DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

Фильмов, в которых группа людей попадает на таинственный остров, полный опасностей, снято немало. Но столь необычная угроза, с которой столкнулись герои «Нападения людей-грибов», способна выделиться даже в самом разношерстном ряду. Мы решили вспомнить картину культового японского режиссера Исиро Хонды, столкнувшего лбами немало гигантских монстров за свою творческую карьеру.

Если на суше вы можете стать обедом плотоядных растений, то под водой берегитесь водорослей-мутантов! Именно эти создания оказались причиной всех бед героев фильма «Глубокое погружение», которые подобно членам экипажа звездолета «Ностромо» сами принесли их на свою подводную лодку и горько за это поплатились.

Действие хоррора «Присутствие», вышедшего на телеэкранах в 1992 году, происходит на затерянном посреди океана острове, где даже обычные фрукты представляют опасность для жизни. Фильм вдохновил создателей сериала «Остаться в живых», но ныне благополучно забыт, а потому самое время вспомнить о нем вместе с Максимом Филатовым.

DARKER не смог оставить без внимания экранизацию романа Абрахама Меррита «Дьявольские куклы мадам Мэндилип». Мало того, что эта лента одной из первых явила зрителю зловещих кукол, так она еще является работой небезызвестного Тода Браунинга, в послужном списке которого также имеются не менее значительные фильмы 1930-х «Дракула» и «Уродцы».

«Куклы» Стюарта Гордона — это, наверное, самый необычный его фильм. Он больше похож на нравоучительную рождественскую сказку, где добро всегда побеждает зло, где все плохие герои наказаны, а хорошие — вознаграждены. Наша постоянная рецензентка Ирина Белова оценила классический хоррор из 80-х, из тех, какие, увы, больше не снимают.

Теме непростых взаимоотношений чревовещателя и его куклы посвящен фильм «Магия» Ричарда Аттенборо, главную роль в котором исполнил великолепный Энтони Хопкинс. DARKER с удовольствием пересмотрел этот достойный, но подзабытый триллер, чего и вам желает.

Не шутите с незнакомцем! Вдруг он окажется психованным убийцей и смертельно обидится на ваш прикол? Увы, главные герои фильма «Ничего себе поездочка» оказались непугаными дурачками и жестко поглумились по радио над брутальным водилой трейлера… Полюбившийся многим дорожный триллер пересмотрел наш постоянный рецензент Алексей Петров.

В 1975 году Роджер Корман, «король фильмов категории Б», продюсировал картину Пола Бартела «Смертельные гонки 2000». Она стала тематической калькой нашумевшего фильма «Роллербол», повествующего о спорте в антиутопическом мире будущего, где побеждает не тот, кто приходит к финишу первым, а тот, кто лучше других давит пешеходов. Удивительно, но за четыре десятилетия этот конъюнктурный проект обзавелся культовым статусом и сегодня ценится даже выше «Роллербола», а иногда упоминается как «лучший фильм категории Б». Классику эксплотейшена с Дэвидом Кэррадином и Сильвестром Сталлоне оценил Глеб Колондо.

Джек проехал мимо голосующего бродяги, но, встретившись с ним чуть позже в забегаловке, из чувства вины решил подвезти его. Попутчик, Эдриен, оказался очень наглым и самоуверенным. И еще он настойчиво утверждал, что знает все о Джеке и его секрете. Избавиться от его опасного и раздражающего общества невозможно. Куда приведет их совместное путешествие и чем оно закончится? И так ли беззащитен тихий, осторожный Джек? В фокус внимания DARKER попал фильм Виктора Сальвы «Природа зверя».

Глухая американская глубинка, бесконечные поля, протянувшиеся по обе стороны трассы, брат с сестрой едут домой, и больше ни души вокруг. Ни одной машины не встречается на многие десятки километров… По всем канонам жанра должно произойти событие, с которого и начнется отсчет злоключений главных героев. И оно не заставляет себя долго ждать. DARKER никак не мог обойти вниманием столь блестящий образец дорожного хоррора, как «Джиперс Криперс».

«Левиафан» цитирует фантастику ужасов рубежа 70—80-х годов — «Чужого» Ридли Скотта, а в большей степени «Нечто» Джона Карпентера, потому что использует для создания ужасного эффекта прием мутации. Правда, источником страшных превращений является не инопланетный организм, а последствия неудачного военного эксперимента по созданию биологического оружия — такое «эхо войны». Но суть остается одна — ужасное прорывается из самого человека, это не инопланетяне, не акулы и не серая слизь.

Этот фильм в немалой степени вдохновил ремесленников из студии «Asylum» на создание серии жутчайшего трэша о всяческих двухголовых, песчаных, горных и высокогорных плавающих, ползающих, летающих и бегающих по пляжу акулах. Но «Тварь» выгодно отличается от всего этого бреда хоть и фантастическим, но все же по большому счету вменяемым сюжетом, за основу которого был взят одноименный роман Питера Бенчли.

Когда в режиссерское кресло садится лауреат премии «Оскар» за визуальные эффекты, стоит ожидать как минимум зрелищного кино, что и получилось в режиссерском дебюте Джона Бруно. Вышедший в 1999 году «Вирус» основан на комиксе Чака Пфаррера и впечатляет не только спецэффектами, но и актерским составом.

Доктор Сьюзен Маккалистер пытается найти лекарство от болезни Альцгеймера, для чего ставит опыты по выращиванию мозговых клеток на акулах породы мако. Полигоном служит «Акватика», трехуровневая подводная лаборатория с целым комплексом по содержанию акул в неволе. Но в один прекрасный момент происходит непредвиденное, и подопытные акулы с увеличенным мозгом устраивают на станции форменный террор. Об акульем блокбастере «Глубокое синее море» рассказывает Кир Луковкин.

Германия, весна 1944 года. На фронтах солдаты гибнут сотнями и тысячами. А криминальная полиция Берлина ищет серийного убийцу, жертвами которого уже стали более пятидесяти женщин из разных городов и поселков. DARKER вспоминает классический триллер «Ночь, когда приходил дьявол», вышедший в 1957 году в ФРГ и номинированный на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Небольшой отряд гитлеровских солдат прибывает в румынскую деревню, чтобы занять стратегически важную позицию в местной старой крепости, не зная, что здесь им придется столкнуться со сверхъестественным Злом. Раскрывая военную тему, Алексей Петров проанализировал фильм «Крепость» Майкла Манна, основанный на одноименном романе Ф. Пола Вилсона.

Дядя Сэм — образ, использовавшийся в американских пропагандистских плакатах во время войн и наравне со статуей Свободы ставший персонификацией Соединенных Штатов. Нетрудно догадаться, что он горячо «любим» пацифистами и противниками США. Вот и для русского человека совершенно естественно горячо и всей душой любить Дядю Сэма. Если, конечно, речь идет об отличном хорроре Уильяма Ластига.

1917 год. Первая мировая война. Западный фронт. Остатки роты в количестве десяти английских солдат бродят в тумане после отступления. Уставшие, заблудившиеся, они выходят к передовой немецкой траншее, которую обороняют трое немецких солдат. Но немцы ждут врага с противоположного направления… От внимания DARKER не ускользнул британский военный хоррор «На страже смерти».

Своеобразная «картинка в картинке» — такого в «темном» кино еще не было. Получился этакий постмодернистский фильм, сильно тяготеющий к слэшеру. Чтобы воплотить подобную мысль и не промахнуться, необходимо было обладать недюжинным талантом, достаточным для совмещения умной идеи и удачного ее воплощения, не говоря уже о жанровых элементах, ведь хоррор первостепенно должен пугать. Трудно поверить, но Бигасу Луна удалось с лихвой превзойти эти требования и снять одну из наиболее эффектных картин 80-х — «Мучительная боль».

Под пристальное внимание DARKER попал классический «Сын Франкенштейна», третий в серии фильмов «Universal», снятых по мотивам романа Мэри Шелли. Первые два — «Франкенштейн» (1931) и «Невеста Франкенштейна» (1935) — признаны классикой жанра и до сих пор являются частыми гостями ретроспектив и списков ста лучших фильмов. Но «отпрыск», появившийся еще через четыре года, не имел подобного успеха и до сих пор упоминание о нем редко встретишь в текстах, посвященных фильмам ужасов.