DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

18 августа Роман Полански, человек крайне непростой и интересной судьбы, отметил 90-летие. Будучи всю жизнь героем шокирующих и скандальных новостей, он все же занял свое заслуженное место культового режиссера, современного классика, мастера, чьи работы будут исследоваться очень долго. А учитывая, что круглая дата идеально совпала с темой номера, пришла пора рассмотреть последнюю часть «квартирной трилогии», еще не появлявшуюся на страницах журнала - фильм «Жилец», о котором расскажет Олеся Мезенина.

Интересен круговорот хоррора в природе. В 1974 году молодой режиссер Тоуб Хупер выпустил «Техасскую резню бензопилой», малобюджетный слэшер, внезапно ставший мировым хитом и обретший культовую славу. Спустя несколько лет сериальный постановщик Дэннис Доннелли, заручившись поддержкой продюсера Тони Дидио, жаждавшего схожего коммерческого успеха, снял «Кошмар дома на холмах» (он же - «Убийства инструментами»). Про оригинал культового хоррора расскажет Алексей Петров.

«Техасскую резню бензопилой» и «Кошмар дома на холмах» разделяет почти тридцать лет. Между этими фильмами нет ничего общего, кроме жанра и маньяка. Более того, если дебют Хупера сознательно практически бескровный, то ремейк классического грайндхауса «Кошмар дома на холмах» явно не для слабонервных. Постоянный автор DARKER Андрей Волков рассказывает о фильме.

Фильмы Кормана-продюсера бывают или вполне приличными (а то и классическими или культовыми) малобюджетками, или же халтурой в прямом значении этого слова. В 1990-е фильмы от Кормана чаще оказывались как раз халтурой, но в это десятилетие есть светлое пятно в виде его своеобразного «ирландского» периода. Классическую историю нехорошего «Дома проклятых» рассказывает Андрей Волков.

Дункан Джонс полюбился многим зрителям за минималистичный сай-фай «Луна 2112» и спорный, но по-своему очаровательный «Варкрафт». Но между этими невероятно разными картинами притаился оригинальный фильм, который рассматривает существование параллельных вселенных не где-нибудь, а в нейронах нашего мозга. Оригинальный концепт «Исходного кода» вспоминает Анастасия Достиева.

Фильм «Трон» в свое время поразил множество кинематографистов на создание новых историй о виртуальной реальности и ее кошмарах. Смелая идея Стивена Лисбергера вдохновила также и режиссера Бретта Леонарда на создание своей истории о виртуальном безумии. За плечами у постановщика был лишь низкобюджетный ужастик вышедший на видео, поэтому продать свой сценарий «Кибербог» в комплекте с услугами режиссера было довольно непросто. И тут на сцене появляются продюсеры с правами на абсолютно не связанный рассказ Стивена Кинга. Про здоровенный шмат жутких спецэффектов и оригинальной актерской игры из 1990-х под обманчивым названием «Газонокосильщик» вспоминает Камдок Ким.

Картина «Тринадцатый этаж» (1999), раскрывающая модные на тот момент темы виртуальной реальности, искусственного интеллекта и философских вопросов об иллюзорности всего сущего, обладала богатым потенциалом, чтобы привлечь внимание ценителей умной фантастики, собрать кассу и впоследствии стать культовой классикой. Но, увы, не срослось. А виновата, как всегда, «Матрица». За эстетичный и крайне любопытный фантастический триллер замолвит словечко Алексей Абросимов.

Всегда ли оригинал лучше своего ремейка? Можно ли расценивать версии одного и того же фильма как самостоятельные произведения? Другими словами - стоит ли смотреть «У холмов есть глаза» Уэса Крейвена образца 1977 года или ограничиться римейком Александра Ажа? Свои доводы и любопытные трактовки относительно оригинала приводит Андрей Волков.

Всегда ли оригинал лучше своего ремейка? Можно ли расценивать версии одного и того же фильма как самостоятельные произведения? Другими словами - стоит ли смотреть «У холмов есть глаза» Александра Ажа образца 2006 года или ограничиться первоисточником Уэса Крейвена? Ответный удар в битве «оригинал/ремейк» наносит Камдок Ким.

Комедия Илайя Крэйга могла бы стать очередной пародией на фильмы ужасов, в духе франшизы «Очень страшное кино», чьи кассовые сборы на последних частях стали сильно проседать, а качество - стремиться к плинтусу. К счастью, «Убойные каникулы», провалившись в прокате, подарили зрителям остроумный стеб над клише «слэшера из глубинки». О культовой черной комедии рассказывает Камдок Ким.

«Приготовьтесь к настоящему кошмару!» Таков был нескромный слоган «Границы», когда она вышла в мировой прокат во второй половине нулевых. И как бы субъективно ни воспринималось понятие «истинного ужаса», многим из целевой аудитории фильм действительно понравился. Картина Ксавье Жанса – по-прежнему зрелищный натуралистичный хоррор для зрителей, способных переваривать откровенную жесть. О фильме рассказывает Алексей Петров.

В 1974 году в свет вышел дебютный роман Стивена Кинга «Кэрри». Критика приняла книгу прохладно, однако продажи не подвели, в результате права на экранизацию приобрела студия 20th Century Fox. За работу взялся режиссер Брайан Де Пальма, снимавший до этого в основном низкобюджетные триллеры под сильным влиянием Хичкока. С рассказом о получившемся в результате классическом хорроре дебютирует Владимир Грейвсхолд.

Образ Фредди Крюгера, подгоревшего маньяка со своеобразным чувством юмора, прочно закрепился за Робертом Инглундом. Изначально комедийный актер с головой ушел в жанр ужасов, будь то незабвенный образ Фредди, роли второго плана в экранизациях Стивена Кинга или же главная роль в трэш-зомби-хорроре. В 1988 году, играя Крюгера уже четвертый раз, мистер Инглунд решил попробовать себя и в роли режиссера. Что из этого вышло? Расскажет Владимир Грейвсхолд.

Американец с итальянскими корнями Фрэнк ЛаЛоджиа был активен в 1980-1990-е, когда, с перерывами, выпустил три «страшные» ленты, созданные в поджанрах фэнтези и семейного триллера. «Леди в белом» является хорошим жанровым продуктом, сочетающим авторскую фантазию с убедительной актерской игрой и качественными спецэффектами. К классическому, но малоизвестному фильму из 80-х возвращается Андрей Волков.

В 1998 году издательство Shogakukan в Японии выпустило в свет первые страницы новой манги культового писателя и художника Дзюндзи Ито. А через пару лет сценарист Кэнго Кадзи и режиссер-дебютант Акихиро Хигути взялись за ее экранизацию. Получилось ли у них встать в один ряд с другой культовой экранизацией, «Звонком» Хидео Накаты, или «Спираль» затерялась на фоне волны j-horrora? Ответ на этот вопрос даст Камдок Ким.

Аргентинский «Мёбиус» оказался на редкость удачным студенческим проектом, взявшим за основу научно-фантастистческий рассказ середины века. А как история о потерявшемся в тоннелях поезде метро превратилась в притчу о человеческой отчужденности расскажет Андрей Волков.

Один культовый фильм в портфолио — это много или мало для кинорежиссера? Условные Стивен Спилберг, Джеймс Кэмерон или Джон Карпентер на такой вопрос лишь посмотрят снисходительно да промолчат, ибо и так все уже давным-давно сказали. Но в тени форменных мастодонтов индустрии полным-полно менее известных творцов — кто-то недостаточно талантлив, а кому-то просто не повезло. К последним, без сомнения, можно отнести Ричарда Келли, ведь его дебюта «Донни Дарко» уже хватило, чтобы вписать имя автора в историю кино. О фильме рассказывает Алексей Абросимов.

Умберто Эко — прежде всего ученый, историк-медиевист и культуролог, а уже потом писатель. Свой первый роман «Имя розы» он написал в редкие свободные от университетской науки часы. У Эко вышла практически идеальная книга, рассчитанная на разные уровни восприятия, с непременной конспирологической теорией в центре сюжета. Ввиду большого коммерческого успеха романа экранизация была лишь делом времени. Именно о ней расскажет Андрей Волков.

Итальянский режиссер Пупи Авати, несмотря на несколько снятых хорроров, редко причисляется к мастерам европейской школы ужасов. Его деятельность протекала на стыке жанрового кино и артхауса, так что большая часть снятых им «страшных» фильмов едва ли вызовет восторг у среднестатистического хоррормана. Уж слишком они необычные. Об одной из таких «темных лошадок», фильме «Зедер», рассказывает Андрей Волков.