. «Дом часов» – одна из последних работ режиссера, снятая не для широкого проката, а для показа на ТВ. Обзор фильма подготовил Вячеслав Ерлыченков.

Если не знать, что «Временная петля» – это мрачный фантастический триллер, с головоломным сюжетом и слэшерными мотивами, то в по итогам завязки фильм может показаться пикантной комедией. На самом же деле, это история без начала и конца в привычном понимании. Сюжет – замкнутая система, из которой есть только эмоциональная точка выхода, а не физическая. Истинный ужас ситуации в ее необратимости и безысходности. Обзор фильма подготовил Алексей Петров.

Альберт Левин (1894—1968) работал штатным сценаристом MGM, со временем дослужившись до руководителя сценарного отдела. Также он был личным ассистентом руководителя студии Ирвинга Тальберга, после смерти которого перешел на другую крупную студию Paramount, где и начал режиссерскую карьеру. Одна из его работ — «Портрет Дориана Грея» — классическая экранизация единственного романа Оскара Уайльда, обзор которой подготовил Андрей Волков.

Итак, «Кровь и пончики». Вампир по имени Бойа мирно проспал в заброшенном доме целых двадцать пять лет, прежде чем его разбудил метко закинутый в окно мячик для гольфа. Кровосос пробудился от долгой спячки, выполз из мешка и отправился в путь, знакомиться с изменившимся за четверть века окружением… И нет, он не намерен устраивать кровавую баню, вербовать последователей или искать соплеменников, чтобы непременно стать их вожаком. Подробности — в рецензии Валерия Лисицкого.

«Наращивание волос» – это классический пример того, что представляют собой ужастики из страны Страны восходящего солнца. Специфический юмор, странные герои, гротескные и отвратительные сцены смертей… Смотреть его без подготовки не стоит – это верно. Если же вы уже закалены просмотром экзотических лент и умеете видеть в них то, за что они ценятся, то и эта вас не разочарует. Подробности — в рецензии Валерия Лисицкого.

«На смертном одре: Постель-людоед» – фильм самобытный. Он не ориентирован на массового зрителя, в какой-то мере это даже артхаус, который можно запросто закидать тапками за медлительность и неочевидность, за пассивность и безэмоциональность персонажей. При этом сюжет и сама история понятны, но вот манера подачи, образы и отдельные сцены рассчитаны на зрителя, живущего эмоциями и впечатлениями, а не логикой и грубым анализом происходящего. Это фильм-меланхолия, фильм-настроение, который проще прочувствовать, чем понять. Подробности – в обзоре от Вячеслава Ерлыченкова.

«Изгоняющий дьявола» – продукт своего времени, итоговый проект, закрывший тему сатанинской истерии в кино рубежа 60-х и 70-х годов, начатую «Оменом» и «Ребенком Розмари». Что позволяет «Экзорцисту» оставаться интересным и актуальным до сих пор – это грамотный баланс внешних «шокеров» и внутреннего содержания. Обзор этого культового фильма специально для номера DARKER, посвященного проклятиям, подготовил Игорь Евдокимов.

«Дом, где стекает кровь» — это одна из первых хорроров-антологий студии Amicus Productions, благодаря которым она и прославилась. Фильм состоит из четырех историй, объединенных сквозным повествованием. В центре сюжета дом, пользующийся дурной славой. «Дом» стал дебютом для режиссера Питера Даффелла, до этого снимавшего сериалы, однако сегодня он входит в пантеон классики английского хоррора. Подробности — в рецензии Андрея Волкова.

В отличие от многих своих коллег, Фульчи практически не снимал джалло. Но и автором зомби-фильмов он не был. Зомби представлялись Лучио восставшей злой силой, совсем как в Апокалипсисе. Режиссер был религиозен и перенес немало христианских представлений о демонах и аде в свои полотна. Таков и «Город живых мертвецов». Несмотря на название, он вовсе не о мертвецах. Подробности — в обзоре фильма, который подготовил Андрей Волков.

История, рассказанная в фильме «Отель ужасов», корнями уходит в глубокое и многими считающееся позорным прошлое. В 1692 году в Новой Англии еще в полный рост шла охота на ведьм. Голословного обвинения было достаточно, чтобы почти наверняка отправить на костер ту или иную женщину, что, собственно, и происходит с некоей Элизабет Селвин, живущей в вымышленном городке Вайтвуд. Обзор фильма подготовил Валерий Лисицкий.

Сюжет «Города-призрака» строится вокруг полицейского Лэнгли, которому поручено найти Кейт, пропавшую дочь местной большой шишки. Служитель порядка отправляется на поиски девушки и фантастическим образом попадает в другой мир, место, где замерло само время, где мертвые не знаю покоя. Естественно, обитатели этого гиблого мира сразу делятся на два лагеря. Обзор фильма подготовил Вячеслав Ерлыченков.

«Темный город» вышел на год раньше «Матрицы», но оказался в тени более успешного собрата по теме, хотя он тоньше и интереснее. И так вся карьера Пройаса, чей главный кассовый успех – «Я – робот» – самый скучный и коммерчески вылизанный его фильм. В общем, если и есть на свете недооцененный гений, то это Алекс Пройас. И все, что можно с этим поделать – посоветовать как можно большему числу зрителей посмотреть «Темный город», обзор которого подготовил Игорь Евдокимов.

«Черная вдова» – это история двух женщин. Очаровательная Катрин пользуется заслуженной популярностью у мужчин. В обмен на ее руку и сердце они готовы разделить с красоткой все свое значительное состояние. Правда, неожиданный сердечный приступ очень быстро переводит Катрин из статуса молодой жены в статус безутешной вдовы. Другая героиня – Алекс Барнс – федеральный агент, которая по чистой случайности замечает закономерность в череде смертей обеспеченных американцев.

«31-й км» — это весьма специфический хоррор. У него своеобразная драматургия, совсем иное визуальное воплощение, другая расстановка акцентов. В повествовательном аспекте лента ближе к восточной в целом и японской в частности культуре. При этом кино не стесняется в редкие моменты активировать западную страсть к гриму и визуальному устрашению. А на выходе от такой синергии получается самобытный, мрачный и тревожный ужастик, рассказ о котором подготовил Алексей Абросимов.

К концу 80-х годов прошлого века итальянский хоррор окончательно уступил место американским ужастикам. Многие классики жанра в это время отошли от дел, кто-то ушел на телевидение, как, например, Ламберто Бава, а вот Дарио Ардженто решил попытать счастья, создавая копродукции с главной кинематографией мира. «Травма» — первый такой фильм, который маэстро снял в своем любимом жанре джалло. Подробности — в обзоре от Андрея Волкова.

Драматический триллер с бесхитростным названием «Монстр» снят по мотивам жизни Эйлин Уорнос, серийного убийцы, примечательного своим полом – женским. Реально, в мировой истории дама-маньячка – явление редкое и своеобразное по природе. У любого преступления, даже самого безумного, есть причины, которые в художественном формате и исследует кинокартина Пэтти Дженкинс. Обзор фильма подготовил специально для «женского» номера DARKER Алексей Петров.