DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

В Германии, из-за немилосердной к хоррорам цензуры, в мейнстриме представители привычных для англо-американской традиции страшных жанров появляются не так часто, как хотелось бы. Хоррорманы больше осведомлены о немецком андеграунде, где по сей день выходят крайне жестокие сплаттеры. Беспредельщик Андреас Шнаас, ставший главным представителем такого рода лент в 1990-е, сейчас не активен, зато появились новые постановщики, например Марсель Вальц, ныне перебравшийся в Голливуд. О «Флэшбэке», не самом известном в России слешере, рассказывает Андрей Волков.

«Машинист» - легендарный фильм, который вы могли не смотреть, но о котором почти наверняка слышали, в первую очередь благодаря актерскому подвигу, совершенному исполнителем главной роли. Кристиан Бэйл сбросил более тридцати килограммов и внешне превратился в «живого мертвеца». Но в любом случае самоотдача блестящего артиста не была бы столь высоко оценена, получись «Машинист» проходным и невыразительным триллером из тех, что посмотрели и забыли. Текст подготовил Алексей Петров.

Вы — женщина, у которой не работают ноги. Целые дни вы проводите в кровати. Однажды ваш муж надолго задерживается на работе. Вы звоните ему, но из-за технического сбоя слышите разговор двух людей, которые обсуждают предстоящее убийство. Пытаетесь что-то сделать, сообщить в полицию, достучаться… А потом понимаете, что убивать-то собираются именно вас! Рассказ о тревожной короткометражке «Ампир» подготовил Алекс Лоренц.

«Трупное окоченение» — режиссерский дебют певца, актера, продюсера Джуно Мака и одновременно признание в любви к фильмам золотого века гонконгского кино. Этот период пришелся на 80-е годы прошлого столетия и породил множество картин, варьирующихся от фэнтези с примесью боевых искусств до странных, полных воистину азиатского чувства юмора комедий. Одна из них дала начало целой франшизе в 80х-90х, а в 2013-м обрела новую жизнь в жутком сиквеле — знакомом и совершенно ином. Специально для наших читателей Катарина Воронцова подготовила рассказ о прошедшей долгий путь классике гонконгского хоррора.

«Тупик» создан двумя французами в антураже слешера из серии «заехали не туда». Даже если бы весь фильм был выдержан в этом стиле, было бы все равно неплохо, ведь такие истории были прочно забыты в американском кино лет на двадцать, пока не вышел культовый хоррор Роба Шмидта «Поворот не туда», вновь пробудивший интерес к маньякам и жутким отшельникам. Между тем у работы Андреа и Канепа не зря такое название, заставляющее вспомнить два необычных жанровых образца — «Тупик» Романа Полански и «Тупик» Роланда Клика, созданные в декорациях триллера и вестерна соответственно. Об экзистенциальном французском триллере рассказывает Андрей Волков.

Повесть братьев Стругацких «Отель „У погибшего альпиниста“» была написана в 1969 году и опубликована в 1970. Ценители научной фантастики быстро причислили произведение к классике жанра, хотя из канона Стругацких оно заметно выбивается. «Отель» создавался как литературный продукт, который точно не вызовет нареканий у советских цензурных органов. Задумка удалась, хотя сами авторы от результата были, мягко говоря, не в восторге. Впрочем, это не помешало Аркадию и Борису Натановичам создать на основе повести киносценарий. О знаменитой классике рассказывает читателям DARKER Алекс Лоренц.

Если верить кино, в 50-е годы пришельцы атаковали нашу маленькую планету регулярно. То присылали своих роботов, то сами наведывались к нам на летающих тарелках. Но 1958-м они придумали что-то новенькое — под видом невинного облачка космические захватчики приземлились близ альпийского городка и начали методично отрывать головы местным скалолазам. Это событие вошло во всемирную историю страха под названием «Ужас Тролленберга». Подробнее о вторжении глазастых пришельцев рассказывает Максим Шаповал.

Садясь смотреть «Перед самым рассветом», сразу настраиваешься на хоррор-классику, ибо фильм был действительно высоко оценен отдельными критиками и многими зрителями из целевой аудитории. И здесь скрывается определенной подвох восприятия: картина либо будет искренне восхищать, либо ты будешь искусственно отмечать художественные достоинства, которые на самом деле спорны или вообще таковыми не являются просто потому, что тебе навязали ярлык «классики». Текст подготовил Алексей Петров.

Серьёзного зрителя фильмы Андреаса Бетмана заинтересовать не могли — это чистый exploitation, максимально очищенный от каких-либо чужеродных элементов или проблесков мысли. Но вот, после череды порнофильмов, созданных после «Красной Венеции» под псевдонимом А. М. Бертуччи (и тут проявилось увлечение Андреаса Италией), Бетман задумал дилогию «Прерванная жизнь»... Текст подготовил Андрей Волков.

Крис Коламбус, которого сейчас помнят в основном как режиссера «Один дома» и первых двух «Гарри Поттеров», начал свою карьеру как сценарист, подарив зрителям три фильма, ставших непреходящей классикой подросткового кино 80-х: «Балбесы», «Молодой Шерлок Холмс» и, конечно же, «Гремлины». По нынешним меркам ни на один из этих фильмов детей бы не пустили, но даже в этой триаде «Гремлины» выделяются. До сих пор сложно понять, с чем мы имеем дело — с чернейшей комедией, мимикрирующей под рождественскую сказку, или наоборот? Разобраться попытался Игорь Евдокимов.

Вы готовы узнать страшную тайну о Санта-Клаусе? Не нужно отмахиваться и строить недовольные гримасы. Думаете, вы уже взрослые и эти сказки не для вас? Ох, как вы ошибаетесь! На самом деле Санта — не тот, за кого себя выдает. За добродушной улыбкой, мягкой седой бородой и праздничным красным кафтаном скрывается жуткий демон, отъявленный садист, убийца и грубиян! Покровы с, пожалуй, самого знаменитого сказочного персонажа срывает Вячеслав Ерлыченков в рецензии на фильм «Санта-киллер».

Японская анимация подарила поклонникам темного жанра немало интересных сюжетов и колоритных персонажей. Среди них — OVA «Благородный демон Энма» 2006-07 годов. Это аниме не входит в число наиболее популярных, однако является настоящей жемчужиной хоррора. Рассказ подготовил Игорь Мерцалов.

«Зловещие похороны» не только признаются обозревателями лучшим фильмом «колумбийского Хичкока» Хаиро Пинилья, но и чуть ли не первым саспенсом этой страны. Рассказ о раритете из экзотической страны специально для DARKER подготовил Андрей Волков.

Много ли хорророманов России знают Билла Ребейна? Скорее, о нем осведомлены политологи, поскольку он дважды баллотировался на пост губернатора штата Висконсин. В своем штате Ребейн являлся известным кинематографистом, руководителем студии The Shooting Ranch, где создавал не только научно-фантастическое кино, стяжавшее ему славу, но и рекламную продукцию. Специально для DARKER Андрей Волков подготовил рассказ о сатирическом триллере Билла Ребейна «Игра», малоизвестном среди русскоязычных киноманов.

Вот это желание устроиться на работу в конкретную фирму! Причем не у одного человека, а сразу у восьмерых. Да и то, показаны лишь конкретные герои фильма, тогда как, по словам представителя компании, сюда стремилось попасть намного больше народу. Но в итоге все трудные испытания (какие — останется за кадром) прошла лишь «великолепная (омерзительная?) восьмерка». Остался последний рубеж. Нужно в окружении своих соперников — кандидатов на вакантную должность в течение восьмидесяти минут ответить на вопрос, который… не задан! О классическом триллере «Экзамен» рассказывает Алексей Петров.

1997 год выдался отличным для кинематографа. На зрителей с экранов обрушились такие мастодонты проката и культовая классика, как «Звездный десант», «Достучаться до небес», «Люди в черном», «Пятый элемент» и, конечно же, самый кассовый фильм всех времен на следующие 12 лет — «Титаник». В ряду этих замечательных шедевров мимо широкой публики как-то совершенно незаметно прошел скромный и камерный научно-фантастический триллер из Канады, который снял начинающий режиссер и сценарист Винченцо Натали. «Куб» не сделал огромной кассы, но получил признание критиков и зрителей по всему миру, а со временем обрел не только продолжения, но и культовый статус. С классикой камерных триллеров знакомит читателей Алексей Абросимов.

Повесть А. К. Толстого «Семья вурдалака. Неизданный отрывок из записок неизвестного» (1839) экранизировали не раз — и всегда крайне неудачно. Одна из попыток — «Семья вурдалаков» Игоря Шавлака, вышедшая на экраны в 1990 году. С классикой советского вампирского хоррора знакомит читателей Алекс Лоренц.

«Я купил мотоцикл-вампир» — это бесшабашные ужасы, которые на самом деле не стремятся напугать. Они стремятся развлечь и позабавить зрителя. Именно это главное достоинство фильма, которое выделяет его на фоне прочих историй об одержимых машинах. Подробнее о трешовой классике рассказывает Вячеслав Ерлыченков.

Фильмы великого режиссера Ингмара Бергмана невозможно трактовать однозначно, как нельзя это сделать с произведениями Ф. М. Достоевского, 200-летие которого отмечается в этом году. Разобраться в шведской классике попытался Андрей Волков.

«Что случилось с тетушкой Элис?» в наше время приравняли бы к жанру мамблкор — фильмам, скупым на декорации, имеющим лишь пару локаций, но много диалогов. Разговорный триллер — явление на самом деле частое, и в этом поджанре есть свои иконы и ориентиры. «Что случилось с тетушкой Элис?» вряд ли, конечно, по-настоящему значимая в этой нише лента, но редкая экранизация винтажного детектива вполне себе имеет право быть просмотренной и способна найти своего зрителя. Рассказ о картине подготовил Денис Александрович.