DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

Вообще, маска для джалло не свойственна Это не значит что её там нет, куда уж. Да только на ум первейшим делом являются облачённые в черную кожу перчаток руки убийцы, а не голова: субъективная камера много раз издевалась над зрителем, проецируя путь убийцы, но не лицо одержимого злодея. В «Водолее» убийца тоже одержим. Но ракурс обратный, так что без маски не обойтись. О «Водолее» Микеле Соави рассказывает Лиза Голядкина.

Два путника стремятся в Миргород, где в кабаке, по словам одного из них, есть отличная водка... Упоминание водки и Миргорода не может не насторожить русского зрителя — даже того, который не обратил внимания на титр: «снято по повести Николая Гоголя». Кстати, это самая ранняя из сохранившихся экранизаций произведения. «Маску Сатаны» Марио Бавы пересмотрел Василий Рузаков.

Однажды 54 школьницы разом шагнули под приближающийся поезд. Звучит нереально и зловеще, а выглядит несколько неправдоподобно. Власти и полиция видят в этом некий зловещий заговор и начинают расследование. Оно приводит их к странному сайту, но разобраться в происходящем не так просто. Чтобы понять и воспринять «Клуб самоубийц», нужно перестать мыслить как европеец и отключить значительную часть здравомыслия.

Звучит кощунственно, но факт: в наш век Интернета и онлайн-видео Самара из культового «Звонка» с ее кассетами и магнитофонами осталась не удел. Теперь мистические барышни обитают на сайтах с названиями вроде страх.com, а смерти их жертв из событий частного порядка стали достоянием общественности в виде роликов из Сети. Но техника техникой, а получилось ли снять хорошее кино? Попробовал разобраться Дмитрий Казин.

В мире, переполненном злом, не знаешь, когда смерть предпримет свою атаку. Будет ли она действовать руками твоих близких или просто знакомых, а может тех, кого ты видел всего несколько минут в жизни. А может за тобой придёт, душа маньяка, обитающая в электросети, словно компьютерный вирус? Тут уж кому-как повезет... Иван Иванов вспоминает фильм «Призрак в машине».

«Последний дом слева» — культовый дебют Уэса Крэйвена, фильм, взорвавший в свое время драйв-ины и грайндхаусы и породивший легионы подражателей. Эта картина, безусловно, уступает по лоску и качеству «Кошмару на улице Вязов», фильму, по которому большинство киноманов вспоминают маэстро, но, с другой стороны, есть в ней какой-то внутренний напор и энергия, которая искупает недостаток мастерства... Василий Рузаков «помянул» недавно ушедшего мастера, отрецензировав его первую картину.

Первый фильм, в основу которого легло произведение Г.Ф. Лавкрафта, увидел свет в 1963 году, когда творчество мечтателя из Провиденса еще было таким известным, как сейчас, а на постере даже красовалось имя… Эдгара По. Зато уже в этой ленте по мотивам романа «История Чарльза Декстера Варда» приняли участие иконы хоррора Винсент Прайс и Лон Чейни-младший. А постановкой занимался нынешний ветеран жанра Роджер Корман, за плечами которого уже тогда были десятки фильмов. И «Заколдованный замок» по праву считается одним из лучших среди них.

Предки Уилбера Уэйтли уже пытались вызвать Великих Древних, невзирая на то, что их явление приведет к истреблению человечества. Теперь Уилбер готов повторить попытку, похитив для этого зловещий «Некрономикон» из библиотеки Аркхэма, а заодно прихватив и симпатичную библиотекаршу… Надо же кого-то приносить в жертву, не так ли? Об экранизации лавкрафтовского «Данвичского ужаса», вышедшей в далеком 1969 году, рассказывает Василий Рузаков.

Рекорд по количеству экранизаций прозы Говарда Лавкрафта, несомненно, принадлежит режиссеру Стюарту Гордону. Еще на заре карьеры, сразу после успеха ставшего культовым «Реаниматора», он поставил «Извне», так же основанный на лавкрафтовском произведении. При чем здесь он так же вольно обошелся с оригинальным рассказом «Из глубин мироздания» — и именно поэтому фильм вместил в себе все, за что мы так любим старый-добрый хоррор 80-х.

Как поступает настоящий синефил, если в наш цифровой 3D-век идеалом зрелищного фильма для него остается «Кабинет доктора Калигари» 1920 года? Правильно: берет в руки камеру и сам снимает немое черно-белое кино. Ну а если он еще и поклонник Лавкрафта? Тогда возводит на площадке по-старомодному изящные декорации города Р'льех и поселяет в него кукольного — а не смоделированного на компьютере! — Ктулху. Что ж, посмотрим, что из всего этого получилось…

О таинственном Бермудском треугольнике написано множество книг и статей, снято множество фильмов — и не только документальных. Разумеется, это опасное место в Атлантическом океане нашло свое отражение и в хоррор-кинематографе. Например, в фильме режиссера Рене Кардона-младшего, который вышел в далеком 1978 году и так и называется: «Бермудский треугольник». Картину оценила Ирина Белова.

Они кажутся смешными и забавными. Сопровождают бродячих артистов, участвуют в цирковых представлениях, а в зоопарках вольеры с обезьянами неизменно собирают вокруг себя толпу любопытной детворы. Но так ли они безобидны в дикой природе? В Кении, например, в периоды засухи бабуины регулярно вступают в схватки со своими разумными собратьями по отряду приматов, и потери несут обе стороны. Именно эта тема легла в основу фильма «В тени Килиманджаро» 1986 года, который позволяет взглянуть на этих милых и забавных на первый взгляд созданий совсем под иным углом.

Страшно подумать, но было время, когда о новозеландском кино почти никто ничего не знал. Но, к счастью, все резко изменилось в 1992 году, когда в этой маленькой островной стране вышел фильм молодого режиссера Питера Джексона, на фоне которого сегодня в глазах любителя хоррора меркнут даже такие эпические шедевры, как, скажем, «Властелин колец» или «Хоббит». Феноменальную «Живую мертвечину» с удовольствием пересмотрел Василий Рузаков.

О том, что в диких джунглях Амазонки обитают смертельно опасные гигантские змеи, знает каждый ребенок. Причем те дети, которые росли в 90-х в эпоху видеокассет, с ужасом узнали об этом из одного из популярнейших экзотических хоррор-блокбастеров своего времени — из той самой «Анаконды» с Дженнифер Лопез. О картине рассказывает Ирина Кукушкина.

Американка Билли Хьюз, немая девушка, мастер по специальному гриму, работает со съемочной группой в Москве. Однажды, вернувшись за забытой в студии вещью, она узнает, что в этой же студии подпольно снимают порнофильм, в котором актрису вдруг начинают бить, а потом убивают по-настоящему. Ирина Белова рассказывает о картине Энтони Уоллера «Немой свидетель», снятой в России в лихих 90-х с участием Марины Зудиной и Олега Янковского.

Нет ничего более естественного, чем то, что итальянский страшный кинематограф не смог обойти вниманием тему оперы. В картине «Ужас в опере» полным ходом идет работа над постановкой «Макбет» Джузеппе Верди, но таинственный убийца преследует исполнительницу главной партии, а заодно не дает покоя всей труппе. Иван Иванов вспоминает джалло мастера ужасов Дарио Ардженто, вышедшее на большие экраны в 1987 году.

Легенда хоррора Кристофер Ли вошел в историю, воплотив на экране более двухсот образов. Среди них Чудовище Франкенштейна, Мумия, Саруман, Григорий Распутин, Шерлок Холмс и, конечно, граф Дракула. Причем, по мнению многих, не просто Дракула, а лучший Дракула всех времен. Об экранизации студии «Hammer» 1958 года рассказал Василий Рузаков.

В черном плаще с кровавым подбоем трагический актер Эдвард Лайонхарт бросился вниз головою в Темзу. Причиной стали театральные критики, которые, не скупясь на остроты, в пух и прах разносили игру Лайонхарта и вдобавок присудили престижную награду не ему, а молодому дебютанту. Но год спустя настал час расплаты — один за другим критики стали погибать теми же смертями, что и герои шекспировских пьес… то есть чрезвычайно скверными. Лайонхарт вернулся, сезон открыт, и крови будет много! Вспоминаем классический «Театр крови» с Винсентом Прайсом.

Сегодня зомби так прочно вошли в массовую культуру, что невозможно представить, что когда-то хоррор обходился без них. И тем не менее, впервые широкий зритель услышал об этом подвиде живых трупов лишь в 1932 году с выходом фильма «Белый зомби» — истории колдуна вуду, поднимающего мертвых из могил для работы на заводе. Помимо своей исторической значимости, эта картина также обладает определенной художественной ценностью. В чем она заключается и ради чего стоит смотреть это кино сегодня, постарался выяснить Глеб Колондо.

Богатая, молодая и красивая вдова Ло Инь влюбилась в инженера Сюй Нуо, но тот отверг ее притязания, поскольку любил Куминг. Молодые даже собирались пожениться. Капризная Ло Инь, привыкшая получать все, что захочет, обращается к черному магу Шаню Дзяньми с просьбой приворожить строптивого юношу и убить его невесту. За очень большие деньги колдун проводит обряды на смерть и приворот, и магия начинает свое страшное действие. Ирина Белова вспоминает классический гонконгский фильм «Черная магия».