DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

После успеха голливудского «Дракулы» 1931 года Европа решила представить свой ответ заокеанскому графу-вампиру. Великий датский режиссер Карл Теодор Дрейер, взяв за основу «Кармиллу» Шеридана ле Фаню, в далеком 1932-м поставил удивительно своеобразный фильм под названием «Вампир: Сон Алена Грея», который способен вызвать массу вопросов и у современного зрителя. Об этой черно-белой классике вспомнил и рассказал Глеб Колондо.

Зловещий особняк, жуткий дворецкий, безумные эксперименты с электричеством и кусками мертвых тел, пришельцы с далекой планеты, поющая Сьюзен Сарандон и Тим Карри в чулках в сеточку… Все это возможно только в Трансексуальной Трансильвании! Это очень странное место из очень странного фильма — а потому «Шоу ужасов Рокки Хоррора» нельзя спутать ни с чем другим. О культовом мюзикле Джима Шармена рассказывает Ирина Белова.

Японское кино славится своей экстремальностью и склонностью к весьма необычным жанровым экспериментам – но Такаши Мике и тут стоит особняком. Его лучшие работы – взрывные, вызывающие, непредсказуемые: в одном из его фильмов был кадр, в котором в лицо зрителю летела лапша из простреленного брюха. Однако «Идзо» выделяется даже среди других работ мастера: это отличный претендент на звание самого тяжелого для просмотра и безумного фильма во всей истории кино. Об одном из самых странных фильмов Такаши Миике вспоминает Василий Рузаков.

Хесус Франко, влюбленный в кино плодовитый трешмейкер-ремесленник, снял за свою карьеру почти две сотни фильмов, среди которых представлены самые разные направления эксплуатационного кино. Есть у него и чистые эротические драмы, и серии о женщинах в тюрьмах, и зомби-хорроры, и мистика, и комедии… «Девственница среди живых мертвецов» — лишь один пример из огромной фильмографии режиссера и, стоит отметить сразу, не самый плохой образец его творчества. Об эротическом хорроре культового кинематографиста поведала Ирина Белова.

Слепой скульптор испытывает столь непреодолимое влечение к модели, что решает заполучить девушку не самым заурядным способом: похищает и приковывает ее в своей мастерской. Этот сюжет лег в основу романа японского классика Эдогавы Рампо, а тот, в свою очередь, был экранизирован режиссером Ясудзо Масумурой. О фильме «Слепое чудовище», вышедшем в далеком 1969 году, рассказывает Василий Рузаков.

До сих пор запрещенный в ряде стран роман «120 дней Содома» принадлежит перу небезызвестного маркиза де Сада и, по мнению автора, является самым грязным произведением во всей его библиографии. Наиболее известная его экранизация, в свою очередь, стала не только самым ярким творением Пьера Паоло Пазолини на режиссерском поприще, но и, по одной из версий, стоила итальянскому постановщику жизни. О классической картине «Сало, или 120 дней Содома» вспомнил Ник Кащеев.

В фильмографии Дэвида Кроненберга «Автокатастрофа» стоит особняком. Режиссер отошел от боди-хоррора и снял эротический фильм, тяжелый и странный. Влекущие формы автомобильных корпусов, столкновения человеческих судеб, секс машин. Герои устраивают аварии на дорогах, чтобы достичь оргазма. Куда приведет их болезненная одержимость? Вспоминаем один из самых психопатических фильмов 1990-х.

Мэттью Хопкинс — востребованный специалист: его вызывают, когда надо найти ведьм и изобличить их, чтобы предать казни. В одной из деревень в ведьмовстве заподозрили местного священника, в дочь которого был влюблен один из солдат Кромвеля. Хопкинс и его помощник Стерн, главные герои фильма — исторические лица, известные тем, что за два-три года умудрились истребить больше ведьм и колдунов, чем все остальные их английские «коллеги» вместе взятые. О «Великом инквизиторе» Майкла Ривза, вышедшем на экраны в 1968 году, рассказывает Василий Рузаков.

В 1898 году британский полковник Джон Паттерсон, назначенный руководить строительством железной дороги в Центральной Африке, сполна испытал те же ощущения, что и наши далекие предки, когда они, голые и безоружные, оказывались один на один с хищником. Нападения львов в тех краях не были редкостью, но их методичный отстрел уже стал для человека делом техники. Однако Паттерсону противостояли не самые обычные львы — и именно эта история легла в основу картины Стивена Хопкинса «Призрак и Тьма». О фильме рассказывает Ник Кащеев.

Средневековая Англия. Церковь и инквизиция с великим рвением изобличают и наказывают ведьм, колдуний и прочих прислужников Сатаны. К этому делу с удовольствием подключается знать разного калибра, превращающая пытки и казни в забаву. Лорд Уитмен с сыновьями, не зная границ в жестокости, потакают своим низшим инстинктам. Однажды устроив бойню в обществе язычников, они оставляют в живых лишь старшую ведьму Уну, и та проклинает Уитменов и призывает банши, чтобы погубить весь их род. Классический «Плач Банши» с Винсентом Прайсом вспоминает Ирина Белова.

Европа, XVII век. Мать Иоанну терзают демоны, и на помощь ей в монастырь отправляется ксендз, но, как это обычно бывает, справиться с нечистым оказывается не так уж просто. Столь же тяжело одолеть и черно-белую классику «Мать Иоанна от ангелов», поставленную польским режиссером Ежи Кавалеровичем в далеком 1960 году. Это кино из разряда тех, что оказываются под силу далеко не каждому современному зрителю. Глеб Колондо, однако, ленту оценил и даже поделился впечатлениями.

2014 год унес жизнь замечательного режиссера Майка Николса, известного прежде всего своими драмами и мелодрамами. Лишь немногие помнят, что в числе его заслуг имеется и настоящий фильм ужасов, да еще и о настоящем оборотне. Нельзя не вспомнить о знаменитом «Волке» с Джеком Николсоном и Мишель Пфайффер, пугавшем нас в 90-х и впечатляющим по сей день. Глеб Колондо, отдавая дань уважения Майку Никколсу, вспоминает его самую страшную картину.

Пришло время освежить в памяти классический маньячный триллер «Город, который боялся заката», вышедший в 1976 году, к которому недавно вышел одноименный… сиквел. Почти забытую картину Чарльза Б. Пирса по мотивам реальных событий, произошедших в провинциальном американском городке в 1946 году, где таинственный убийца с мешком на голове держал в страхе всех его жителей, описывает Максим Филатов.

Для культовой картины Клайва Баркера «Ночной народец» 2014 год примечателен знаменательным событием — вышла его режиссерская версия, которую поклонники творчества создателя «Восставшего из ада» жаждали увидеть много лет. Едва ли можно придумать лучший повод пересмотреть классику, поэтому вернемся еще раз в Мидиан, к его удивительным обитателям, вместе с Василием Рузаковым.

Когда погода за окном не располагает к тому, чтобы выбираться из дома, а душа требует приятного времяпрепровождения в зимний вечер, можно вспомнить о старом добром триллере с герметичным сюжетом, увлекающим с головой и щекочущим нервы. Именно к такой категории относится фильм Артура Пенна «Смерть зимой», вышедший в 1987 году и впечатляющий до сих пор. О картине рассказывает Ирина Белова.

Молодая семья, ждущая первенца, наслаждается отдыхом на побережье Испании. И все бы хорошо, но захотелось им посетить один живописный остров, где, говорят, для туристов просто рай. Но сойдя с лодки, они видят необычную картину: на острове совсем нет взрослых, одни только дети. И как оказалось, далеко не самые милые и добродушные. Ирина Белова пересмотрела один из самых шокирующих фильмов о злобных детишках — «Кто может убить ребенка?» Нарцисо Ибаньеса Серрадора.

Итальянский мэтр Марио Бава, поставивший за свою жизнь более тридцати фильмов, не обошел вниманием и тему злобных детишек. В его ленте Операция “Страх”» ужас на зрителя наводит призрак семилетней девочки, трагически погибшей на деревенском празднике. Разумеется, готическая история подана в фирменном стиле, позволяющем без труда узнать почерк легендарного режиссера. Марио Бава и его картину вспомнил Василий Рузаков.

Если три милых ребенка рождаются в момент солнечного затмения, а десять лет спустя отмечают день рождения всей гурьбой, с играми и большим тортом, такой праздник ничем хорошим закончиться не может. И далеко не детский фильм «Кровавый день рождения», вышедший в самый разгар золотого века слэшеров, — наглядное тому подтверждение. Мария Гинзбург не преминула заглянуть на праздник к злобным детишкам и поделилась впечатлением.

Простой австрийский подросток по имени Бенни очень любит пересматривать запись убийства свиньи, а еще снимать домашнее видео самого разного содержания. Однако помимо страсти к видеосъемке и монтажу Бенни проявляет тягу к насилию — и это приводит к последствиям, повергающим зрителя в шок. Историю этого юноши рассказывает один из ранних фильмов Михаэля Ханеке — «Видео Бенни», а о самом фильме — дебютант DARKER Анастасия Федорова.

Готическая атмосфера, вкусный саундтрек, одержимый жаждой мести рок-музыкант, вернувшийся с того света, и трагическая история, случившаяся во время съемок и укрепившая культовый статус картины… Речь, конечно, идет о «Вороне», вышедшем на экраны в 1994 году. Экранизация одноименного комикса с Брендоном Ли в главной роли не смогла ускользнуть от пристального внимания DARKER.